Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №6/2007

РАБОЧИЙ СТОЛ

Шубки для зверей

Занятие для детей младшего возраста с элементами рисования и ознакомления с окружающим миром

Некоторые задачи:

  • учить детей описывать качества меха (мягкий, пушистый, теплый, красивый);

  • расширять представления о цветах и цветовых оттенках;

  • познакомить с приемом закрашивания поверхности методом «тычка».

Демонстрационные материалы: сундучок с лоскутками меха, игрушечные животные (собачка, волк), воздушные шарики, коробка, картина с изображением осеннего пейзажа, нарисованные животные: волк, белка, лиса, заяц.

Раздаточные материалы для индивидуальной работы: силуэты животных (белка, лиса, заяц), гуашевые краски для каждого ребенка серого и оранжевого цвета, жесткие кисти, баночки для воды, листы тонкого картона.

Занятие может проводиться двумя педагогами — воспитателем группы и преподавателем изобразительного искусства.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети сидят на ковре, воспитатели выполняют упражнения пальчиковой гимнастики в паре друг с другом (любой текст по выбору педагога). Затем предлагают детям присоединиться к ним.
Вдруг один из воспитателей «обнаруживает» сундучок и обращает на него внимание детей.

Первый педагог: Ребята, что это за сундучок? Давайте его откроем! (Сундучок открывают. Там сидит игрушечный песик Филя, лежат кусочки меха.) Ребята, да здесь же Филя спрятался!

Второй педагог (за Филю): Гав-гав, здравствуйте, ребята, а я вас тут дожидаюсь.

Первый педагог: А что это там у тебя в сундучке? (Рассматривает содержимое.)

Второй педагог (за Филю): Гав-гав! Это разные кусочки меха. Хотите получше их рассмотреть?

Первый педагог: Конечно, хотим! (Раздает мех детям.) Дети, посмотрите, какие замечательные лоскутки! Как их много! Каждому хватит. Рассмотрите их, потрогайте, погладьте рукой, поднесите лоскуток к щеке. Какой мех на ощупь? Какой на вид?

Дети пробуют подобрать определения для лоскутков: мех пушистый, мягкий, приятный, лохматый, мохнатый.

Первый педагог: Правильно, молодцы! Посмотрите на Филю. У него тоже есть меховая шубка. Какая у него шерстка на голове? Какая шерстка у Фили на животе и на спинке?

Дети опять гладят Филю. На животе и на спинке мех короткий, шубка гладкая.

Первый педагог: Спасибо тебе, Филя, за сундучок с мехом. Давайте оставим этот сундучок в группе. Он нам пригодится для разных игр. (Педагог убирает сундучок.)

Второй педагог: А сейчас я расскажу вам сказку. Слушайте внимательно.

На лесной полянке жили-были белочка Леночка, лисичка Лариса, зайчик Кузя и волчок — Серый бочок. Жили не тужили, между собой дружили. Только однажды случилась с ними беда. Проснулись зверята, смотрят — а шубок нет! Исчезли! А на улице холодно: то снег идет, то холодный дождь льет, ветер завывает, деревьям ветки обрывает. Сидят зверята на полянке и дрожат от холода. Волчок — Серый бочок посмотрел на своих бедных друзей и решил им помочь… Ой, что это там?

За окном появляется игрушечный волк с воздушным шариком.

Первый педагог: Да это же волк! Пойду, спрошу, что ему надо. (Уходит, через минуту возвращается.) Ребята, Серый бочок уже скрылся. Оставил нам шарик, а к нему записка привязана. Давайте прочитаем, что там написано:
«Мои друзья замерзают, поэтому я пришел и забрал ваши куртки! Вам мама другие купит!»

Второй педагог: Как забрал? И мое любимое пальто? Пойду, посмотрю. (Тоже выходит на минуту из группы.) Ребята, пальто и правда исчезло! Идите, взгляните: вдруг и ваших курток тоже нет на месте?

Дети выбегают в раздевалку и обнаруживают, что из шкафчиков исчезли куртки, комбинезоны, пальто.

Второй педагог: Ребята, и ваши куртки исчезли. Но вы не переживайте. Надо сделать доброе дело. Тогда волчок возвратит нам куртки и мое любимое пальто. Но что же придумать? Одна я ничего не придумаю. Помогите мне, ребята.

Дети пытаются разрешить проблемную ситуацию.
Кто-то хочет позвонить волку и попросить вернуть одежду, кто-то предлагает купить шубки для зверей и т.д.

Второй педагог: Так-так-так… Хорошо вы рассуждаете. Знаете, я, кажется, придумала! Вы ведь хотите помочь зверятам? Давайте нарисуем шубки и отправим на воздушном шарике в лес. Там они наверняка из нарисованных превратятся в настоящие. Это же сказочный лес!

Педагог подводит детей к столу, где лежат силуэты животных (белок, зайцев, лис).

Второй педагог: Перед вами белки, зайцы и лисички — голенькие, без шубок. Выбирайте, кому вы будете рисовать теплую шубку. Белочке и лисичке нужны оранжевые шубки, зайчику — серенькая.

Дети выбирают силуэт, садятся за столы.

Второй педагог: Чтобы шубки для белочек, зайчиков и лисичек получились пушистыми, мы будем рисовать их с помощью особого приема — «тычка». (Педагог сопровождает слова движениями сухой кисти в воздухе.) Покажите, как вы будете рисовать. (Дети повторяют движения.)

После этого дети приступают к работе и закрашивают силуэты животных.
Педагоги оказывают детям индивидуальную помощь. С кем-то повторяется название цветов, с кем-то уточняется техника приема работы кистью.

Второй педагог: Какие же вы молодцы, ребята! Какие красивые шубки зверятам нарисовали. Давайте положим их в коробочку, и воздушный шарик отнесет их в лес. (Дети складывают свои работы в коробочку.) Пойду, отправлю нашу посылку, а вы пока вытирайте руки тряпочкой.

Педагог на минутку выходит и снова возвращается. Из раздевалки доносятся какие-то звуки: шелест, шлепки, свист ветра.

Первый педагог: Слышите? Там что-то происходит! (Заглядывает в раздевалку.) Ребята, посмотрите: наши куртки на месте! Целехонькие! Это волчок — Серый бочок нам их вернул. Значит, воздушный шарик принес шубки зверятам.

 В.АКУЛИНА, воспитатель,
Е.ПРОЦЕНКО, педагог по изодеятельности,
детский сад «Малышок», г. Советский

 

Рейтинг@Mail.ru