Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №7/2007

РАССКАЖИТЕ  ДЕТЯМ

Собаки-космонавты

В этом году исполняется пятьдесят лет
со дня запуска в космос собаки по кличке Лайка —
первого живого существа, о полете которого
средства массовой информации сообщили людям.

Дети любят сюжеты про космические путешествия, неизвестные обитаемые планеты и таинственных пришельцев из других миров. Конечно, фантастическая литература и фантастическое кино забегают далеко вперед, и многое в них кажется несбыточным.

Но в некоторых областях нашей жизни фантастика давно стала обыденной реальностью. Мы настолько к ней привыкли, что уже не можем без нее обходиться. И поэтому — не удивляемся.

Мы привыкли к тому, что где-то далеко-далеко от Земли, в пространстве, называемом КОСМОС, летают космические корабли.   В кораблях по много дней живут и работают люди. Эти люди — ученые, испытатели. Они наблюдают, изучают, ставят эксперименты, а потом возвращаются на Землю. А еще вокруг Земли летают спутники. Одни спутники имеют военное значение: с их помощью контролируется и управляется разрушительное оружие. Задачи других — вполне мирные. Они помогают прогнозировать погоду, обеспечивают сотовую связь, теле— и радиовещание.

Ничего этого не было каких-нибудь сорок лет назад. Люди, заставшие начало космической эры, еще не успели состариться. Они помнят время, когда не было телевизоров и сотовых телефонов. Не было космических кораблей и космических станций. Не было спутников.

Мы не знаем, к чему приведет выход человечества за пределы Земли. Но не изумлять он не может. Как и темпы, которыми развиваются технические возможности землян. Но великие открытия, совершаемые людьми, и все большие удобства, с которыми они располагаются на Земле, сопряжены с жертвами. Эти жертвы — животные.

Об этом нужно помнить, чтобы не возгордиться. Чтобы научиться считать погибших, даже если они бессловесные существа, и испытывать к ним чувство благодарности. Потому что истинных вершин совершенства человек достигнет тогда, когда для открытий ему не нужно будет использовать животных.

Первым человеком, отправившимся в космос, стал Юрий Гагарин. Его ракета стартовала с космодрома Байконур 12 апреля 1961 года.

Но прежде, чем запустить в космос человека, требовалось понять, как поддерживать в кабине пилота нужную температуру воздуха, как обеспечивать космонавту бесперебойную доставку кислорода, как уберечь его от перегрузок давления во время взлета и помочь адаптироваться в невесомости. И — что немаловажно — как сделать так, чтобы космонавт, выполнив задание, смог вернуться на Землю.

Исследования и испытания заняли десять лет. Существами, проложившими человеку дорогу в космос, стали собаки.

«Отряд» собачьих космонавтов комплектовался из обычных дворовых собак. Дворняжки, считали ученые, более выносливы, чем породистые собаки, и отличаются сообразительностью. Ведь им с первого дня жизни приходится бороться за существование и постоянно решать какие-нибудь задачи: где добыть еду, как избежать ненужных побоев, в каком месте лучше перейти улицу. К тому же они быстро привязываются к людям и хорошо поддаются дрессировке.

Собак отлавливали в подворотнях и отправляли в Институт авиационной медицины. Будущие покорители пространства должны были отвечать определенным требованиям: быть мелкими — не выше 35 см в холке — и относительно легкими — не тяжелее 6 килограммов. Отбор по внешним данным проводился не по эстетическим соображениям, а исходя из размеров кабины космического корабля.

Первая ракета с собаками-космонавтами стартовала 22 июля 1951 года. В полет отправились два
пса — Цыган и Дезик. Им предстояло подняться в воздух всего на пятнадцать минут. Ученые очень волновались. Но этот первый полет прошел удачно: собаки взлетели и благополучно приземлились.

Однако часто случались и неудачи. Собаки летали в космос в течение одиннадцати лет — десять лет до первого полета человека и еще год после него. За это время в космические путешествия отправилось 29 собачьих экипажей. Восемь из них погибли.

Среди погибших была и знаменитая собака Лайка. Лайка должна была не просто подняться в воздух, но и облететь несколько раз вокруг Земли. В отличие от других собак, полеты которых были засекречены, Лайку показали по телевизору. Миллионы людей следили за событиями и передавали друг другу последние известия и рассказы о космическом путешествии собачки. Им обещали, что Лайка пробудет в полете четыре дня, а потом ее безболезненно усыпят: как вернуть корабль с орбиты, ученые еще не знали. Однако безболезненного усыпления не получилось. Уже в первые часы полета кабина корабля сильно перегрелась, и собака умерла от удушья. Этого телезрителям не сказали. Но ученые сильно переживали. И после полета Лайки собак в космос не запускали три года.

