Когда завидует Мария
Монтессори
Сегодня мы хотим познакомить читателей
с современными сенсорными игрушками Надежды
ТОРОПЫНИНОЙ и Зои КАЗАКОВОЙ, педагогов детского
сада № 23 г. Липецка.
Образ и сенсорные игрушки
Сенсорное воспитание, базирующееся на
развитии ощущений и восприятий, в свою очередь,
лежит в основе как умственного, так и
эстетического воспитания ребенка. В дошкольном
возрасте ему отводится совершенно особая
основополагающая роль.
Первым последовательным
«сенсуалистом» в педагогике была Мария
Монтессори, разработавшая целую систему
«воспитания чувств» и придумавшая разнообразные
«снаряды» и упражнения для их тренировки.
Даже не зная имени Монтессори и не имея
прямого отношения к ее системе, мы сегодня
обнаруживаем следы ее влияния в виде
многочисленных самодельных и покупных сенсорных
ковриков и рамок со вкладышами.
Однако впоследствии, отдавая дань
таланту Монтессори, ее не раз упрекали в том, что
придуманные ею упражнения механистичны и
существуют вне содержательного контекста
детской деятельности.
Для малышей первого года жизни это,
может быть, и целесообразно. Но с того момента,
как ребенок становится «существом говорящим»,
будет гораздо эффективнее, полагали
отечественные психологи, если упражнения будут
«упакованы» в форму, способствующую еще и
развитию образного восприятия, а затем — и игры.
Именно образ способен придать
действиям малыша новый смысл, создать для них
дополнительный мотив.
Если молния вшита не просто в рамку, а
«работает» замочком на дверце домика, в который
хочет спрятаться мышка, манипуляция с молнией
может быть включена в простенький сюжет по
спасению мышки от кошки, от дождя, от холода. Если
пуговицы существуют не сами по себе, а на животе у
смешного толстячка, можно, застегивая их,
рассуждать, что же такое и в каком количестве
съел толстячок на завтрак, что все пуговицы у
него на жилете расстегнулись. А ему надо срочно
идти в гости, потому что там толстячка ждет
вкусный обед, без которого он никак не может
обойтись…
Конечно, малыш двух и даже трех лет еще
не может самостоятельно сюжетно обосновать
манипуляции с предметами. Это задача взрослого,
нацеленного на работу в зоне ближайшего развития
ребенка. Но при этом игрушка должна обладать
таким потенциальным свойством — наталкивать на
какой-нибудь связанный с ней сюжет.
Как рождаются игрушки?
Еле-еле-еле-еле завертелись карусели
«Иной раз стоит на столе пластиковая
бутылка или какая-нибудь баночка, — рассказывает
Зоя Казакова. — Ты раз мимо нее пройдешь, другой
пройдешь. И вдруг что-то в голове у тебя будто
щелкнет. Будто третий глаз открылся: ты эту
бутылку совершенно по-новому видишь. Уже
понимаешь: ее во что-нибудь интересное
превратить можно!»
Однажды внук Зои Николаевны нашел на
улице «музыкальный круг» и принес домой.
Казакова повертела его в руках так и сяк. И тут
под руку ей попался старый подшипник. Подшипник
установили на коробку из-под крема, сверху
положили старую пластинку, на пластинку
вертикально прикрепили полый картонный цилиндр
из-под фольги, а сверху прикрыли ненужной
жестяной крышкой. Глядишь — уже карусель
просматривается.
Дальше — дело за малым. Сиденья
вырезали из донышек пластиковых бутылок, а крышу
карусели украсили маленькими колокольчиками.
Дети эту карусель обожают. Но включают ее
только «по праздникам» — за хорошее поведение,
за выполнение трудного задания или просто «для
настроения». Катать на карусели можно картонные
фигурки животных и людей и даже мелкие
пластмассовые игрушечки.
То взлет, то посадка
Цветочки,
дюймовочки — это все больше для девочек. А что же
для мальчиков? Для мальчиков — самолеты. Вот
стоят они на аэродроме — красные, желтые,
зеленые. У каждого — свой пилот. Диспетчер дает
сигнал: «В воздух поднимаются красные самолеты и
летят два круга!» Тут же красные самолеты
срываются с места и — «ж-ж-ж» — летят по группе.
Потом приземляются, и диспетчер дает новый
сигнал: «Летят синие самолеты! Три круга!»
Игра очень увлекательная. Особенно,
если громко гудеть и жужжать.
