Отвечаем на вопрос
На фотографии изображен карьер по
добыче алмазов, находящийся в городе Мирный
Республики Саха (Якутия).
Месторождение алмазов было открыто в
1955 году геологом Л.А. Попугаевой и получило
название «Мир». В 1958 году на открытом
месторождении был организован карьер. Но алмазы
в промышленных масштабах там стали добывать и
обрабатывать на год раньше: в 1957 году рядом с
месторождением была построена и запущена
специализированная фабрика.
Вокруг карьера расположился поселок «Мир»,
который с годами вырос в богатый, красивый город,
уже перешагнувший свой пятидесятилетний рубеж.
А вот карьер в настоящее время
законсервирован. Алмазы там сейчас не добывают.
По материалам письма педагогического
коллектива детского сада № 155, г. Волгоград
Горячий привет холодному Северу!
Я — библиотекарь газетного отдела
Российской национальной библиотеки в
Санкт-Петербурге. С утра, как обычно, разбирала
почту, и взгляд упал на газету «Дошкольное
образование». Там — небольшая фотография и
короткий вопрос: «Знаешь ли ты, что это такое?»
Эта фотография перевернула весь мой
рабочий день и стала настоящим приветом из
детства.
Мне с первого взгляда почудилось в фотографии
что-то знакомое. Карьер? Неужели? Ну, мало ли
карьеров в нашей России? Пробегаю глазами
страницу: «воспитатели детского сада № 13
«Карлсон» г. Мирный».
Вот это да! Значит, все правильно. Это ТОТ САМЫЙ
карьер. «Трубка мира»!
Я видела это своими глазами. Я заглядывала вниз.
Даже сейчас вид карьера стоит у меня перед
глазами, будто смотрю туда сквозь время и
пространство, как в окно без стекла. Помню, как
захватывало дух, когда пролетала на самолете над
этой такой родной «чудо-трубкой». Помню, как
трясло весь город, как дребезжали стекла в окнах
домов, когда начинались взрывные работы.
Возможно, создается впечатление, что вам пишет
солидная дама преклонного возраста. На самом
деле мне всего восемнадцать лет. Просто
воспоминания о карьере относятся к тому времени,
когда я ходила в детский сад. В тот самый детский
сад № 13, который носит смешное детское название
«Карлсон».
Надо же было такому случиться, что именно
воспитатели этого садика прислали в газету
фотографию! Для меня их вопрос «Что это такое?»
звучит немного по-другому: «Ты помнишь, что это
такое?».
Так, значит, крепкие стены «Карлсона» еще стоят?
Значит, темным северным утром, в сорокаградусный
мороз еще шагают туда вереницей по скрипучему
снегу малыши в валенках? А воспитатели их растят
и просвещают?
Большое спасибо за эту весточку. Пусть мой
горячий привет тоже долетит до Крайнего Севера.
Я люблю тебя, садик!
Из письма Нины ФЕДОРОВОЙ
Пусть дети пишут друг другу
Мы предлагаем читателям организовать
через нашу газету переписку детей разных
регионов друг с другом. Играть в почту могут дети
старшего дошкольного возраста при активном
участии взрослых, который возьмет на себя труд
записать и обработать придуманный текст. На долю
детей выпадает участие в обсуждении содержания
письма, в придумывании вопросов и загадок, в
составлении кроссвордов.
В каждом крае — свои чудеса: свои
природные богатства, свои легенды, свои обычаи.
Спросите детей: о чем бы они могли
рассказать своим сверстникам, если те живут на
юге и никогда не видели Севера? (И наоборот.) Пусть
дети представят себя на месте другого: что могло
бы удивить ребенка, живущего далеко-далеко, в
другом конце страны? На какие вопросы северянам
(южанам, горожанам) было бы интересно получить
ответ? Сформулируйте вопросы, запишите их. А
потом — сочините рассказ о «чудесах» своего
края. Не вообще, а так — чтобы зацепить,
заинтересовать «чужака». Не нужно стараться
сообщить сразу обо всем. Выберите узкую тему —
описание некой особенности, изюминки. В ваших
лесах живет зверек, которого нет больше нигде. У
него такие-то повадки. Или растет ягода, которая
лечит от всех болезней. Выглядит она так-то,
созревает тогда-то, собирают ее особым образом. А
где-то есть святой источник, или храм, или святое
место, с которым связаны такие-то легенды. Мы
также будем рады узнать об обычаях и обрядах
вашего родного города или села.
Конечно, такое письмо нельзя придумать
без подготовки. Сначала дети должны «набрать» и
«присвоить» некоторый познавательный материал,
помогающий им идентифицироваться с жителями
того или иного края, являющийся предметом
краевой гордости. Вопрос «Что есть только у нас, а
больше нигде нет?» очень импонирует детям, и они
могут обсудить эту тему со своими родителями, а
потом — поделиться услышанным и увиденным в
группе.
Письмо нужно писать с учетом того, что
его будут читать далеко-далеко от вашей малой
родины. И там самые привычные для вас слова и
действия могут казаться непонятными. Значит, их
надо объяснять. Кроме того, в местах, где нет, к
примеру, кедровых орехов, солевых приисков или
алмазных карьеров, невозможно наблюдать за
шишками, рассматривать в лупу руду и образцы
каменной соли. Значит, все это надо описывать
словами, подробно изображать на рисунках,
предлагать сравнительную замену. Отслеживать
эти тонкости — дело взрослого.
|