Буквенная геометрия,
или Нетрадиционные способы обучения
чтению
Чтобы обучение чтению не надоедало
ребенку, можно использовать разные способы для
пробуждения интереса к этому занятию.
В частности — «зашифрованные слова».
Чтение зашифрованных слов требует
дополнительных усилий для прочтения и связано с
решением пространственных
и логических задач.
Играть в шифрованные слова можно только в том
случае, если ребенок уже знает буквы, умеет
складывать из них слова и немного читает.
Ребусы
При составлении и разгадывании
ребусов с детьми надо начинать с самого простого
— с обыгрывания предлогов.
Работа по составлению и разгадыванию ребусов,
основанных на обыгрывании значения предлогов,
представляет собой своеобразную «буквенную
геометрию» и очень полезна для развития
пространственных представлений. Но если ребенок
еще плохо ориентируется в пространстве и
неправильно употребляет предлоги, он будет
испытывать трудности при разгадывании ребусов.
Так что это занятие носит еще и оттенок тестового
упражнения.
Играя в ребусы с детьми, только начинающими
читать, нужно подбирать короткие слова с ясным
значением и не использовать дополнительных
усложнений в виде отбрасывания или замены букв.
Возьмем, к примеру, предлог «в». Его значение —
«находиться внутри».
Теперь подберем короткие слова, начинающиеся с
«в»:
Вова, Валя, Ваня, вода, волк, ворон.
Разложим их так, чтобы «в» читалось как предлог: в
о «ва», в а «ля», в о «лк».
Изображение ребуса напрашивается само собой:
рисуем большую букву О и вписываем в нее слог
«ва», «ля» или сочетание «лк».
Можно подбирать слова, в которых «в»
находится в середине: «со» в «а», «тра» в «а».
(На первых порах лучше избегать слов, в которых
«в» является мягким звуком: таких, как «верблюд»
и «верба», так как «е» в этих словах читается как
«э», а ребус заставит читать ребенка слово
неправильно — «вьербюд», поскольку буква «е» в
начале слова произносится как два звука — «йэ».)
По такому же принципу строятся ребусы,
содержащие «по», «на», «под»: по «ля» — «на», «то»
по «р», «са» — по «ги», на «ро» — «д», под «ва» —
«л».
Другие способы «шифрования слов»
Существует несколько известных
способов шифрования слов, которые давно уже
используются в методиках и упоминаются в детской
художественной литературе.
Первый — слово, записанное с помощью элементов
букв, которые требуется достроить.
Это упражнение способствует развитию узнавания
графического образа буквы.
Другой способ — зеркальное
изображение слова. Чтобы его прочитать, надо
поднести надпись к зеркалу. Этот прием, в
частности, обыгрывается в замечательной
«азбучной» сказке Ирины Токмаковой «Аля, Кляксич
и буква Я».
Можно писать слова вверх ногами и
справа налево. Такое чтение тоже требует от
ребенка решения пространственных задач. К тому
же оно является своеобразной профилактикой
зеркального написания букв в будущем, когда
такие ошибки уже «караются».
Наконец, известный педагогам способ шифровки
слов с помощью обозначения букв цифрами.
Можно предлагать детям таблицу, в которой каждой
букве соответствует цифра, а можно зашифровывать
буквы с помощью их порядкового номера в алфавите
(прямого и обратного). Но это, конечно,
значительно сложнее.
Возможно, родители смогут придумать еще
какие-нибудь несложные и остроумные способы
составления «тайных писем» и пополнить этот
список.
Письма в картинках
Письма с использованием рисованных
изображений — важнейшая составляющая при
подготовке детей к восприятию печатного и
письменного текста как источника информации.
Педагоги, работающие по программе
Л.Венгера «Развитие», широко используют в своей
работе условные значки и с их помощью составляют
различные таблички и инструкции.
Но можно попытаться «писать» с помощью
таких значков целые сообщения и внести в работу
больше художественности.
Прочитайте детям сказку Р.Киплинга
«Как было написано первое письмо», познакомьте
их с упражнениями Светланы Прудовской (см.
материал «Здравствуй, буква!»). Возможно, в
библиотеке вашего детского сада имеются книжки
издательства «Академия развития» из серии «Учим
читать малышей». Большая часть слов в них
заменена картинками. Когда малыш усвоит принцип
составления письма с помощью картинок, он с
удовольствием попробует себя на этом поприще.
Марина АРОМШТАМ
|