Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №3/2007

РАБОЧИЙ СТОЛ

Сказка про старушку, которая однажды купила

НА ТРОЙКЕ

Занятие для детей от пяти лет с элементами музыкального и художественного развития

Некоторые задачи:

— учить детей различать характер музыки, выразительные интонации мелодии;
— развивать звуковысотный слух, способность к импровизации при элементарном музицировании на металлофоне;
— развивать умение передавать характер музыки в рисунке.

Оборудование и материалы:

— металлические бубенчики;
— фланелеграф;
— три картонных бубенчика для фланелеграфа: желтый, красный, коричневый;
— музыкальные колокольчики;
— металлофоны;
— фломастеры.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Педагог: Ребята, взгляните в окно. Какое сейчас время года?

Дети: Зима.

Педагог просит детей перечислить признаки зимы. Дети выполняют задание.

Педагог: Раньше люди зимой устраивали катание на санях, запряженных лошадьми.
Александр Сергеевич Пушкин в своем знаменитом стихотворении «Зимнее утро» писал:

Приятно думать на лежанке.
А знаешь… Не велеть ли в санки
Кобылку бурую запрячь?

Особенно хорошо было прокатиться на санях, запряженных тройкой лошадей!
Летит тройка, а вокруг — просторы снежных полей! Мелькают деревья, припорошенные снегом, сверкают снежинки на солнце. Вдыхаешь свежий, морозный воздух и чувствуешь себя крепким, здоровым.

Звучит фрагмент пьесы П.И. Чайковского «На тройке», 1–8-й такты.

Педагог: Какой характер у этой мелодии? Можно ли описать его словами?

Дети: Это светлая, нежная музыка.

Педагог: Да, вначале пьеса звучит очень светло, ласково, привольно. Такие чувства часто возникают, когда любуешься красотой природы. Но потом характер музыки немного меняется. Она звучит с окраской легкой грусти, волнения. (Исполняются 9–17-й такты.)

Но вот снова появляется первая тема. Как она звучит теперь? (Исполняются 18–27-й такты.)

Дети: Торжественно, громко.

Педагог: Да, теперь она звучит во весь голос, ярко, полным звуком, восторженно, с чувством радости.
Раньше был такой обычай: когда катались на тройке, подвязывали под дугой лошадиной упряжи колокольчики.
Со звоном ехать веселей. Ямщики, правившие лошадьми, верили, что в пургу, в непогоду звенящие колокольчики помогают не сбиться с дороги.
На колокольчиках даже отливались специальные надписи: «Звону много — веселей дорога».
Прислушайтесь, когда в пьесе появляется звон колокольчиков.

Исполняется пьеса.

Дети: Колокольчики слышны в середине и в конце музыки.

Педагог: Верно. В середине и в конце музыкальной пьесы.  Сможете ли определить характер средней части пьесы?

(Исполняется фрагмент.)

Дети: Здесь музыка веселая, игривая.

Педагог: Да, музыка игривая, бойкая, радостная.
Будто в музыке слышится резвый топот коней и позвякивание колокольчиков. А уж в третьей, последней, части колокольчики заливаются вовсю: тройка помчалась.

(Исполняется фрагмент третьей части.)

Но вот тройка удаляется все дальше и дальше. Музыка затихает. Умчались кони.

(Исполняется фрагмент.)

Кроме колокольчиков, которыми украшали упряжь, зажиточные горожане подвешивали к ногам верховой лошади маленькие бубенчики. Когда бубенчики звенели, прохожие знали: нужно уступить дорогу. (Педагог показывает детям бубенчик.)
Бубенчик — круглый металлический шарик с дробинками внутри, как погремушка. Бубенчики отливали из металла, а сверху иногда покрывали серебром.
У каждого колокольчика и бубенчика свой звук. Послушайте попевку «Бубенчики» и скажите, какой бубенчик поет высоким голосом, какой — средним и какой — низким.

(Исполняется попевка «Бубенчики» Тиличеевой.)

Дети: У бубенчика «динь» — высокий голос, у «дан» — средний, а у «дон» — низкий.

Педагог: Правильно. Вот рисунки с изображением бубенчиков. Это бубенчик «динь», это — «дан», а это — «дон». (Все бубенчики разного цвета.) Расположите на фланелеграфе эти бубенчики в том порядке, в каком они звучат в попевке.

Педагог еще раз пропевает фрагмент музыки. По желанию кто-нибудь из детей выкладывает на фланелеграфе бубенчики в нужном порядке. Группа помогает ему.

Педагог: А сейчас попробуем с вами подобрать эту песенку на металлофоне. По своему звучанию металлофон очень похож на звучание колокольчиков и бубенчиков. Я сыграю вам первый звук «динь», самый высокий, и второй звук — «дан».
А третий — «дон» — попробуйте найти сами. Только вначале подумайте: эти звуки находятся совсем-совсем близко.

Снова проигрывается фрагмент «Бубенчиков» Тиличеевой. Дети пробуют подобрать песенку на металлофоне.

Педагог: Молодцы, ребята, у вас все получилось. А сейчас организуем оркестр из колокольчиков, бубенчиков и металлофонов. Прозвучит пьеса П.И. Чайковского «На тройке», а вы попробуйте аккомпанировать мне на своих музыкальных инструментах.

Дети и педагог вместе исполняют пьесу.

Педагог: А теперь мы прослушаем пьесу П.И. Чайковского еще раз, но — с закрытыми глазами. У вас будет новое задание. Каждый из вас положит перед собой листочек бумаги и возьмет в руку фломастер. В зависимости от характера музыки движения ваших рук будут то плавными, то отрывочными, энергичными. Ваш фломастер сам будет водить по бумаге и рисовать музыку.

Звучит пьеса, а дети рисуют с закрытыми глазами.

Педагог: А сейчас рассмотрим ваши работы. На что похожи эти плавные линии и завитки? (Ответы детей.) В ваших рисунках я разглядела завывание ветра и представила, как одинокий возница едет по зимней дороге.
Итак, под светлую, спокойную мелодию мы рисовали плавные, волнистые линии; а когда музыка звучала ярко, быстро, полным звуком, нашим фломастерам так и хотелось пуститься в пляс. И линии у вас вышли совсем другими — короткими, быстро чередующимися.
Возможно, дома вам захочется нарисовать целую картину, навеянную музыкой Чайковского и звучанием колокольчиков. Попробуйте это сделать и приносите свои рисунки на следующее занятие.

Ольга МИФТАХОВА,
музыкальный руководитель детского сада «Солнышко»,
пос. Вынгапуровский, Ямало-Ненецкий АО

 

Рейтинг@Mail.ru