Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №3/2007

ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ

Будущее дошкольного образования —
в руках регионов

В первом номере «Дошкольного образования» 2007 года мы опубликовали фрагмент интернет-конференции с Андреем Фурсенко и обещали читателям, что попробуем уточнить некоторые детали, внести ясность в некоторые положения, которые прозвучали в выступлении министра не совсем отчетливо, и осветить вопросы, которые не прозвучали совсем. Разъяснения газете дает заместитель директора Департамента образования Минобрнауки РФ Игорь РЕМОРЕНКО.

Игорь Михайлович! Средняя школа в следующем году полномасштабно включается в проект модернизации образования. В школах, в частности, будет осуществляться переход на нормативно-подушевое финансирование.
И там также будет изменена система оплаты труда учителя. Насколько модернизация коснется дошкольного образования?

И.Р.: Для начала нужно понять, что будет происходить в школах. Тогда будет ясно, какие сложности возникают с дошкольным образованием. Фонд заработной платы в школах с нового учебного года будет делиться на две части — базовую и стимулирующую. Размер минимальной базовой ставки определяется на правительственном уровне, в соответствии с требованиями трудового кодекса. Базовые ставки, как и раньше, будут зависеть от количества данных уроков, от стажа и от категории. При этом надо иметь в виду, что повышение зарплаты бюджетникам планируется на 15%.

С сентября 2007 года?

И.Р.: Да. Но действительно новое заключается в другом. Ежемесячно учителя будут получать доплату из стимулирующего фонда, которая раз в четверть или в полугодие устанавливается по процедурам школьного совета, анализирующего результаты учительского труда. Эта доплата будет определяться не количеством данных уроков и даже не аттестационной категорией, а некоторыми иными, качественными показателями.
На решение школьного совета будут влиять разные обстоятельства. К примеру, завучи будут предоставлять совету заключения о внеклассной деятельности учителя, о его работе как классного руководителя. Совет будет учитывать активность учеников при участии в научно-практических конференциях, в олимпиадах и результаты этих олимпиад. Возможно, дети будут писать сочинения о своем отношении к тем или иным предметам, рассказывать, насколько интересно и полезно заниматься им у тех или иных учителей. Все это будет суммироваться, и школьный совет на основе предоставленных документов и сведений будет принимать решение о надбавках. При этом я не исключаю, что молодая учительница, имеющая вторую аттестационную категорию, получит гораздо большую доплату, чем солидный педагог высшей категории. Такова примерная схема установления стимулирующих надбавок учителям в школах.

Единого, унифицированного механизма распределения стимулирующего фонда нет?

И.Р.: Нет. В каждом регионе, в каждом городе, даже в каждой отдельной школе существуют некоторые особенности начисления надбавок. Так и должно быть. Разрабатывая методику новых механизмов оплаты труда, мы прежде всего опирались на опыт регионов. Многие регионы перешли на новую оплату труда уже несколько лет назад, в порядке эксперимента. Это Тюмень, Санкт-Петербург, некоторые пробы есть в Самаре, Ханты-Мансийске, Карелии. Я думаю, что регионы могли бы начать вводить новые подходы в области оплаты труда педагогов дошкольных учреждений.

Но ведь изменение оплаты труда связано с введением нормативно-подушевого финансирования.

И.Р.: Да. И в этом вся сложность. Для школы нам относительно легко определить стоимость образовательной программы и понять, какая часть должна финансироваться за счет субвенций из федерального бюджета, что соответствует базовой части образовательного стандарта, а что его превышает. Оценить стоимость собственно образовательных услуг в дошкольном учреждении очень сложно, настолько образование там переплетено с воспитанием. Даже с тем, что мы привыкли называть «уходом». Мы прекрасно понимаем, что маленький ребенок обучается не только на занятии, но и в игре, во время прогулки, во время обеда. Поэтому слово за регионами. От них требуется думать, пробовать, экспериментировать.

Пока я знаю только один регион, который решился на смелый эксперимент подобного рода. В частности, попробовал определить стоимость образовательной программы в детском саду. Это Тюмень. Там действительно перешли на нормативно-подушевое финансирование. Но при этом большая часть детских садов перестала быть ДОУ и стала АНО. Другие почему-то не решаются повторить подобный эксперимент. Видимо, нет уверенности, что они смогут действовать в рамках существующего нормативно-правового поля.

