Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №5/2007

УЧИСЬ ИГРАЯ

Ловкость рук — и многое другое

Некоторое время назад Елена Коробейникова, воспитатель детского сада № 54 «Золушка» г. Лесосибирска, прочитала в журнале «Обруч» статью о «ящике ощущений» для слабовидящих детей. Это своеобразная модификация хорошо известного педагогам «волшебного мешочка». Идея понравилась, и Е.Коробейникова решила создать нечто похожее, но для работы обычных своих воспитанников в «Исследовательской мастерской».
В результате был изготовлен «ящик ощущений» для командной работы.
Ящик представляет собой невысокую коробку с крышкой, в которой проделано несколько круглых отверстий (шесть–восемь). Над каждым отверстием укреплен мешочек без дна. На выдвигающееся дно ящика кладутся разные предметы.

Дети, занимающиеся в мастерской, делятся на две подгруппы.
Каждая подгруппа получает свой ящик с разным содержимым.
Педагог дает задание: первая команда из всего содержимого ящика отыскивает только каштаны, вторая — только желуди.

13.jpg (23801 bytes)

Задание дети выполняют «вслепую», как и предлагал автор первоначальной идеи.
По отношению к вытащенным из ящика предметам могут быть даны дополнительные задания: пересчитать их, разложить по величине, выложить из них геометрическую фигуру, букву.
Все задания выполняются на скорость. Это создает соревновательный эффект и придает упражнениям характер игры.

В творческой лаборатории «Золушки» существует и другой вариант «ящика ощущений». Он похож на персонажа настольного театра кукол. У него есть лицо и, соответственно, характер. Дети с удовольствием придумают ему имя. Ребенок прячется за маской-ширмой и продевает руки в «рукава». С этого момента его руки начинают жить самостоятельной жизнью. Другие дети по очереди могут давать «рукам» разные задания: отыскать какой-нибудь предмет среди других предметов, набрать на ощупь определенное количество предметов, разложить их в ряд по величине и т.п.
Можно также давать задания, связанные с движением рук, пальцев и кистей.
Например, требуется хлопнуть в ладоши пять раз, постучать кулачком о кулачок шесть раз, соединить подушечки пальцев обеих рук, переплести пальцы и покрутить большими пальцами.

 

 

 

И, наконец, последний вариант «ящика ощущений» — маска для обоняния.
Ребенок в маске выполняет задание определить по запаху тот или иной предмет.
Но можно сделать еще один шаг и приспособить эту маску для тренировки мышц языка. Понадобится еще одна прорезь в области нарисованного рта. Тогда в нее можно будет всовывать язык и шевелить им изо всех сил: вверх-вниз, вправо-влево, сильно вытягивать и быстро прятать. Иными словами, маска сможет еще и дразниться. Почему бы и нет? Такое занятие тоже рождает интересные ощущения.

 

Рейтинг@Mail.ru