Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №7/2007

КРАЕВЕДЕНИЕ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ

Отвечаем на вопрос

На фотографии изображен карьер по добыче алмазов, находящийся в городе Мирный Республики Саха (Якутия).

Месторождение алмазов было открыто в 1955 году геологом Л.А. Попугаевой и получило название «Мир». В 1958 году на открытом месторождении был организован карьер. Но алмазы в промышленных масштабах там стали добывать и обрабатывать на год раньше: в 1957 году рядом с месторождением была построена и запущена специализированная фабрика.
Вокруг карьера расположился поселок «Мир», который с годами вырос в богатый, красивый город, уже перешагнувший свой пятидесятилетний рубеж.

А вот карьер в настоящее время законсервирован. Алмазы там сейчас не добывают.

По материалам письма педагогического коллектива детского сада № 155, г. Волгоград

Горячий привет холодному Северу!

Я — библиотекарь газетного отдела Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге. С утра, как обычно, разбирала почту, и взгляд упал на газету «Дошкольное образование». Там — небольшая фотография и короткий вопрос: «Знаешь ли ты, что это такое?»

Эта фотография перевернула весь мой рабочий день и стала настоящим приветом из детства.
Мне с первого взгляда почудилось в фотографии что-то знакомое. Карьер? Неужели? Ну, мало ли карьеров в нашей России? Пробегаю глазами страницу: «воспитатели детского сада № 13 «Карлсон» г. Мирный».
Вот это да! Значит, все правильно. Это ТОТ САМЫЙ карьер. «Трубка мира»!
Я видела это своими глазами. Я заглядывала вниз. Даже сейчас вид карьера стоит у меня перед глазами, будто смотрю туда сквозь время и пространство, как в окно без стекла. Помню, как захватывало дух, когда пролетала на самолете над этой такой родной «чудо-трубкой». Помню, как трясло весь город, как дребезжали стекла в окнах домов, когда начинались взрывные работы.
Возможно, создается впечатление, что вам пишет солидная дама преклонного возраста. На самом деле мне всего восемнадцать лет. Просто воспоминания о карьере относятся к тому времени, когда я ходила в детский сад. В тот самый детский сад № 13, который носит смешное детское название «Карлсон».
Надо же было такому случиться, что именно воспитатели этого садика прислали в газету фотографию! Для меня их вопрос «Что это такое?» звучит немного по-другому: «Ты помнишь, что это такое?».
Так, значит, крепкие стены «Карлсона» еще стоят? Значит, темным северным утром, в сорокаградусный мороз еще шагают туда вереницей по скрипучему снегу малыши в валенках? А воспитатели их растят и просвещают?
Большое спасибо за эту весточку. Пусть мой горячий привет тоже долетит до Крайнего Севера.
Я люблю тебя, садик!

Из письма Нины ФЕДОРОВОЙ

 

Пусть дети пишут друг другу

Мы предлагаем читателям организовать через нашу газету переписку детей разных регионов друг с другом. Играть в почту могут дети старшего дошкольного возраста при активном участии взрослых, который возьмет на себя труд записать и обработать придуманный текст. На долю детей выпадает участие в обсуждении содержания письма, в придумывании вопросов и загадок, в составлении кроссвордов.

В каждом крае — свои чудеса: свои природные богатства, свои легенды, свои обычаи.

Спросите детей: о чем бы они могли рассказать своим сверстникам, если те живут на юге и никогда не видели Севера? (И наоборот.) Пусть дети представят себя на месте другого: что могло бы удивить ребенка, живущего далеко-далеко, в другом конце страны? На какие вопросы северянам (южанам, горожанам) было бы интересно получить ответ? Сформулируйте вопросы, запишите их. А потом — сочините рассказ о «чудесах» своего края. Не вообще, а так — чтобы зацепить, заинтересовать «чужака». Не нужно стараться сообщить сразу обо всем. Выберите узкую тему — описание некой особенности, изюминки. В ваших лесах живет зверек, которого нет больше нигде. У него такие-то повадки. Или растет ягода, которая лечит от всех болезней. Выглядит она так-то, созревает тогда-то, собирают ее особым образом. А где-то есть святой источник, или храм, или святое место, с которым связаны такие-то легенды. Мы также будем рады узнать об обычаях и обрядах вашего родного города или села.

Конечно, такое письмо нельзя придумать без подготовки. Сначала дети должны «набрать» и «присвоить» некоторый познавательный материал, помогающий им идентифицироваться с жителями того или иного края, являющийся предметом краевой гордости. Вопрос «Что есть только у нас, а больше нигде нет?» очень импонирует детям, и они могут обсудить эту тему со своими родителями, а потом — поделиться услышанным и увиденным в группе.

Письмо нужно писать с учетом того, что его будут читать далеко-далеко от вашей малой родины. И там самые привычные для вас слова и действия могут казаться непонятными. Значит, их надо объяснять. Кроме того, в местах, где нет, к примеру, кедровых орехов, солевых приисков или алмазных карьеров, невозможно наблюдать за шишками, рассматривать в лупу руду и образцы каменной соли. Значит, все это надо описывать словами, подробно изображать на рисунках, предлагать сравнительную замену. Отслеживать эти тонкости — дело взрослого.

 

Рейтинг@Mail.ru