Ловкость рук — и
многое другое
Некоторое время назад Елена
Коробейникова, воспитатель детского сада № 54
«Золушка» г. Лесосибирска, прочитала в
журнале «Обруч» статью о «ящике ощущений» для
слабовидящих детей. Это своеобразная
модификация хорошо известного педагогам
«волшебного мешочка». Идея понравилась, и
Е.Коробейникова решила создать нечто похожее, но
для работы обычных своих воспитанников в
«Исследовательской мастерской».
В результате был изготовлен «ящик ощущений» для
командной работы.
Ящик представляет собой невысокую коробку с
крышкой, в которой проделано несколько круглых
отверстий (шесть–восемь). Над каждым отверстием
укреплен мешочек без дна. На выдвигающееся дно
ящика кладутся разные предметы.
Дети, занимающиеся в мастерской,
делятся на две подгруппы.
Каждая подгруппа получает свой ящик с разным
содержимым.
Педагог дает задание: первая команда из всего
содержимого ящика отыскивает только каштаны,
вторая — только желуди.
Задание дети выполняют «вслепую», как
и предлагал автор первоначальной идеи.
По отношению к вытащенным из ящика предметам
могут быть даны дополнительные задания:
пересчитать их, разложить по величине, выложить
из них геометрическую фигуру, букву.
Все задания выполняются на скорость. Это создает
соревновательный эффект и придает упражнениям
характер игры.
В творческой лаборатории «Золушки»
существует и другой вариант «ящика ощущений». Он
похож на персонажа настольного театра кукол. У
него есть лицо и, соответственно, характер. Дети с
удовольствием придумают ему имя. Ребенок
прячется за маской-ширмой и продевает руки в
«рукава». С этого момента его руки начинают жить
самостоятельной жизнью. Другие дети по очереди
могут давать «рукам» разные задания: отыскать
какой-нибудь предмет среди других предметов,
набрать на ощупь определенное количество
предметов, разложить их в ряд по величине и т.п.
Можно также давать задания, связанные с
движением рук, пальцев и кистей.
Например, требуется хлопнуть в ладоши пять раз,
постучать кулачком о кулачок шесть раз,
соединить подушечки пальцев обеих рук,
переплести пальцы и покрутить большими пальцами.
И, наконец, последний вариант «ящика
ощущений» — маска для обоняния.
Ребенок в маске выполняет задание определить по
запаху тот или иной предмет.
Но можно сделать еще один шаг и приспособить эту
маску для тренировки мышц языка. Понадобится еще
одна прорезь в области нарисованного рта. Тогда в
нее можно будет всовывать язык и шевелить им изо
всех сил: вверх-вниз, вправо-влево, сильно
вытягивать и быстро прятать. Иными словами, маска
сможет еще и дразниться. Почему бы и нет? Такое
занятие тоже рождает интересные ощущения.
|