Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №6/2007

КРУГЛЫЙ СТОЛ

Почему мы не радуемся повышению рождаемости?

Слово «демография» состоит из двух корней греческого происхождения: демос — народ, графо — писать. То есть дословно означает «запись (перепись) народа».

Необходимость «переписывать народ» возникла еще в Древнем мире и связана была с желанием властителей узнать, сколькими подданными они владеют. Как повествует Евангелие, Иосиф-обручник вместе с женой своей Марией отправился из Назарета в Вифлеем по приказу императора Августа, пожелавшего узнать, сколько же подданных в Римской империи. Для переписи населения император приказал каждому явиться в город, где он родился.

Дело было не в любознательности и даже не в праздном желании похвастаться «Вот я какой могучий!». Тут, скорее, работали законы экономики, властительной бережливости. Может быть, жадности. Количество подданных — не праздная цифра. Подданные — налогоплательщики. А эти данные напрямую связаны с попыткой контролировать пополнение императорской казны и планировать возможные расходы. Налогами облагались мужчины и мальчики. Женщины тогда в счет не шли. Их не считали и налогами не облагали. Поэтому Иосиф отправился в свой родной Вифлеем и взял с собой беременную Марию, которая была родом из Назарета.

Перепись населения долгое время была единственным содержанием демографии.
А исследования демографии как российской науки, становление которой начинается в XVIII веке, шло в основном в русле статистики: столько-то родилось, столько-то умерло, осталось столько-то.

И дело уже не сводилось к налогам. Статистика населения позволяла оценить ресурсы рабочей силы, человеческие ресурсы армии, бедственное или процветающее положение той или иной губернии и т.п. Поэтому, кроме широкомасштабных акций по переписи населения, вводится регистрация рождений и смертей.

Развитие демографии как науки, исследующей закономерности изменений народонаселения страны, получает мощный толчок в 20-х годах прошлого века. В послереволюционной России создается Институт демографии АН УССР и Демографический институт АН СССР. Впервые исследуются факторы, влияющие на рождаемость, в частности, проблемы формирования и развития семьи, делаются демографические прогнозы.

Однако в начале 30-х годов недолговечному расцвету демографической науки приходит конец: в своих прогнозах и исследованиях она не совпадает с «закономерностями» общественного развития, сформулированными действующей властью, «отцом народов». Поэтому институты закрываются, а ученых репрессируют.

И только в 60-х годах, в «эпоху оттепели», после проведения переписи 1959 года возобновляются некоторые демографические исследования. Они неполные и ведутся по ограниченным направлениям. Но в 1969 году демографы формулируют важное положение: демография не может сводиться к статистике населения, а законы ее достаточно сложны.

В конце ХХ века российская демография интегрируется в мировую науку. В рамках экономической демографии вводится такое понятие, как демографический оптимум. Это значит, что для успешного экономического развития той или иной области существует некоторая оптимальная цифра народонаселения. Если людей на данной территории меньше, это плохо. Но и больше тоже плохо. Становится также ясно, что рождаемость связана со смертностью, а демографическое моделирование — достаточно сложная вещь.

Динамика демографических процессов в России не отличается благополучием. С точки зрения общих прогнозов, которые, к примеру, делает американская общественно-исследовательская организация Population Reference Bureau, население России к 2024 году составит 136,9 млн. человек, а к 2050 году — 119 млн. человек. То есть через 50 лет сократится на 20%. Российские демографы согласны с этим прогнозом: низкая рождаемость сочетается в России с очень высокой смертностью.

«Необходимость в отчаянных мерах не только назрела, но даже перезрела. Но ужас ситуации в том, что никто точно не знает, какими именно должны быть эти меры. В российской политической элите бытует мнение, что любую проблему можно решить — были бы деньги. Но, к сожалению, применительно к рождаемости этот принцип работает весьма условно. Закономерности рождаемости еще плохо изучены демографической наукой», — считает российский ученый Жанна Зайонковская.

Однако те, кто ответственен в России за состояние детских садов, и те, кто в них работают, сегодня находятся в ситуации, когда не могут разделять ни опасений по отношению к сокращению рождаемости, ни радости по поводу новой волны прироста населения.

Сокращение численности россиян происходит в основном за счет убывания сельского населения. В крупных городах, напротив, наблюдается значительный прирост жителей — не только за счет повышения рождаемости, но и за счет миграции из села в город. И именно это обстоятельство порождает острую нехватку детских садов.

Для дошкольной педагогики последнее обстоятельство оказывается разрушительным, потому что переполненный детский сад не способен качественно выполнять поставленные перед ним задачи, а педагоги работают в режиме нарушения всех и всяких норм гигиены педагогического труда.

В результате столь желаемое повышение рождаемости оборачивается ростом заболеваемости среди малышей (в результате скученности в группах, в результате отсутствия возможности нормально играть) и ускоренным «изнашиванием» кадрового состава дошкольных учреждений.

Все-таки вопрос количества людей в государстве не может решаться в отрыве от проблемы их качества. Хотя бы с точки зрения состояния здоровья.

А по отношению к детскому саду сейчас нарушен тот самый демографический оптимум, который только и может обеспечить процветание области.

Подготовлено с использованием статьи
Владислава ГАЛЕЦКОГО и материалов
агентства «ПРАЙМ-ТАСС»

 

Рейтинг@Mail.ru