И.Р.: Я как раз хотел призвать региональные и муниципальные власти смелее использовать эту организационно-правовую форму. Она, на мой взгляд, обладает большими возможностями. В том числе и с точки зрения повышения заработной платы сотрудникам. Что касается нормативно-правовой базы, то новый закон об автономных учреждениях теперь принят, и можно смелее действовать в рамках существующей законодательной базы.

До сих пор существовал механизм дополнительного стимулирования педагогов — за счет надтарифного фонда. В чем принципиальная разница между надтарифным фондом и стимулирующим фондом оплаты труда?

И.Р: Я опять буду говорить на примере школы. Сейчас из надтарифного фонда, кроме доплаты за качество преподавания, осуществляется доплата за классное руководство, за проверку тетрадей. Министерство выступает за то, чтобы доплату за такую деятельность, как классное руководство с минимальным набором функций и за проверку тетрадей, учитель получал из базовой части фонда заработной платы, а не из стимулирующей.

Я пытаюсь найти аналоги деятельности учителя в работе педагогов детского сада. Какие могут быть параллели? Уроки — занятия? Классное руководство — прогулка, подготовка к праздникам? Качество образовательной деятельности воспитателя невозможно проверить теми же способами, что деятельность учителя. Пяти-шестилетки уже могут принимать участие в конкурсах и олимпиадах. (Хотя психологи вряд ли в один голос скажут, что это хорошо.) А трехлетки? Двухлетки? Кто сказал, что с ними легче работать? Пока в регионах выделили только один показатель — заболеваемость. На мой взгляд, этот показатель очень сомнителен. У одного педагога дети подобрались более крепкие, а у другого — ослабленные. И он не Господь Бог, чтобы сделать их здоровее своей любовью и заботой. Ну, ладно. Оставим пока эту тему. Будем считать, что регионы начнут экспериментировать с оплатой труда после запуска новой системы в школах, и мы сможем обобщать этот опыт.

И.Р.: Думаю, что проводить прямые параллели между школьной системой оплаты труда и дошкольной — неправильно. Однако общие тенденции изменения систем оплаты труда понятны:
— увеличение размеров оплаты труда;
— связь с качеством;
— вовлечение в процесс установления размеров оплаты труда непосредственных потребителей — родителей, прежде всего.

Но существует еще один важный вопрос. За счет чего формируется стимулирующая часть заработной платы?

И.Р.: Введение новой оплаты труда связано с решением региона увеличить оплату труда учителей. Это увеличение связано не с базовой частью, а именно со стимулирующей.

Это возможно лишь в том случае, если в регионе есть деньги. Если региону есть, откуда взять дополнительные средства.

И.Р.: Да. В некоторых регионах сейчас образуется профицит бюджета. Эти деньги он может вложить в образование. Конкретно, в оплату труда педагогов.
Но, как правило, в большинстве регионов также немало неэффективных расходов. Для решения этой проблемы мы запускаем конкурс региональных проектов модернизации образования. Те регионы, у которых своих дополнительных средств нет, могут принять участие в этом конкурсе. Победители конкурса получат средства на поддержку и обновление материально-технической базы образовательных учреждений, и те деньги, которые раньше расходовались на указанные статьи, можно будет использовать для повышения оплаты труда педагогов. При этом, конечно, сеть образовательных учреждений должна существенным образом обновиться.

Но ведь это разовое вложение со стороны федерации?

И.Р.: Это финансирование в течение трех лет. И мы думаем, что можно было бы включить в этот конкурс и дошкольное образование — как составную часть образовательной структуры региона. Пока этот вопрос еще не решен. Но в перспективе 2008 года мы такие нововведения рассматриваем.

То есть нам остается уповать и экспериментировать?

И.Р.: Не надо уповать, лучше смелее использовать в практике новые модели. Обобщать свой опыт, дорабатывать его и обмениваться этим опытом с коллегами.

Беседу вела Марина АРОМШТАМ

 

Рейтинг@Mail.ru