Продолжение. Начало в
№ 3/2007
Готовы ли дети читать?
Методика психолого-педагогической
диагностики
Сколько бы споров о сроках обучения грамоте не
велось, но систематическая, целенаправленная
работа по обучению чтению начинается тогда,
когда дети достигают пяти-шести лет.
Однако и в этом возрасте не все из них готовы
осваивать этот сложный навык.
Творческий коллектив под руководством доктора
психологических наук
Елены КРАВЦОВОЙ и психолога Елены БЕРЕЖКОВСКОЙ
разработал специальную
психолого-педагогическую диагностику для
выявления готовности (и, соответственно,
неготовности) детей к обучению грамоте.
Диагностика достаточно проста в проведении и в
обработке и под силу не только
профессионалу-психологу, но и педагогу,
работающему в подготовительных группах или в
группах предшкольной подготовки. Она основана на
играх, и дети с удовольствием включаются в
выполнение заданий.
В диагностике же заложен и ключ к коррекционной
работе с детьми, продемонстрировавшими
неготовность к обучению чтению.
Диагностика включает игровые тесты на
определение уровня развития речи, на способность
к звуковому анализу, на внимание и уровень
развития моторики.
Это слово начинается на «м»
Диагностирующий просит ребенка
назвать пять слов, начинающихся на «к» («м», «в»,
«л» и т.д.; потом — на «а», «я», «о», «у» и т.п.). Если
ребенок хорошо владеет мячом, можно попросить
при выполнении задания использовать мяч так же,
как это было в предыдущем задании.
(Это усложнение нужно обязательно
отметить в протоколе.)
Если ребенок легко справляется с
заданием, можно усложнить задание. Например:
придумать пять слов на «с», обозначающих
съедобное.
Примечание. Не нужно говорить «на
букву а» или «на звук а». Нужно говорить «которое
начинается на а», четко артикулируя нужный звук.
Некоторые согласные звуки можно, как и гласные,
потянуть (м-м-м-.., н-н-н-.., с-с-с-.., в-в-в-...), другие (б,
к, г, д...) нельзя. Их нужно произнести громко и
четко.
Это задание пяти-шестилетние дети
выполняют даже лучше, чем обычный взрослый
человек (не филолог по специальности). Это
объясняется особой чувствительностью детей к
звуковой стороне речи. Именно эта
чувствительность является показателем
готовности ребенка к обучению началам грамоты.
Если ребенку явно трудно выполнять задания на
подбор слов с определенными звуками, это сигнал:
необходимо пристальней присмотреться к тому, что
обычно называют общим развитием (сенсомоторика,
познавательное развитие, в первую очередь
воображение), и к личностному развитию. Вполне
возможно, что проблема состоит не в
неспособности ребенка выделять звуки в
произносимых словах, а в том, что он боится
принять задание в ситуации, которую расценивает
как испытание. Возможно, такая позиция — робость,
боязнь взяться за дело — является для данного
ребенка привычной и совсем не связана с уровнем
его познавательного развития.
Эти два варианта — недостаточно
высокий уровень развития познавательных
процессов или проблемы личностного развития —
обязательно должны четко различаться, так как
приемы коррекции в этих случаях неодинаковые.
Нельзя сбрасывать со счетов и случай сочетания
этих факторов. Но практически всегда можно
выделить в каждом конкретном случае первичный
аспект и производный от него.
Аналогично можно просить ребенка
придумать слова, в которых «р» («с», «з» и т.п.)
находится в середине или в конце.
Задания придумать слово, кончающееся
на тот или иной звук, дается отдельно для гласных
(две-три позиции) и отдельно для согласных. При
этом слово флаг может быть воспроизведено
как кончающееся на к, а слово нож —
как кончающееся на ш.
Статья опубликована при поддержке интернет-магазина белорусской мебели в Москве
"Пинскдрев". Мягкая мебель (диваны, кресла), матрасы, корпусная мебель для
спальни, библиотеки, кухни и столовой, для офиса и многое другое. Гарантия качества,
экологичность, рассрочка 0%. Узнать подробнее о компании, посмотреть каталог
мебели, цены и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: pinskdrevmebel.ru.
Примечание. Дети
пяти-шестилетнего возраста редко в совершенстве
выполняют это задание. Нас интересуют те, которые
его все-таки выполняют, и характер «неудач» у
остальных. Необходимо четко фиксировать в
протоколе все слова, которые придумает ребенок.
Сколько слов я скажу?
Даются три фразы возрастающей
сложности: «Пойдем гулять во двор», «У нашей
кошки родились пять котят», «Сегодня за обедом на
третье было мороженое». Можно использовать любые
аналогичные по структуре предложения с
интересным конкретному ребенку содержанием.
Ответы ребенка дословно записываются в протокол.
Они оцениваются положительно независимо от их
правильности, эта оценка акцентируется в
присутствии ребенка.
Примечание. Если
пяти-шестилетний ребенок, не умеющий читать и
писать, считает за одно слово существительное с
предлогом, а то и существительное с глаголом
(сочетания типа «на улице», «на обед», «пить чай»,
«пойдем гулять»), в этом нет ничего необычного, но
это нужно обязательно отмечать в протоколе.
Таких детей, нечетко выделяющих отдельное слово
из предложения, бывает до половины от общего
количества группы и даже немного больше. Это
нормально, но про каждого отдельного ребенка
нужно знать, на каком уровне восприятия речи он
находится, в каком возрасте он осознал, что
значит слово как единица речевого потока.
Продолжение следует |