Трубочка с секретом
Трубочка — она трубочка и есть. Нашел,
обклеил или как-нибудь по-другому украсил. Для
чего она нужна? Ну, например, для того, чтобы
«найти секретик». Берется цветная салфеточка или
кусочек фольги. В нее заворачивается маленькая
игрушка или конфетка и кладется в трубочку
поглубже. А ребенку выдают палочку, которую нужно
протолкнуть в трубочку. Протолкнул — сюрприз и
выскочил.
Если ты именинник, в трубочке
вполне может оказаться для тебя подарок.
А если ты просто малыш, скучающий по маме,
трубочка сможет тебя немного отвлечь от грустных
мыслей.
Султанчики
Дети все хватают руками. Иногда это не
очень хорошо сказывается на внешнем виде вещи.
Поэтому педагоги младшей группы решили обшить
демонстрационные и раздаточные картинки
«прозрачными рубашками» из файлов. Картинки по
размеру оказались меньше файлов, и последние
пришлось обрезать. В результате образовалось
множество блестящих и шелестящих обрезков. Ну, не
выбрасывать же? Обрезки собрали в пучки и
снабдили ручками (детали от старого
конструктора). Получились султанчики. Они
пригождаются и на праздниках, и в играх,
изображают шум дождя, ветра или просто что-нибудь
украшают. Бегать под музыку с султанчиком в руках
гораздо интереснее, чем без него.
Пленка плюс бутылка
Знакомство с основными цветами и
формами, предусмотренное практически всеми
программами работы в детском саду с детьми
младшего возраста, требует многократного
повторения материала. Поэтому у педагога должно
быть много разных методических игрушек,
позволяющих ему, с одной стороны, обеспечить это
многократное повторение, с другой стороны,
каждый раз вносить в занятие элемент новизны,
считают Зоя Николаевна и Надежда Константиновна.
При этом упражнения на различение цветов должны
соединяться с упражнениями на развитие пальцев.
Ребенок мыслит, действуя, и воспринимает,
манипулируя. Эти принципы положены в основу
изготовления сенсорных игрушек. Ну, а сюжеты,
возникающие в связи с игрушками, придумывает
педагог. Они могут повторяться раз от разу. Через
некоторое время можно просить малыша их
воспроизвести.
Главные материалы, из которых изготовлены
игрушки, — бросовые пластиковые формы и цветная
самоклеющаяся пленка.
Осенние деревья
Когда приходит осень, листочки на
деревьях меняют свой цвет. Они становятся
желтыми, красными, бурыми. Прилетел как-то в лес
ветер, сорвал с деревьев их цветные осенние
листочки и раскидал по земле. (Педагог
раскидывает цветные листочки по столу или по
полу.) С какого дерева какие листочки сорвал
ветер? Листочки, которые удалось определить,
раскладывают в «ямки» у корней. Заодно можно их
считать: один–два–три, и еще раз один–два–три.
Яблоневый сад
Летом на деревьях созрели яблоки. На
одной яблоне выросли большие красные яблоки, на
другой — маленькие зеленые, а на третьей — не
очень маленькие и не очень большие, желтые.
Зрелые яблоки упали с деревьев. Нужно догадаться,
на какой яблоне какое яблочко выросло.
Можно «устроить» яблоневый сад и по
другому принципу: на каждой яблоне висит три
яблочка — большое, среднее и маленькое. В каждую
корзинку нужно сложить по три таких же яблока:
одно — большое, другое — маленькое, третье —
среднего размера.
Цветочек для Дюймовочки
Когда Дюймовочка только появилась из
цветка на свет, она чувствовала себя очень
одинокой: ведь все вокруг были такие большие и
совсем на нее не похожи. Но потом добрая ласточка
отнесла ее в страну, где жили эльфы. Они
точь-в-точь походили на Дюймовочку, и их было
много.
Эльфы, как и Дюймовочка, селились в
цветочных головках. Нужно помочь каждой
крошечной девочке отыскать свой цветок. Самая
большая будет жить в самом большом цветке. Самая
маленькая выберет самый маленький цветок. А
средней понадобится цветок средней величины.
Мишки-братишки
Мишки собираются на веселый праздник.
Но вот беда: все шарики у них лопнули! Нужно
обязательно им помочь: на каждую «ниточку»
(цветную палочку для коктейля, в которой есть
специальная прорезь) прицепить шарик точно
такого же цвета.
Сколько
шариков сейчас у одного мишки? А у другого? У кого
больше шариков? Сколько шариков у двух мишек
вместе?
Цветик-многоцветик
Растет на полянке цветик-многоцветик.
Прилетит на полянку озорной ветерок, станет
вокруг многоцветика летать, лепесточки обрывать.
Глядь — потерял многоцветик свою красоту. Нужно
помочь цветочку — найти место каждому
лепесточку. |