Мы мечтаем
по-английски!
Семейный
центр «Умка» — одно из немногочисленных
негосударственных образовательных учреждений г.
Красноярска. Здесь занимаются с дошкольниками.
Его директор Татьяна Андреева — женщина
современная, образованная, с
предпринимательской жилкой, способная вовремя и
правильно распознать назревающие потребности на
образовательные услуги.
Спрос на обучение иностранным языкам сегодня
очень велик. И Татьяна сделала языковое обучение
дошкольников стержнем, вокруг которого начал
формироваться ее центр. Тем более что
образование ей это позволяло: второе высшее
образование — преподаватель английского языка.
Первоначально в группы центра принимали малышей
3,5–4 лет. Но оказалось, что английский язык — не
единственное, чего хотят состоятельные родители
для своих детей. Их интересуют детский фитнес,
живопись для малышей, подготовка к школе. То есть
все то, что, как им кажется, не представлено или
представлено не в полной мере в государственных
детских садах, но котируется среди
представителей среднего класса.
Кроме того, родители не станут водить ребенка в
центр на 15–20 минут. Они заинтересованы в
программе продолжительностью не менее 1,5–2
часов. Только она, с их точки зрения, может
оправдать силы и время, затраченные на сборы и
дорогу.
На запросы родителей Т.Андреева отреагировала
чутко и быстро. Это был сигнал: надо расширяться.
Расширение, связанное с поиском помещения, —
самая болезненная проблема для
негосударственного учреждения. Но в данном
конкретном случае управление образования города
протянуло Андреевой руку и помогло с арендой
помещения в одной из специализированных
английских школ, расположенных в центре города.
Управленцы усмотрели в этом альянсе взаимную
выгоду. Для Андреевой, понятно, такая аренда —
единственный способ существования. Для школы — и
способ дополнительных доходов, и проблема
подготовки будущих первоклассников с
определенным языковым уровнем.
Как только «Умка» получил в свое
распоряжение (и конечно же отремонтировал)
выделенные ему новые помещения, появилась
возможность снизить возрастную планку для своих
маленьких посетителей и расширить сферу
деятельности.
Татьяна Андреева разработала собственную
авторскую программу — «Английский с мамой».
Предполагалось, что обучаться по ней могут
малыши с двухлетнего возраста, но в присутствии и
с участием мам. Программа не требовала от детей
заучивания и повторения форм. Все занятия
проходили в игровой форме и были основаны на
детской двигательной активности. Педагог в
костюме какого-нибудь персонажа предлагал детям
попрыгать, побегать, что-то открыть, достать,
спеть песенку и т.п. Мамы участвовали во всех
играх и тоже выполняли задания. Им это очень
нравилось.
Слава о группах для малышей стала
распространяться по городу. Количество желающих
посещать клуб резко возросло, а родители, со
своей стороны, подружились. Им уже нравилось не
просто приводить в «Умку» детей, но и общаться
между собой, поэтому отпущенное на занятия время
— 1,5–2 часа — уже не могло их удовлетворить. Мамы,
для которых «Умка» превратился в клуб общения,
попросили расширить программу до 3–4 часов.
Запрос клиента — святое дело. Дирекция «Умки»
предложила встречную программу — новые занятия,
их новую структуру, а также стала подыскивать
новых педагогов. Через кастинг. Слово это новое,
использующееся в основном как синоним к слову
«конкурс» в творческих профессиях. Кастинг
проводится при отборе актеров на роли в кино, при
отборе тренеров в фитнес-центры, при отборе
высококвалифицированных парикмахеров,
стилистов и художников-оформителей.
А вот в «Умке» устраивали кастинг для пополнения
кадровой команды.
«У меня что ни человек — то жемчужина, — говорит
Т.Андреева. — Настолько одаренные люди — таких
поискать! Многие очень молоды, недавно институт
закончили. Но глаза у них горят. Я это очень ценю.
Меня спрашивают: откуда вы таких берете? Не знаю,
откуда. Видно, у нас аура особая. И талантливых
людей к нам притягивает — как магнитом».
Дети в возрасте до трех лет занимаются
по 2–3 человека. С трех лет они объединяются в
группы по 6–8 человек. Чем старше возраст наших
воспитанников, тем больше человек может быть в
группе. Но больше 10 не бывает — даже во время
начала сезона, когда непременно возникает
ажиотаж вокруг зачисления.
В «Умке» четко определена норма наполняемости.
Больше, чем позволяют условия, не берут. Это
незыблемый принцип.
На занятиях с малышами, кроме преподавателя
языка, обязательно присутствует психолог. Он же
ведет с ними развивающие занятия. С трех лет дети
начинают заниматься по предметной системе, и к
работе с ними подключаются другие педагоги.
Система предшкольной подготовки в «Умке»
специфическая. Иногда родители требуют от
дирекции отчета: «Все-таки скажите, что для вас
главное — языковое обучение или подготовка к
школе?» Татьяна считает, что отделить одно от
другого в ее центре невозможно. И занятия
иностранным языком, и все другие занятия должны
служить всестороннему развитию ребенка. И
образовательная политика «Умки», и принятые в
ней методики убеждают родителей, что
интеллектуальное развитие связано не только и не
столько с написанием палочек и крючочков,
сколько с занятиями творческой деятельностью.
Дети здесь поют, пляшут и рисуют.
Понедельник и четверг — языковые дни
центра. Для дошкольников 4–6 лет они начинаются с
сорокаминутного базового занятия, на котором
используется и учебник, и упражнения по
аудированию, и видеоматериалы.
Затем начинается второй блок — арт-занятия с
элементами разговорной речи на иностранном
языке: игровой английский, музыкальный
английский и т.п.
Дети переходят из одного кабинета в другой к
разным педагогам. В программу дня обязательно
включены спортивные танцы.
Другие дни строятся по-другому. Они включают
комбинированные тридцатиминутные занятия по
предметам, известным из программы детского сада:
математика, окружающий мир, азы грамоты,
изготовление мягких игрушек, шахматы. И
обязательно — фитнес.
Каждый педагог разрабатывает собственную
программу по своему предмету. Она утверждается
сначала директором, а потом проходит проверку
«на родителя». Если все идет, как надо, и родители
довольны, программа «укореняется» в центре.
За четыре года своего существования «Умка» не
только приобрел славу престижного
образовательного учреждения, но и действительно
превратился в семейный центр — в место, куда не
просто приводят детей, но которое предпочитают
всем другим для проведения праздников и досугов.
Мамы, поджидая детей, тоже могут не терять зря
времени. Для них организованы занятия английским
языком в группах разного уровня.
А во время летнего городского карнавала пестрая
детско-взрослая команда «Умки» была самой
красивой, самой эффектной, самой жизнерадостной.
Привыкшие сочинять на ходу, педагоги и здесь не
ударили в грязь лицом и устроили вместе с детьми
спектакль-игру, которую провели после шествия в
детском парке. Феи огня, воды, воздуха и земли
приветствовали детей с началом лета. А дети
пускали самодельные кораблики и украшали ветки
деревьев цветными ленточками. Не забывая при
этом использовать английские слова и выражения.
Марина АЛЕКСАНДРОВСКАЯ
|