Что такое коэффициент
интеллекта?
Слово интеллект происходит от лат. intellectus
— понимание, постижение — и в психологии
связывается со способностью индивидуума
производить умственные операции, с определенным
стилем и стратегией человека в решении проблем.
Но, даже не зная этих тонкостей, мы интуитивно
понимаем, что такое интеллект, употребляем
выражения высокий интеллект, низкий интеллект и
даже колкое выражение лицо, не обезображенное
интеллектом. В быту, говоря о человеке «У него
высокий интеллект», мы подразумеваем, что он
умный. И наоборот.
Статья опубликована при поддержке ООО ТД "Свердловского Металлургического
Завода". Прутки бронзовые, алюминиевые,
латунные, медные, а также прокат из нержавеющей стали, титановый прокат,
свинцовый, никелевый и другая продукция. Производство и оптовая торговля, поставка во все регионы РФ, доступные цены, удобный сервис,
гарантия качества. Узнать подробную информацию о заводе, цены и контакты Вы
сможете на сайте, который располагается по адресу: http://www.smzural.ru/.
Слова высокий — низкий в обычной
разговорной речи не более чем образы.
Но в психологии с начала ХХ века
представления о высоком и низком интеллекте
обрели свое математическое, числовое выражение
— в виде коэффициента интеллектуальности, или IQ
— от англ. intelligence quotient.
Как это часто бывает, измерение
интеллекта изначально потребовалось не для того,
чтобы определять очень умных, а для того, чтобы
выявлять умственно отсталых. В 1904 году министр
просвещения Франции создал комиссию по анализу
методов обучения отсталых учеников в школах
Парижа. Требовалось определить, каких именно
детей следует считать отсталыми и чему их можно и
нужно учить. В комиссию входил Альфред Бинэ, один
из основателей французской экспериментальной
психологии.
Тогда он создал первый
диагностический тест и разработал шкалу для
определения уровня интеллекта, или умственных
способностей.
Тест включал в себя различные по
уровню сложности вопросы и задания,
расположенные от простого к сложному. Бинэ
опросил с помощью этого теста большое количество
детей, а потом сгруппировал все задания: вот с
этими успешно справляется подавляющее
большинство детей трехлетнего возраста, вот с
этими — четырехлетки, с этими — пятилетки и так
далее.
Это позволило Бинэ ввести понятие
умственного возраста. Если ребенок семи лет
успешно справлялся с заданиями уровня
восьмилетних детей, значит, его умственный
возраст равен восьми годам. И наоборот: если
семилетний ребенок справляется с тестами,
адресованными пятилетнему, а следующий уровень
взять ему не под силу, значит, его умственный
уровень равен пяти годам. Интеллектуальную
отсталость и ее степень Бинэ вычислял путем
арифметической разницы между паспортным и
умственным возрастом.
Однако впоследствии посчитали, что
более точными будут показатели, полученные не
путем простого вычитания, а путем деления
показателей умственного возраста на показатели
паспортного возраста. Отношение умственного
возраста к паспортному, умноженное на 100 (чтобы
избежать дробей), получило название коэффициента
интеллекта — IQ.
Изначально IQ измерялся только у детей
и использовался в первую очередь для выявления
сниженного интеллекта. Но постепенно тесты на
определение уровня интеллекта приобрели
необыкновенную популярность, и их
модифицированные версии стали использоваться
для измерения умственных способностей взрослых.
Слова и цифры
По данным,
которые приводит в своей работе американский
психолог Ганс Йорген Айзенк, примерно половина
населения США имеют IQ в пределах показателей 90 и
110 по шкале интеллектуальных способностей. Это
средняя интеллектуальная норма.
25% людей имеют IQ выше 110 и столько же — ниже 90.
У 14,5% IQ находится в пределах между показателем 110
и показателем 120, у 7% — между 120 и 130, 3% обладают
показателями от 130 до 140 и 0,5% — показателями выше
140.
Количество людей со сниженным интеллектом
находится в зеркальном соотношении: 14,5% имеют IQ
между 90 и 80, 7% — между 80 и 70, 3% — ниже 70.
Психологи
считают, что измерение коэффициента умственного
развития у маленьких детей бессмысленно, за
исключением ситуаций, когда надо выявить грубые
дефекты развития. Если у четырехлетки
обнаружился высокий IQ, это не значит, что он
останется неизменным в дальнейшем.
Самый ранний возраст, в котором допустимо
измерение уровня интеллекта, — 6 лет. Но и эти
данные не дают возможности делать основательные
прогнозы о будущем ребенка. Результаты всего
лишь свидетельствуют о том, что может ребенок
«здесь и теперь». У одних детей IQ с возрастом
увеличивается, у других — снижается. Причины
этого явления пока не исследованы.
Быстрый рост
интеллекта ребенка наблюдается с момента
рождения до 12 лет. Своего максимума интеллект
человека, как правило, достигает к 15 годам. Но
существуют и индивидуальные особенности. Так, у
детей с высоким интеллектом умственное развитие
прекращается позже, у детей с низким интеллектом
— значительно раньше.
|
|