Продолжение. Начало в
№ 3, 4, 5/2007
Готовы ли дети читать?
Методика психолого-педагогической
диагностики
Сколько бы споров о сроках обучения грамоте не
велось, но систематическая, целенаправленная
работа по обучению чтению начинается тогда,
когда дети достигают пяти-шести лет.
Однако и в этом возрасте не все из них готовы
осваивать этот сложный навык.
Творческий коллектив под руководством доктора
психологических наук
Елены КРАВЦОВОЙ и психолога Елены БЕРЕЖКОВСКОЙ
разработал специальную
психолого-педагогическую диагностику для
выявления готовности (и, соответственно,
неготовности) детей к обучению грамоте.
Диагностика достаточно проста в проведении и в
обработке и под силу не только
профессионалу-психологу, но и педагогу,
работающему в подготовительных группах или в
группах предшкольной подготовки. Она основана на
играх, и дети с удовольствием включаются в
выполнение заданий.
В диагностике же заложен и ключ к коррекционной
работе с детьми, продемонстрировавшими
неготовность к обучению чтению.
Диагностика включает игровые тесты на
определение уровня развития речи, на способность
к звуковому анализу, на внимание и уровень
развития моторики.
Рисунок к рассказу
Ребенку читают (или рассказывают, что
предпочтительней) короткий рассказ — например,
из «Рассказов для детей» Л.Н. Толстого
(«Косточка», «Лев и собачка» и т.д.), и просят
нарисовать к этому рассказу картинку. После
рисования предлагают прокомментировать рисунок.
Рассказ ребенка дословно записывается.
Примечание. Рассказ должен быть незнаком
ребенку. Если дети хорошо знают «Рассказы для
детей» Толстого, нужно выбрать что-нибудь другое.
Если книжка, в которой напечатан рассказ,
снабжена иллюстрациями, нужно переписать текст
на листочек и читать по нему, чтобы не «сбить»
ребенка готовой иллюстрацией.
Пяти-шестилетние дети обычно с удовольствием
слушают чтение вслух, рисуют картинки и
рассказывают, что они изобразили. Настораживать
должны следующие ситуации: ребенок, прослушав
рассказ, начинает рисовать что-то не относящееся
к тексту, — принцессу, домик, лошадь и т.д. То есть
то, что он умеет и любит рисовать. Это
свидетельствует о том, что ребенок не принял
задания рисовать по прочитанному рассказу. Он
воспринимает ситуацию не целостно, а
фрагментарно, частично.
У ребенка могут возникать трудности с рассказом
по картинке. Причина трудностей связана либо с
построением собственной активной речи, либо с
личностными особенностями — неуверенностью в
себе, застенчивостью, с привычкой молчать и
пассивно пережидать требования взрослого.
Играем с матрешкой
Для выполнения задания необходима
шестисоставная матрешка или заменяющий ее набор
пластмассовых вкладышей-бочек. Можно специально
подобрать или изготовить набор из шести
вкладывающихся одна в другую коробочек с плотно
закрывающимися крышками. (На крышки наклеивают
разные интересные картинки.)
Ребенка просят разобрать матрешку (или
заменяющее ее пособие) и сложить каждую куклу в
отдельности — соединить нижнюю и верхнюю
половинки.
В протоколе фиксируется характер движений
ребенка: уверенность, целенаправленность,
точность, достаточность прилагаемых усилий,
преобладание активности правой или левой руки.
Например: «Левой рукой держит нижнюю половинку,
правой уверенно, с поворотом, снимает верхнюю и
ставит на стол». Или: «Тянет части матрешки двумя
руками в разные стороны, но прилагаемых усилий
недостаточно, чтобы матрешка открылась».
Затем ребенка просят поставить матрешек в ряд по
порядку, начиная с самой большой и кончая самой
маленькой. Фиксируют уверенность этих действий,
быстроту выполнения задания, наличие или
отсутствие ошибок, самостоятельное их
исправление и помощь, оказанную взрослым:
наводящие вопросы, привлечение внимания к ошибке
невербальными средствами и т.д.
Когда матрешки расставлены в ряд по росту,
ребенка попросят их сосчитать. Если ребенок
называет неправильное число, ему помогают
пересчитать кукол и отмечают это в протоколе.
Затем просят ребенка зажмуриться и в это время
быстро убирают одну матрешку, а остальные
сдвигают так, чтобы между ними не оставалось
пустого пространства. Предлагают ребенку
открыть глаза и снова сосчитать матрешек. Вопрос:
сколько матрешек спряталось? (Можно показать, где
именно прячутся матрешки: например, под платком
или за стопкой книг.) Если ребенок дает
правильный ответ, ему возвращают спрятанную
матрешку и просят поставить ее на прежнее место.
Выполнение задания фиксируют в протоколе.
Если вопрос слишком труден для ребенка, нужно
показать спрятанную матрешку и попросить
поставить ее на место. После этого ребенок должен
отодвинуть в сторону две матрешки и сосчитать
оставшиеся. Потом ему опять предлагают
зажмуриться и прячут одну матрешку — но уже не из
шести, а из четырех. Ребенок открывает глаза и
говорит, сколько матрешек спрятано. Если этот
вариант задания дается ребенку очень легко,
можно повторить попытку, спрятав две или даже три
матрешки. Все пробы нужно тщательно фиксировать
в протоколе.
Разложи колечки
Для выполнения этого задания
необходима пирамидка, состоящая из десяти колец.
Ребенка просят разобрать пирамидку, разложить
кольца по порядку — от самого маленького к
самому большому, отложить в сторону четыре
кольца и сосчитать оставшиеся. Затем требуется
снова соединить все кольца вместе, а потом
разделить их пополам, на две группы — так, чтобы в
них было поровну колец. В протоколе фиксируют,
как ребенок будет выполнять это задание: смутит
ли его разный размер колец, будет ли он стараться
положить в обе группы и большие кольца, и
маленькие или разделит все подряд и даже положит
в одну «половину» четыре кольца побольше, а во
вторую — шесть поменьше? Когда кольца будут
разложены, пусть ребенок объяснит, почему он
разделил их именно так.
Обычно около трети детей легко, «играючи»
выполняют задания с матрешками и кольцами. Чуть
больше трети справляются с заданием, испытывая
трудности. Они ошибаются, действуют и отвечают с
паузами, иногда нуждаются в помощи взрослого. И,
наконец, примерно четверть детей испытывает при
выполнении задания значительные трудности.
Именно для них предназначены облегченные
варианты заданий.
Продолжение следует
|