Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №6/2007

КЛАДЕЗЬ

Мария Монтессори: актуальная педагогика

Имя Марии Монтессори — независимо от определений, прибавляемых к нему сторонниками или противниками системы — прочно вписано в историю и практику педагогики.

Мария МонтессориВ России монтессорианская педагогика имела весьма печальную судьбу. Детский сад единственной ее русской последовательницы Юлии Фаусек был закрыт в начале 30-х годов, а использование методов запрещено. Гонители посчитали систему Монтессори слишком индивидуализированной, а потому — «воспитывающей индивидуалистов», тогда как при новой власти с ее идеалами «коллективной жизни» полагалось шагать не иначе как строем и произносить речевки исключительно хором.

Интерес к монтессорианской педагогике в России стал возрождаться в семидесятых годах, в русле родительского движения за альтернативную педагогику.

На страницах печатной прессы ее имя впервые произнесли супруги Никитины — адепты многодетной семьи и раннего воспитания. Они поведали о своем опыте использования рамок со вкладышами для занятий с малышами и рассказали о возможности раннего обучения чтению и письму. Об этом Никитины узнали из книг итальянского педагога, достать которые тогда можно было в одном-единственном месте — в читальном зале Ленинки. Там Борис Павлович конспектировал интересующие его страницы.

В восьмидесятых годах рамки появились на прилавках игрушечных магазинов — уже в фабричном варианте. Многие из педагогов и по сей день не знают, что обязаны этим пособием Марии Монтессори.

В период перестройки педагогика Монтессори получила в России статус инновационного движения. Это, конечно, смешно: монтессорианская новация к этому времени насчитывала почти сто лет со дня своего появления. Но в единообразном и однородном поле отечественной педагогики любое иное движение, любое шевеление, отличное от привычного, приобретало подобный статус. К тому же мало кто умел работать по этой системе. А раз надо учиться — значит, это и есть инновация.

На новом витке педагогике Монтессори повезло не многим больше, чем в начале века. Большая часть садиков и практически все начальные школы, созданные в России под эгидой монтессори-центра, во второй половине 90-х годов были закрыты. По представлению проверяющих, успехи детей монтессори-школ не соответствовали официально утвержденным меркам и критериям. Не будем вдаваться в подробности справедливости этих суждений.

Факт остается фактом: в Европе и в Америке в отличие от России система Монтессори сегодня очень популярна. Многие западные родители предпочитают платные монтессори-садики и начальные школы бесплатным государственным. А государственные школы с удовольствием принимают выпускников монтессори-школ в старшие классы. Видимо, там ценят личностные качества, на развитие которых нацелена эта система. Самостоятельность, способность выбирать, умение самоорганизовываться и самообучаться — это то, что позволяет человеку достичь успеха в современном демократическом обществе с развитой индустрией. Возможно, это действительно пока не для нас.

Тем не менее, сколько бы мы ни отмахивались от самого имени Монтессори, нам все же полезно знать, откуда родом те или иные ставшие уже привычными пособия и упражнения. Утверждение о важности сенсорного воспитания для детей раннего возраста сегодня уже стало общим местом и прописано в любой авторитетной программе. Конечно, и отечественная психология может похвастаться серьезными исследованиями в этой области — к примеру, венгеровскими. Но пальма первенства все равно принадлежит Монтессори.

Упражнения на распознавание цветовых оттенков, игры вслепую, игры с отпечатками на песке, приспособления с разного рода замочками и застежками — все это пришло в педагогику вместе с Монтессори.

Многие из пособий Монтессори были основаны на тех, что использовались ей самой и ее учителями (в частности, доктором Сегеном и доктором Фернальдом) в работе с умственно отсталыми детьми. Она преобразовала и доработала их так, чтобы они служили развитию детей с нормальным интеллектом.

Мы считаем, что знакомство с первоисточником — с выборочными главами из книги Марии Монтессори «Дом ребенка», а также с некоторыми приемами и методами, описанными в ней, будет полезно для наших читателей.

В частности, страницы, посвященные «воспитанию мускулов», будут небезынтересны тем, кто работает с детьми раннего возраста и с детьми, имеющими особенности в развитии.

Воспитательная гимнастика

…В нашу воспитательную гимнастику входят упражнения для развития координированных движений пальцев, а эти последние подготовляют детей к занятиям обыденной жизни, например, к одеванию и раздеванию. Дидактический материал, составляющий основу этого последнего рода гимнастики, крайне прост: он состоит из деревянных рамок, обтянутых двумя кусками материи или кожи, которые и приходится соединять и разъединять при помощи пуговиц с петлями, крючков, дырочек со шнурками или автоматических кнопок.

В наших «Домах ребенка» имеется десять подобных рамок, устроенных так, что каждая из них иллюстрирует особый процесс одевания или раздевания.

  • Первая снабжена кусками толстой шерстяной материи, застегивающимися большими костяными пуговицами, и соответствует детскому верхнему платью.

  • Вторая снабжена кусками холста для застегивания на перламутровые пуговицы — соответствует нижнему белью детей.

  • Третья: куски кожи с башмачными пуговицами — при застегивании их дети пользуются крючком для ботинок, — соответствует детским башмакам.

  • Четвертая: куски кожи, скрепленные шнурками на дырочках.

  • Пятая: два куска сукна перевязываются шнурками (эти лоскутья делаются на костях и соответствуют маленьким корсажам, какие носят крестьяне в Италии).

  • Шестая: два куска материи застегиваются на большие металлические крючки.

  • Седьмая: два куска сукна застегиваются при помощи маленьких крючков и прометанных петелек.

  • Восьмая: два куска сукна соединяются широкой цветной лентой, завязываемой бантом.

  • Девятая: куски сукна перевиваются круглыми белыми шнурками, какими скреплены многие части нижнего белья детей.

  • Десятая: два куска материи застегиваются с помощью автоматических пуговиц (кнопок).

Охотно забавляясь этими «играми», дети практически анализируют движения, необходимые для одевания и раздевания, и подготовляются к каждому движению в отдельности путем повторных упражнений. Нам удается научить ребенка одеваться, в сущности даже без его ведома, т.е. мы научаем его этому искусству, не прибегая к прямым приказаниям. Как только ребенок научится делать необходимые движения, у него является желание приложить свое умение к делу, и вскоре он с гордостью убеждается, что может справляться собственными силами; тогда он с удовольствием практикует приемы, освобождающие его от докучных рук старших и развивающие в нем скромность и самодеятельность, — черты, слишком поздно развивающиеся у детей, лишенных этой крайне практичной формы воспитателя. Игры с застегиванием и расстегиванием очень нравятся маленьким детям, и нередко десяток малюток, одновременно копающихся над рамками, своим спокойным и серьезным видом создают впечатление мастерской, полной крохотных рабочих.

Из книги Марии Монтессори «Дом ребенка»,
глава «Воспитание мускулов»
Перевод с итальянского С.Г. Займовского. М., 1915.

 Примечание от редакции: педагоги, сегодня использующие подобные рамки в работе, создают их с учетом особенностей современной детской одежды.

Внимание: конкурс!

Обучающие рамки

Вы решили завести у себя в группе рамки для обучения детей раздеванию и одеванию, созданные по типу «рамок Монтессори». Творческий поиск не знает границ. Поделитесь с нами идеями новых моделей, созданными с учетом гардероба современных детей.
Самые интересные и методически грамотные решения будут отмечены призами.

 

Рейтинг@Mail.ru