Сказка про
старушку, которая однажды купила
НА ТРОЙКЕ
Занятие для детей от пяти
лет с элементами музыкального и художественного
развития
|
Некоторые задачи:
— учить детей различать характер
музыки, выразительные интонации мелодии;
— развивать звуковысотный слух, способность к
импровизации при элементарном музицировании на
металлофоне;
— развивать умение передавать характер музыки в
рисунке.
Оборудование и материалы:
— металлические бубенчики;
— фланелеграф;
— три картонных бубенчика для фланелеграфа:
желтый, красный, коричневый;
— музыкальные колокольчики;
— металлофоны;
— фломастеры.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Педагог: Ребята, взгляните в окно.
Какое сейчас время года?
Дети: Зима.
Педагог просит детей перечислить
признаки зимы. Дети выполняют задание.
Педагог: Раньше люди зимой
устраивали катание на санях, запряженных
лошадьми.
Александр Сергеевич Пушкин в своем знаменитом
стихотворении «Зимнее утро» писал:
Приятно думать на лежанке.
А знаешь… Не велеть ли в санки
Кобылку бурую запрячь?
Особенно хорошо было прокатиться на
санях, запряженных тройкой лошадей!
Летит тройка, а вокруг — просторы снежных полей!
Мелькают деревья, припорошенные снегом, сверкают
снежинки на солнце. Вдыхаешь свежий, морозный
воздух и чувствуешь себя крепким, здоровым.
Звучит фрагмент пьесы П.И.
Чайковского «На тройке», 1–8-й такты.
Педагог: Какой характер у этой
мелодии? Можно ли описать его словами?
Дети: Это светлая, нежная музыка.
Педагог: Да, вначале пьеса звучит
очень светло, ласково, привольно. Такие чувства
часто возникают, когда любуешься красотой
природы. Но потом характер музыки немного
меняется. Она звучит с окраской легкой грусти,
волнения. (Исполняются 9–17-й такты.)
Но вот снова появляется первая тема.
Как она звучит теперь? (Исполняются 18–27-й такты.)
Дети: Торжественно, громко.
Педагог: Да, теперь она звучит во
весь голос, ярко, полным звуком, восторженно, с
чувством радости.
Раньше был такой обычай: когда катались на
тройке, подвязывали под дугой лошадиной упряжи
колокольчики.
Со звоном ехать веселей. Ямщики, правившие
лошадьми, верили, что в пургу, в непогоду звенящие
колокольчики помогают не сбиться с дороги.
На колокольчиках даже отливались специальные
надписи: «Звону много — веселей дорога».
Прислушайтесь, когда в пьесе появляется звон
колокольчиков.
Исполняется пьеса.
Дети: Колокольчики слышны в
середине и в конце музыки.
Педагог: Верно. В середине и в конце
музыкальной пьесы. Сможете ли определить
характер средней части пьесы?
(Исполняется фрагмент.)
Дети: Здесь музыка веселая,
игривая.
Педагог: Да, музыка игривая, бойкая,
радостная.
Будто в музыке слышится резвый топот коней и
позвякивание колокольчиков. А уж в третьей,
последней, части колокольчики заливаются вовсю:
тройка помчалась.
(Исполняется фрагмент третьей части.)
Но вот тройка удаляется все дальше и
дальше. Музыка затихает. Умчались кони.
(Исполняется фрагмент.)
Кроме колокольчиков, которыми
украшали упряжь, зажиточные горожане
подвешивали к ногам верховой лошади маленькие
бубенчики. Когда бубенчики звенели, прохожие
знали: нужно уступить дорогу. (Педагог
показывает детям бубенчик.)
Бубенчик — круглый металлический шарик с
дробинками внутри, как погремушка. Бубенчики
отливали из металла, а сверху иногда покрывали
серебром.
У каждого колокольчика и бубенчика свой звук.
Послушайте попевку «Бубенчики» и скажите, какой
бубенчик поет высоким голосом, какой — средним и
какой — низким.
(Исполняется попевка «Бубенчики»
Тиличеевой.)
Дети: У бубенчика «динь» — высокий
голос, у «дан» — средний, а у «дон» — низкий.
Педагог: Правильно. Вот рисунки с
изображением бубенчиков. Это бубенчик «динь»,
это — «дан», а это — «дон». (Все бубенчики
разного цвета.) Расположите на фланелеграфе
эти бубенчики в том порядке, в каком они звучат в
попевке.
Педагог еще раз пропевает фрагмент
музыки. По желанию кто-нибудь из детей
выкладывает на фланелеграфе бубенчики в нужном
порядке. Группа помогает ему.
Педагог: А сейчас попробуем с вами
подобрать эту песенку на металлофоне. По своему
звучанию металлофон очень похож на звучание
колокольчиков и бубенчиков. Я сыграю вам первый
звук «динь», самый высокий, и второй звук — «дан».
А третий — «дон» — попробуйте найти сами. Только
вначале подумайте: эти звуки находятся
совсем-совсем близко.
Снова проигрывается фрагмент
«Бубенчиков» Тиличеевой. Дети пробуют подобрать
песенку на металлофоне.
Педагог: Молодцы, ребята, у вас все
получилось. А сейчас организуем оркестр из
колокольчиков, бубенчиков и металлофонов.
Прозвучит пьеса П.И. Чайковского «На тройке», а вы
попробуйте аккомпанировать мне на своих
музыкальных инструментах.
Дети и педагог вместе исполняют
пьесу.
Педагог: А теперь мы прослушаем
пьесу П.И. Чайковского еще раз, но — с закрытыми
глазами. У вас будет новое задание. Каждый из вас
положит перед собой листочек бумаги и возьмет в
руку фломастер. В зависимости от характера
музыки движения ваших рук будут то плавными, то
отрывочными, энергичными. Ваш фломастер сам
будет водить по бумаге и рисовать музыку.
Звучит пьеса, а дети рисуют с
закрытыми глазами.
Педагог: А сейчас рассмотрим ваши
работы. На что похожи эти плавные линии и завитки?
(Ответы детей.) В ваших рисунках я разглядела
завывание ветра и представила, как одинокий
возница едет по зимней дороге.
Итак, под светлую, спокойную мелодию мы рисовали
плавные, волнистые линии; а когда музыка звучала
ярко, быстро, полным звуком, нашим фломастерам
так и хотелось пуститься в пляс. И линии у вас
вышли совсем другими — короткими, быстро
чередующимися.
Возможно, дома вам захочется нарисовать целую
картину, навеянную музыкой Чайковского и
звучанием колокольчиков. Попробуйте это сделать
и приносите свои рисунки на следующее занятие.
Ольга МИФТАХОВА,
музыкальный руководитель детского сада
«Солнышко»,
пос. Вынгапуровский, Ямало-Ненецкий АО
|