Однако подготовка к запуску в космос корабля с человеком на борту потребовала вернуться к испытаниям. Главный авиаконструктор академик Королев поставил условие: человек сможет подняться в космос только после двух успешных собачьих полетов.

В число удачливых космонавтов попали Белка и Стрелка. Две собачки, запущенные в космос незадолго до них, взорвались. А Белке и Стрелке повезло.

Белка и Стрелка

В отличие от первого набора «космических бродяжек» Белка и Стрелка были «настоящими» космонавтами и готовились к полету по всем правилам. Их тренировали неподвижно сидеть на месте пилота, «носить» специальные костюмы с датчиками, не бояться вибрации и неожиданных звуков, выдерживать перегрузки и находиться в состоянии невесомости.

Полет Белки и Стрелки транслировался по телевидению. Можно было видеть, как собаки в кабине корабля кувыркаются в невесомости. И если Стрелка относилась к этому настороженно, то Белка была просто в восторге и даже лаяла.

Популярности вернувшихся на Землю собачек позавидовала бы любая сегодняшняя кинозвезда. Их фотографировали для журналов и газет, возили по школам и детским садам на «встречи» с детьми. У Стрелки через некоторое время после полета родились щенки. Они, как и следовало ожидать, не отличались породистостью. Но слава мамы-космонавтки стоила дороже любой родословной. И один щенок, по личной просьбе тогдашнего главы нашего государства Никиты Сергеевича Хрущева, был отправлен в США, в подарок жене американского президента Кеннеди.

Но счет удачных полетов был прерван: следующий после Белки и Стрелки собачий экипаж — Пчелка и Мушка — опять погиб: корабль не смог благополучно вернуться на Землю.

Через двадцать дней после катастрофы стартовали Жемчужина и Жулька. Летели они не одни, а с целой компанией других живых существ: на корабле отправили растения, насекомых и крыс. Однако во время запуска ракеты случилась авария, и аппарат был вынужден совершить аварийную посадку. Все живое на корабле — растения, насекомые и крысы — погибли. А собачки чудом выжили.

После этого было принято решение сократить численность собачьих экипажей: собак стали запускать в космос по одной.

Через три месяца, в марте 1961 года, в полет отправились сначала Чернушка, а потом — Звездочка. Каждой нужно было совершить один виток вокруг Земли и вернуться назад. Во время этих запусков отрабатывались этапы ожидаемого полета человека.

Чернушка и Звездочка вернулись домой живыми и здоровыми. Два благополучных собачьих полета наконец-то состоялись. Теперь в космос мог лететь человек.

В 2006 году в Ижевске установили памятник собаке Звездочке. За сорок лет до этого капсула с живой и невредимой собакой приземлилась в том месте, где была взлетная полоса ижевского аэродрома.

Капсулу с собакой нашли не сразу. Летчик Лев Оккельман отправился на ее поиски, несмотря на плохую погоду. Он нашел Звездочку через четыре минуты после приземления, вынул из капсулы, напоил снегом и прижал к себе: собака после перенесенных испытаний мерзла.

Памятник собаке-космонавту открывали в такой же вьюжный и морозный день.

Сами собаки не могут оценить этого человеческого деяния. Как не понимают они и того, что такое подвиг или жертва во имя науки. Памятник ставится не для них, а для людей — как напоминание об этих жертвах и призыв к милосердию.

Не случайно идея самого первого памятника собаке, установленного в 1935 году в Петербурге, принадлежала Ивану Петровичу Павлову — автору гениальных научных открытий и довольно жестоких экспериментов над собаками. «Пусть собака, помощник и друг человека с доисторических времен, приносится в жертву науке, но наше достоинство обязывает нас, чтобы это происходило непременно и всегда без ненужного мучительства» — выбито на памятнике.

Подготовлено с использованием статей
Александра МИЛКУСА и Вячеслава ФЕДОРОВА
интернет-материалов сайта ng.ru и BBC News.

Расскажите детям о собаках, проложивших человеку дорогу в космос. Предложите им придумать, нарисовать или слепить из пластилина памятник собаке-космонавту или медаль в память о собачьих космических путешествиях.

Рейтинг@Mail.ru