Готовы ли дети читать?
Методика психолого-педагогической
диагностики
Сколько бы споров о сроках обучения грамоте не
велось, но систематическая, целенаправленная
работа по обучению чтению начинается тогда,
когда дети достигают пяти-шести лет.
Однако и в этом возрасте не все из них готовы
осваивать этот сложный навык.
Творческий коллектив под руководством доктора
психологических наук
Елены КРАВЦОВОЙ и психолога Елены БЕРЕЖКОВСКОЙ
разработал специальную
психолого-педагогическую диагностику для
выявления готовности (и, соответственно,
неготовности) детей к обучению грамоте.
Диагностика достаточно проста в проведении и в
обработке и под силу не только
профессионалу-психологу, но и педагогу,
работающему в подготовительных группах или в
группах предшкольной подготовки. Она основана на
играх, и дети с удовольствием включаются в
выполнение заданий.
В диагностике же заложен и ключ к коррекционной
работе с детьми, продемонстрировавшими
неготовность к обучению чтению.
Диагностика включает игровые тесты на
определение уровня развития речи, на способность
к звуковому анализу, на внимание и уровень
развития моторики.
Перед началом диагностики каждому
ребенку желательно пройти консультацию у
логопеда, который дал бы заключение о состоянии
его артикуляционной функции.
К пяти с половиной годам в подавляющем
большинстве случаев эта функция в основном уже
сложилась (за исключением отдельных
незначительных проблем с «трудными» звуками у
некоторых детей). Если во второй половине шестого
года жизни есть серьезные трудности с
артикуляцией (не обусловленные неправильным
строением периферического
звукопроизносительного аппарата), это, как
правило, обозначает не только чисто речевой
дефект, но особенности и проблемы в общем и
познавательном развитии. Информация об уровне
развития речи ребенка в плане артикуляторной
функции должна обязательно отражаться в карте
его развития. При необходимости нужно, не
затягивая, начинать коррекционную работу, причем
не только логопеду, но и психологу.
«Я знаю пять…»
Игра с мячом
Используется для выяснения словарного
запаса и легкости его актуализации.
Ребенок отбивает мяч об пол,
приговаривая в ритме ударов мяча: «Я знаю пять
имен девочек...» — и продолжает называть их,
отбивая мяч в том же ритме, на каждый из пяти
ударов по имени.
Примечание. В течение года дети,
разумеется, могут и должны играть в эту игру
вместе со старшими и младшими, однако в несколько
дней, непосредственно предшествующих
обследованию, не нужно форсировать именно эту
игру, не нужно специально «натаскивать» ребенка.
Это и невозможно, если иметь в виду предлагаемое
многообразие позиций — столько выучить
специально пяти-шестилетнему ребенку было бы
трудно. В то же время при условии содержательно
наполненной жизни, включающей работу со
множеством сторон реальности и отражающими эти
стороны словами и понятиями, ребенок
продемонстрирует свободное владение материалом.
Игра должна быть знакома ребенку, у него,
естественно, будет две–пять хорошо знакомых,
отработанных позиций в ней (имена девочек, имена
мальчиков, цветы, животные) — без этого было бы
трудно использовать ее в качестве
диагностической пробы.
Начать нужно с хорошо знакомых ребенку
позиций: например, им предлагается перечислить
имена девочек или имена мальчиков. Это — проба,
вспоминание игры.
Далее следуют группы позиций. Из каждой группы с
каждым ребенком нужно выполнить хотя бы две-три
позиции на выбор.
Первая группа позиций —
автоматизированные ряды, такие, как дни недели
(семь).
Вторая группа — те позиции,
которые для ребенка относительно просты, но в то
же время требуют обдумывания, не
автоматизированы: например, предметы одежды,
игрушки.
Третья группа позиций — самые трудные
для ребенка, требующие сосредоточенного обдумывания
позиции.
При необходимости и желании список
позиций для этой игры может быть изменен и
расширен.
Примеры позиций
Тренировочные: имена девочек,
имена мальчиков, дикие животные, домашние
животные, названия цветов.
Автоматизированные ряды: времена
года (четыре), дни недели (семь), время суток
(четыре), названия месяцев (от четырех, если может
— больше).
Не трудные, но требующие обдумывания
позиции: полевые цветы, садовые цветы, деревья,
предметы посуды, предметы мебели, предметы
одежды, головные уборы, виды обуви (сандалии,
босоножки, туфли, ботинки, кроссовки, валенки,
сапоги, резиновые сапоги, «луноходы»,
лакированные туфли...), названия игрушек, школьные
принадлежности (ручка, тетрадь, карандаш,
линейка, портфель, учебники, дневник, ластик,
пропись, пенал, фломастеры, цветные карандаши,
калькулятор...), дикие птицы (можно три), домашние
птицы (можно три), части тела (рука, нога, голова,
грудь, спина, живот, ступня), части лица (глаза,
нос, рот...), пальцы на руке (большой,
указательный...) и т.д.
Трудные, требующие обдумывания
позиции: явления природы (дождь, снег, радуга,
листопад, туман, метель, ветер, тучи, буря,
рассвет, закат), строительные материалы (кирпич,
дерево, бетон, стекло, железо, черепица, доски,
бревна, камень, мрамор), интересные книги, любимые
сказки, хорошие мультфильмы, герои сказок, герои
мультфильмов, названия городов (можно три),
названия стран (можно три).
Списки могут быть дополнены
аналогичными позициями по выбору детей и
педагогов.
В протоколе нужно отмечать
особенности выполнения задания: умело ли ребенок
отбивает мяч, сколько раз во время выполнения
задания он теряет мяч на протяжении одной
позиции (включающей десять ударов: пять — на «я
знаю пять...», и пять — на собственно
припоминаемые ребенком слова). Если ребенок
выполнил задание не с первой попытки, нужно
отметить, с какой попытки ему все-таки это
удалось и в чем была неудача первых попыток. В
протокол вносятся все воспроизведенные ребенком
слова — причем так, как он их произносит.
Если ребенок затрудняется отбивать
мяч или проговаривать нужные слова в темпе
ударов мяча и не склонен освоить это умение «с
ходу», надо провести вариант методики без мяча:
попросить ребенка называть слово-название и
одновременно с этим хлопать в ладоши. В протоколе
нужно отметить, были ли пробы с мячом до полного
отказа работать с ним, и степень объективной
успешности проб с хлопками.
Практически все дети в возрасте пяти с
половиной — шести лет должны уметь отбивать мяч
об пол, не теряя его, в пределах 6–8 ударов. Будет
совершенно нормальным, если ребенок, отбивая мяч
10 раз (а именно столько получается при игре «Я
знаю пять...»), потеряет его или собьется один раз.
Если ребенок не в состоянии отбить мяч 5 раз даже
после неоднократных попыток, это говорит об
определенных проблемах в его сенсомоторном
развитии. Такому ребенку требуется коррекция,
причем не только в плане обучения именно школе
мяча, но и в более широком аспекте.
Возможности ребенка в плане
воспроизведения слов должны в общем
соответствовать его психомоторным возможностям
— он должен быть способен припомнить и сказать
3–6 слов из заданной категории, пока мяч
отскакивает от пола. Это означает, что по
некоторым позициям он воспроизведет не 5, а
только 3–4 слова, а по другим у него останется
«запас».
Продолжение следует |