Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №7/2007

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Что такое коэффициент интеллекта?

Слово интеллект происходит от лат. intellectus — понимание, постижение — и в психологии связывается со способностью индивидуума производить умственные операции, с определенным стилем и стратегией человека в решении проблем. Но, даже не зная этих тонкостей, мы интуитивно понимаем, что такое интеллект, употребляем выражения высокий интеллект, низкий интеллект и даже колкое выражение лицо, не обезображенное интеллектом. В быту, говоря о человеке «У него высокий интеллект», мы подразумеваем, что он умный. И наоборот.

Статья опубликована при поддержке ООО ТД "Свердловского Металлургического Завода". Прутки бронзовые, алюминиевые, латунные, медные, а также прокат из нержавеющей стали, титановый прокат, свинцовый, никелевый и другая продукция. Производство и оптовая торговля, поставка во все регионы РФ, доступные цены, удобный сервис, гарантия качества. Узнать подробную информацию о заводе, цены и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://www.smzural.ru/.

Слова высокий — низкий в обычной разговорной речи не более чем образы.

Но в психологии с начала ХХ века представления о высоком и низком интеллекте обрели свое математическое, числовое выражение — в виде коэффициента интеллектуальности, или IQ — от англ. intelligence quotient.

Как это часто бывает, измерение интеллекта изначально потребовалось не для того, чтобы определять очень умных, а для того, чтобы выявлять умственно отсталых. В 1904 году министр просвещения Франции создал комиссию по анализу методов обучения отсталых учеников в школах Парижа. Требовалось определить, каких именно детей следует считать отсталыми и чему их можно и нужно учить. В комиссию входил Альфред Бинэ, один из основателей французской экспериментальной психологии.

Тогда он создал первый диагностический тест и разработал шкалу для определения уровня интеллекта, или умственных способностей.

Тест включал в себя различные по уровню сложности вопросы и задания, расположенные от простого к сложному. Бинэ опросил с помощью этого теста большое количество детей, а потом сгруппировал все задания: вот с этими успешно справляется подавляющее большинство детей трехлетнего возраста, вот с этими — четырехлетки, с этими — пятилетки и так далее.

Это позволило Бинэ ввести понятие умственного возраста. Если ребенок семи лет успешно справлялся с заданиями уровня восьмилетних детей, значит, его умственный возраст равен восьми годам. И наоборот: если семилетний ребенок справляется с тестами, адресованными пятилетнему, а следующий уровень взять ему не под силу, значит, его умственный уровень равен пяти годам. Интеллектуальную отсталость и ее степень Бинэ вычислял путем арифметической разницы между паспортным и умственным возрастом.

Однако впоследствии посчитали, что более точными будут показатели, полученные не путем простого вычитания, а путем деления показателей умственного возраста на показатели паспортного возраста. Отношение умственного возраста к паспортному, умноженное на 100 (чтобы избежать дробей), получило название коэффициента интеллекта — IQ.

Изначально IQ измерялся только у детей и использовался в первую очередь для выявления сниженного интеллекта. Но постепенно тесты на определение уровня интеллекта приобрели необыкновенную популярность, и их модифицированные версии стали использоваться для измерения умственных способностей взрослых.

Слова и цифры

По данным, которые приводит в своей работе американский психолог Ганс Йорген Айзенк, примерно половина населения США имеют IQ в пределах показателей 90 и 110 по шкале интеллектуальных способностей. Это средняя интеллектуальная норма.
25% людей имеют IQ выше 110 и столько же — ниже 90.
У 14,5% IQ находится в пределах между показателем 110 и показателем 120, у 7% — между 120 и 130, 3% обладают показателями от 130 до 140 и 0,5% — показателями выше 140.
Количество людей со сниженным интеллектом находится в зеркальном соотношении: 14,5% имеют IQ между 90 и 80, 7% — между 80 и 70, 3% — ниже 70.

Психологи считают, что измерение коэффициента умственного развития у маленьких детей бессмысленно, за исключением ситуаций, когда надо выявить грубые дефекты развития. Если у четырехлетки обнаружился высокий IQ, это не значит, что он останется неизменным в дальнейшем.
Самый ранний возраст, в котором допустимо измерение уровня интеллекта, — 6 лет. Но и эти данные не дают возможности делать основательные прогнозы о будущем ребенка. Результаты всего лишь свидетельствуют о том, что может ребенок «здесь и теперь». У одних детей IQ с возрастом увеличивается, у других — снижается. Причины этого явления пока не исследованы.

Быстрый рост интеллекта ребенка наблюдается с момента рождения до 12 лет. Своего максимума интеллект человека, как правило, достигает к 15 годам. Но существуют и индивидуальные особенности. Так, у детей с высоким интеллектом умственное развитие прекращается позже, у детей с низким интеллектом — значительно раньше.

 

Рейтинг@Mail.ru