Участки цвета радуги
Три года назад педагогический
коллектив детского сада № 84 г. Красноярска решил
попытать счастья в городском конкурсе по
благоустройству и озеленению территорий.
В детском саду решили: напишем проект
по созданию развивающей среды на прогулочных
участках. Нам, дошкольникам, одной красоты мало.
Проект получил название «Радуга
двора» и выиграл грант. На грант купили
газонокосилку. А придумки свои реализовывали в
течение двух лет — шаг за шагом.
На участках детского сада теперь
созданы развивающие центры. Здесь в теплую
погоду специалисты проводят занятия с
небольшими группами детей.
Вот, к примеру, «центр огня». Его
сердцевина — кирпичная печка. Самая настоящая,
которую можно топить. Здесь проводятся
наблюдения за сгоранием разных веществ, за
«поведением» огня. На печке можно даже готовить.
Правда, не так, как на русской печи, в которую
встроена плита, а как на костре.
«Центр огня» один на весь детский сад.
А вот вода подведена к каждому участку — для того
чтобы все дети могли играть с песком и с водой.
Песок постоянно смачивается, чтобы дети могли из
него лепить и строить. По окончании прогулки все
песочницы затягиваются специальными
«фартуками» — на случай, если какой-нибудь
заблудшей собачонке захочется воспользоваться
песком не по назначению. Двух одинаковых
песочниц на участках нет: воспитатели разных
групп планировали их, исходя из собственных
соображений. Поэтому садовской кастелянше, перед
тем как трудиться над созданием пологов,
пришлось снимать с каждой песочницы свою мерку.
«Птичий центр» распознается сразу: по
количеству вывешенных здесь птичьих домиков.
Сотрудники детского сада уверяют, что весной
практически все домики заселяются. В прошлом
году пустовал всего один. Почему — неизвестно. На
этот вопрос ответа не нашлось. А на другие
вопросы ответы часто находятся: какие птички
какой корм больше любят, кто кому место у
кормушки уступает, кто раньше всех домик
заселяет. Да мало ли еще вопросов можно
придумать, чтобы за птицами наблюдать было
интересней?
«Летний театр» — место, любимое и
детьми, и взрослыми. Здесь показывают сценки из
спектаклей, устраивают концерты и проводят
конкурсы. Музыкальное сопровождение
обеспечивается либо с помощью аккордеона, либо с
помощью технических средств.
Особую гордость сотрудников
представляет мини-стадион. Здесь все устроено в
соответствии со спортивными стандартами.
Взять хотя бы прыжковую яму. Выкопали
ее на 40 см в глубину и засыпали чистым песочком.
Как вспоминают воспитатели, одного песка машины
четыре завезли, не меньше. Бортики ямы выложены
мягкими брусками с поролоновой «начинкой». Дети
здесь тренируются и в прыжках с разбега, и в
прыжках с места.
Недалеко от ямы — футбольная площадка.
Зимой юные футболисты тренируются в зале, а летом
— раздолье: разыгрываются настоящие матчи под
открытым небом. Как во взрослом футболе.
На видном месте расположен
экологический план-схема. Дети прекрасно его
читают и легко скажут, какой значок что
обозначает и где этот объект можно действительно
найти на территории садика.
Но развитие развитием, а без красоты
все-таки не обойтись.
Перед центральным входом в детский сад
устроен «цветочный» календарь. С помощью
высаженных в ящики цветов выложено название
месяца. Есть еще набор более легких и мелких
ящичков, из которых каждое утро выкладывается
текущее число. В этом процессе обязательно
принимают участие дети старших групп.
Ну, и, конечно, есть в саду огород,
цветники, подрезанные декоративные кустарники…
Это — как у всех уважающих себя коллективов.
Правда, здесь вынашивают и некоторые
революционные растениеводческие идеи. Мечтают,
например, разводить в зоне «леса» настоящие
опята. Кому-то соседка по даче рассказала, что
опята с бревна на бревно «перелезать» умеют. Если
принести из леса бревно с грибами и положить
рядом с другим, «местным», опята могут туда
«перебраться». Не сразу, конечно. Бревна
годик-другой в покое полежать должны — чтобы
грибница «обжилась» на новом месте. После этого
опята начнут расти на участке.
А рядом с ними — какие-нибудь корешки и
травки, про которые в народных сказках говорится.
Чтобы дети сказку своими глазами увидеть могли.
По рассказу Людмилы БЕЛОВОЙ,
заведующей детским садом № 84
г. Красноярска
|