Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №5/2007

ПРЕДШКОЛЬНЫЙ ПОРТФЕЛЬ



Играем в почту

Третья вариация
на тему детского чтения

Начало см. в № 3, 4/2007

Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне?

Чувствуете, как забилось сердце? Почтальон к нам идет! Он письмо нам несет.
Вспомните, когда вы последний раз получали — не газету, не рекламное приложение неважно к чему, не извещение о повышении квартплаты — письма? А когда отвечали на них?
«Я не любитель писать... Извини, но писать не обещаю... Надо бы написать, да все времени нет...»
Это симптомы телефонной эры. Культура письменной речи, этика письма безвозвратно уходит из нашей жизни.
Теперь уже такие аргументы, как «Научишься читать — умным станешь! Много нового узнаешь!», работают очень слабо. Ваш малыш благодаря телевизору, видео и компьютеру в свои пять, шесть, семь лет информирован гораздо лучше, чем вы в его возрасте. Причем без всяких книг.

Но книги — это не только Знание, как мы привыкли его понимать, не только информация, это еще и общение, мир переживаний другого человека. Особенно, когда речь идет о художественной литературе. Один из мудрейших отечественных психологов Лев Семенович Выготский писал, что искусство позволяет человеку прожить не только одну собственную жизнь, но пережить и вобрать в себя события и жизненный опыт множества персонажей, которых он встречает на страницах книги. Такое общение не потеряло своего значения и поныне.
И взрослому, и ребенку оно нужно как воздух. И в ваших силах показать малышу, что такое общение, с помощью письменной речи.

Попробуйте поиграть с ним в очень серьезную игру под названием «Почта».

Для начала повесьте почтовый ящик (хотите — соорудите его из фанеры, хотите — склейте из картона). А можете никаких ящиков не вешать, а облюбовать себе тайничок. Например... дупло. Так или иначе, но место, откуда достаются письма, должно быть особенным — «маркированным», как говорят ученые. И шуршащий маленький конвертик (обязательно запечатанный — тайна почтовой переписки!), извлекаемый из этого особенного места маленьким любителем компьютерной графики, оказывается для него чем-то наподобие подарка Деда Мороза или Санта-Клауса.

Разбирать написанное поначалу непросто: требуется воля, напряжение, сосредоточенность. Но может ли быть что-нибудь более действенное, с такою же силой побуждающее шестилетнего, даже пятилетнего малыша читать, как лично ему адресованные письма?

И мало ли кто может прислать письмо!
И Доктор Айболит, и Дождевой Червяк, и Мальчик из Далекой Страны... Даже если ребенок знает, что дождевые червяки не умеют писать, в этого — Автора Письма — он захочет поверить. Потому что больше всего на свете любит играть и постоянно готов к свершению чуда.

Но можно и не выдумывать ничего особенного. Чтение письма — всегда захватывающее таинство, и автор послания всегда обладает особым статусом и всегда принадлежит «прекрасному далеко». Даже если это мама, папа или бабушка, в настоящий момент сидящие в соседней комнате.

«Егор! Сегодня у меня очень плохое настроение. Догадываешься, почему? Ты заставил меня сильно рассердиться. Я всегда расстраиваюсь, когда приходится тебя наказывать...»

«Почтовая» этика требует не оставлять письма без ответа. И вот малыш уже выводит печатными буквами (хотя что может быть невыносимей для мальчишки, чем писать?): «Я хачу памирица».

У этого «хачу» очень важная функция. Оно показывает: в письме можно сказать что-то, что порой трудно выговорить вслух. А ведь так важно, чтобы человек, в том числе и маленький, владел разными формами самовыражения, высказывания.

Поэтому не обращайте внимания на ошибки. Они неизбежны, и бороться с ними надо на другом фронте. Главное, сами пишите грамотно, крупными буквами. Есть возможность — печатайте, тоже обязательно крупно. Что вам позволено, так это научить ребенка правильно писать обращение в начале и слово «до свидания» в конце — то есть опять-таки тому, что непосредственно относится к этике переписки.

Вот, пожалуй, пока и все о важности и нужности домашней почты.

Счастливых, волнующих вам писем!

Марина АРОМШТАМ

 

Рейтинг@Mail.ru