Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №5/2007

ПРЕДШКОЛЬНЫЙ ПОРТФЕЛЬ

Продолжение. Начало в № 3, 4/2007

Готовы ли дети читать?

Методика психолого-педагогической диагностики

Сколько бы споров о сроках обучения грамоте не велось, но систематическая, целенаправленная работа по обучению чтению начинается тогда, когда дети достигают пяти-шести лет.
Однако и в этом возрасте не все из них готовы осваивать этот сложный навык.
Творческий коллектив под руководством доктора психологических наук
Елены КРАВЦОВОЙ и психолога Елены БЕРЕЖКОВСКОЙ разработал специальную психолого-педагогическую диагностику для выявления готовности (и, соответственно, неготовности) детей к обучению грамоте.
Диагностика достаточно проста в проведении и в обработке и под силу не только профессионалу-психологу, но и педагогу, работающему в подготовительных группах или в группах предшкольной подготовки. Она основана на играх, и дети с удовольствием включаются в выполнение заданий.
В диагностике же заложен и ключ к коррекционной работе с детьми, продемонстрировавшими неготовность к обучению чтению.
Диагностика включает игровые тесты на определение уровня развития речи, на способность к звуковому анализу, на внимание и уровень развития моторики.

Из каких звуков состоит слово?

Ребенку предлагается произнести слово «суп», отчетливо артикулируя все звуки. Его спрашивают, какой звук здесь первый. Затем диагностирующий еще раз отчетливо артикулирует, выделяя длительностью произнесения первый звук «с-с-с-уп», предлагает ребенку самому так же произнести слово («с-с-суп») и сказать, какой звук был первый. Ответ записывается. Таким же образом выделяется второй звук — «с-у-у-уп». Ребенок должен его назвать, ответ записывается. Третий звук нельзя потянуть. Его придется выделить особо громким и отчетливым произнесением — «суп». Ребенка просят четко повторить слово, записывают ответ. Затем для анализа предлагают слово «сено». Обращают особое внимание на то, уловит ли ребенок разницу между твердым с в слове «суп» и мягким сь в слове «сено».

Примечание. Дети, умеющие читать, вероятно, будут настаивать на том, что оба слова начинаются на «букву сэ», и только при большом количестве наводящих вопросов смогут осознать разницу между тем и другим звуком. Это следует занести в протокол. Для таких детей проба на способность к звуковому анализу, как правило, уже неактуальна. Действие звукового анализа у них есть, но оно уже не выявляется отдельно от целостной речемыслительной деятельности со звукобуквенными комплексами. Будут дети, которые не смогут отделить первый звук слова от второго — «первый звук су, второй у, третий п». Или «су, п»; первый звук се, второй но или се, э, нэ, о. Эти дети в действии хорошо различают твердый и мягкий звуки, но еще не умеют отделить их от слога. У них действие звукового анализа еще не сложилось, проба для них преждевременна.

Стоит обратить внимание на моторное развитие таких детей — и на их способность к координации движений всего тела (катание на лыжах, велосипеде, бег, прыжки, бросание и ловля мяча), и на развитие тонкой моторики (умение справляться со шнурками, пуговицами, способность рисовать, лепить, вырезать и т.д.).

Приемы коррекции тоже будут в основном связаны с работой над сенсомоторикой.

Обычно около четверти пяти-шестилеток имеют выраженные трудности этого характера. Все эти дети не умеют читать, хотя далеко не все, кто блестяще анализирует звуковой состав слова, умеют. Но исправить положение, обучая чтению, удается крайне редко. Более того, таким детям противопоказаны занятия непосредственно чтением. У них еще не сложился необходимый для чтения психологический механизм, поэтому легко возникает дефектный, побуквенный способ, который потом нелегко перестроить.

Скопируй узор

Ребенку дают лист бумаги в клеточку и предлагают скопировать рисунок по клеткам.
В результате должна получиться рамка сложной формы.

Нормальным для этого возраста будет один или два сбоя, которые несколько исказят форму рамки. Скорее всего ребенок сам скорректирует свои ошибки, когда догадается, что должна получиться замкнутая форма. Подобные сбои бывают обычно более чем у половины детей обследуемой группы. В то же время три четверти детей, пусть с теми или иными погрешностями, в целом правильно копируют рисунок. Около четверти детей, не обучавшихся специально «графическим диктантам», не смогут выполнить это задание: у них не получится сколько-нибудь вразумительной формы. Необходимо различать в этих случаях, с какими именно проблемами мы имеем дело: с проблемой включенности ребенка в процесс, с проблемой произвольного внимания или способности удержать темп работы, с моторными трудностями. В зависимости от этого строится коррекционная работа с тем или иным ребенком.

Второй этап работы связан с новым заданием. Ребенку предлагается врисовать в получившуюся рамку портрет. (Если рамка у ребенка не получилась, взрослый помогает ее закончить или предлагает уже готовую рамку.) Чей портрет будет изображен, решает сам ребенок. Ему говорят, что он может нарисовать и автопортрет — то есть самого себя.

Диагностирующий отмечает, сколько времени ребенок рисовал.

По окончании рисования ребенка просят подписать картинку — нарисовать печатными буквами имя изображенного на портрете и свое собственное имя (имя художника). Ребенок может подписаться только первой буквой имени.

Затем ребенку предлагают рассказать о том, кто нарисован. Его рассказ записывается дословно. Если у ребенка не получается самостоятельно составить рассказ и взрослому пришлось задавать ему вопросы, в протоколе фиксируется диалог.

«Я знаю буквы»

У ребенка спрашивают, знает ли он буквы. Ответ записывают. Если ребенок считает, что знает, его просят написать печатными буквами два-три известных слова (свое имя, «мама», имя братика или сестрички и т.д.). В случае, если ребенок «печатает» более или менее свободно, предлагают «напечатать» слова со слуха: «кино», «сок», «дом».

>Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru