Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №2/2007

ДЕТСКИЙ МИР

Мы мечтаем по-английски!

Татьяна АндрееваСемейный центр «Умка» — одно из немногочисленных негосударственных образовательных учреждений г. Красноярска. Здесь занимаются с дошкольниками.
Его директор Татьяна Андреева — женщина современная, образованная, с предпринимательской жилкой, способная вовремя и правильно распознать назревающие потребности на образовательные услуги.
Спрос на обучение иностранным языкам сегодня очень велик. И Татьяна сделала языковое обучение дошкольников стержнем, вокруг которого начал формироваться ее центр. Тем более что образование ей это позволяло: второе высшее образование — преподаватель английского языка.
Первоначально в группы центра принимали малышей 3,5–4 лет. Но оказалось, что английский язык — не единственное, чего хотят состоятельные родители для своих детей. Их интересуют детский фитнес, живопись для малышей, подготовка к школе. То есть все то, что, как им кажется, не представлено или представлено не в полной мере в государственных детских садах, но котируется среди представителей среднего класса.
Кроме того, родители не станут водить ребенка в центр на 15–20 минут. Они заинтересованы в программе продолжительностью не менее 1,5–2 часов. Только она, с их точки зрения, может оправдать силы и время, затраченные на сборы и дорогу.
На запросы родителей Т.Андреева отреагировала чутко и быстро. Это был сигнал: надо расширяться. Расширение, связанное с поиском помещения, — самая болезненная проблема для негосударственного учреждения. Но в данном конкретном случае управление образования города протянуло Андреевой руку и помогло с арендой помещения в одной из специализированных английских школ, расположенных в центре города.
Управленцы усмотрели в этом альянсе взаимную выгоду. Для Андреевой, понятно, такая аренда — единственный способ существования. Для школы — и способ дополнительных доходов, и проблема подготовки будущих первоклассников с определенным языковым уровнем.

Как только «Умка» получил в свое распоряжение (и конечно же отремонтировал) выделенные ему новые помещения, появилась возможность снизить возрастную планку для своих маленьких посетителей и расширить сферу деятельности.
Татьяна Андреева разработала собственную авторскую программу — «Английский с мамой». Предполагалось, что обучаться по ней могут малыши с двухлетнего возраста, но в присутствии и с участием мам. Программа не требовала от детей заучивания и повторения форм. Все занятия проходили в игровой форме и были основаны на детской двигательной активности. Педагог в костюме какого-нибудь персонажа предлагал детям попрыгать, побегать, что-то открыть, достать, спеть песенку и т.п. Мамы участвовали во всех играх и тоже выполняли задания. Им это очень нравилось.
Слава о группах для малышей стала распространяться по городу. Количество желающих посещать клуб резко возросло, а родители, со своей стороны, подружились. Им уже нравилось не просто приводить в «Умку» детей, но и общаться между собой, поэтому отпущенное на занятия время — 1,5–2 часа — уже не могло их удовлетворить. Мамы, для которых «Умка» превратился в клуб общения, попросили расширить программу до 3–4 часов.
Запрос клиента — святое дело. Дирекция «Умки» предложила встречную программу — новые занятия, их новую структуру, а также стала подыскивать новых педагогов. Через кастинг. Слово это новое, использующееся в основном как синоним к слову «конкурс» в творческих профессиях. Кастинг проводится при отборе актеров на роли в кино, при отборе тренеров в фитнес-центры, при отборе высококвалифицированных парикмахеров, стилистов и художников-оформителей.
А вот в «Умке» устраивали кастинг для пополнения кадровой команды.
«У меня что ни человек — то жемчужина, — говорит Т.Андреева. — Настолько одаренные люди — таких поискать! Многие очень молоды, недавно институт закончили. Но глаза у них горят. Я это очень ценю. Меня спрашивают: откуда вы таких берете? Не знаю, откуда. Видно, у нас аура особая. И талантливых людей к нам притягивает — как магнитом».

Дети в возрасте до трех лет занимаются по 2–3 человека. С трех лет они объединяются в группы по 6–8 человек. Чем старше возраст наших воспитанников, тем больше человек может быть в группе. Но больше 10 не бывает — даже во время начала сезона, когда непременно возникает ажиотаж вокруг зачисления.
В «Умке» четко определена норма наполняемости. Больше, чем позволяют условия, не берут. Это незыблемый принцип.
На занятиях с малышами, кроме преподавателя языка, обязательно присутствует психолог. Он же ведет с ними развивающие занятия. С трех лет дети начинают заниматься по предметной системе, и к работе с ними подключаются другие педагоги.
Система предшкольной подготовки в «Умке» специфическая. Иногда родители требуют от дирекции отчета: «Все-таки скажите, что для вас главное — языковое обучение или подготовка к школе?» Татьяна считает, что отделить одно от другого в ее центре невозможно. И занятия иностранным языком, и все другие занятия должны служить всестороннему развитию ребенка. И образовательная политика «Умки», и принятые в ней методики убеждают родителей, что интеллектуальное развитие связано не только и не столько с написанием палочек и крючочков, сколько с занятиями творческой деятельностью. Дети здесь поют, пляшут и рисуют.

Понедельник и четверг — языковые дни центра. Для дошкольников 4–6 лет они начинаются с сорокаминутного базового занятия, на котором используется и учебник, и упражнения по аудированию, и видеоматериалы.
Затем начинается второй блок — арт-занятия с элементами разговорной речи на иностранном языке: игровой английский, музыкальный английский и т.п.
Дети переходят из одного кабинета в другой к разным педагогам. В программу дня обязательно включены спортивные танцы.
Другие дни строятся по-другому. Они включают комбинированные тридцатиминутные занятия по предметам, известным из программы детского сада: математика, окружающий мир, азы грамоты, изготовление мягких игрушек, шахматы. И обязательно — фитнес.
Каждый педагог разрабатывает собственную программу по своему предмету. Она утверждается сначала директором, а потом проходит проверку «на родителя». Если все идет, как надо, и родители довольны, программа «укореняется» в центре.
За четыре года своего существования «Умка» не только приобрел славу престижного образовательного учреждения, но и действительно превратился в семейный центр — в место, куда не просто приводят детей, но которое предпочитают всем другим для проведения праздников и досугов.
Мамы, поджидая детей, тоже могут не терять зря времени. Для них организованы занятия английским языком в группах разного уровня.
А во время летнего городского карнавала пестрая детско-взрослая команда «Умки» была самой красивой, самой эффектной, самой жизнерадостной. Привыкшие сочинять на ходу, педагоги и здесь не ударили в грязь лицом и устроили вместе с детьми спектакль-игру, которую провели после шествия в детском парке. Феи огня, воды, воздуха и земли приветствовали детей с началом лета. А дети пускали самодельные кораблики и украшали ветки деревьев цветными ленточками. Не забывая при этом использовать английские слова и выражения.

Марина АЛЕКСАНДРОВСКАЯ

 

Рейтинг@Mail.ru