Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №6/2007

ПРЕДШКОЛЬНЫЙ ПОРТФЕЛЬ

Буквенная геометрия,

или Нетрадиционные способы обучения чтению

Чтобы обучение чтению не надоедало ребенку, можно использовать разные способы для пробуждения интереса к этому занятию.
В частности — «зашифрованные слова».
Чтение зашифрованных слов требует дополнительных усилий для прочтения и связано с решением пространственных и логических задач.
Играть в шифрованные слова можно только в том случае, если ребенок уже знает буквы, умеет складывать из них слова и немного читает.

Ребусы

При составлении и разгадывании ребусов с детьми надо начинать с самого простого — с обыгрывания предлогов.
Работа по составлению и разгадыванию ребусов, основанных на обыгрывании значения предлогов, представляет собой своеобразную «буквенную геометрию» и очень полезна для развития пространственных представлений. Но если ребенок еще плохо ориентируется в пространстве и неправильно употребляет предлоги, он будет испытывать трудности при разгадывании ребусов. Так что это занятие носит еще и оттенок тестового упражнения.
Играя в ребусы с детьми, только начинающими читать, нужно подбирать короткие слова с ясным значением и не использовать дополнительных усложнений в виде отбрасывания или замены букв.
Возьмем, к примеру, предлог «в». Его значение — «находиться внутри».
Теперь подберем короткие слова, начинающиеся с «в»:
Вова, Валя, Ваня, вода, волк, ворон.
Разложим их так, чтобы «в» читалось как предлог: в о «ва», в а «ля», в о «лк».
Изображение ребуса напрашивается само собой: рисуем большую букву О и вписываем в нее слог «ва», «ля» или сочетание «лк».

Можно подбирать слова, в которых «в» находится в середине: «со» в «а», «тра» в «а».
(На первых порах лучше избегать слов, в которых «в» является мягким звуком: таких, как «верблюд» и «верба», так как «е» в этих словах читается как «э», а ребус заставит читать ребенка слово неправильно — «вьербюд», поскольку буква «е» в начале слова произносится как два звука — «йэ».)
По такому же принципу строятся ребусы, содержащие «по», «на», «под»: по «ля» — «на», «то» по «р», «са» — по «ги», на «ро» — «д», под «ва» — «л».

Другие способы «шифрования слов»

Существует несколько известных способов шифрования слов, которые давно уже используются в методиках и упоминаются в детской художественной литературе.
Первый — слово, записанное с помощью элементов букв, которые требуется достроить.
Это упражнение способствует развитию узнавания графического образа буквы.

Другой способ — зеркальное изображение слова. Чтобы его прочитать, надо поднести надпись к зеркалу. Этот прием, в частности, обыгрывается в замечательной «азбучной» сказке Ирины Токмаковой «Аля, Кляксич и буква Я».

Можно писать слова вверх ногами и справа налево. Такое чтение тоже требует от ребенка решения пространственных задач. К тому же оно является своеобразной профилактикой зеркального написания букв в будущем, когда такие ошибки уже «караются».
Наконец, известный педагогам способ шифровки слов с помощью обозначения букв цифрами.
Можно предлагать детям таблицу, в которой каждой букве соответствует цифра, а можно зашифровывать буквы с помощью их порядкового номера в алфавите (прямого и обратного). Но это, конечно, значительно сложнее.
Возможно, родители смогут придумать еще какие-нибудь несложные и остроумные способы составления «тайных писем» и пополнить этот список.

Письма в картинках

Письма с использованием рисованных изображений — важнейшая составляющая при подготовке детей к восприятию печатного и письменного текста как источника информации.

Педагоги, работающие по программе Л.Венгера «Развитие», широко используют в своей работе условные значки и с их помощью составляют различные таблички и инструкции.

Но можно попытаться «писать» с помощью таких значков целые сообщения и внести в работу больше художественности.

Прочитайте детям сказку Р.Киплинга «Как было написано первое письмо», познакомьте их с упражнениями Светланы Прудовской (см. материал «Здравствуй, буква!»). Возможно, в библиотеке вашего детского сада имеются книжки издательства «Академия развития» из серии «Учим читать малышей». Большая часть слов в них заменена картинками. Когда малыш усвоит принцип составления письма с помощью картинок, он с удовольствием попробует себя на этом поприще.

Марина АРОМШТАМ

 

Рейтинг@Mail.ru