Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №8/2007

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Что такое когнитивная психология?

В первой половине ХХ века в зарубежной психологии господствовало направление, называющееся бихевиоризмом (от англ. behavior — поведение). Бихевиоризм рассматривал психическую жизнь любого живого существа как поведение, проявляющееся в речи, в моторных актах, в физиологических реакциях. Иными словами, в том, что можно непосредственно наблюдать и измерять.

Психологи-бихевиористы проводили различные эксперименты, в частности — на животных. И это позволяло им отстаивать право психологии называться наукой: в начале века статус этой области еще не был очевиден для научного сообщества.

Одним из главных направлений бихевиористских исследований было исследование способов, с помощью которых живой организм (в том числе и человек, ребенок) приобретает новый опыт, то есть — обучается. Поэтому идеи бихевиоризма оказали сильное влияние на американскую педагогику. В частности, положение о взаимосвязи стимула и реакции. Те или иные реакции вызываются определенными стимулами. Предъявляя человеку определенные стимулы (или «раздражители»), можно манипулировать его реакциями. Поощряя одни реакции и подавляя другие, можно добиться от индивидуума требуемого поведения.

Несмотря на видимую «практичность» исследований бихевиористов, это направление подвергалось справедливой критике. Бихевиористы ничего не желали знать о внутренней жизни человека, которая, по их мнению, недоступна для изучения. И в 50-е годы ХХ века, в период осмысления событий Второй мировой войны и переоценки ценностей, в качестве альтернативы бихевиоризму в психологии возникло несколько новых течений.

Одним из них стала когнитивная психология (от лат. cognitio — знание, познание).

Психологи-когнитивисты утверждали, что человек вовсе не автоматически реагирует на те или иные стимулы или раздражители. И его поведение зависит не только от окружающей среды, но и от субъективных факторов, в частности — от способов восприятия окружающего. Когнитивисты занялись изучением процессов познания: структурами мышления, способами получения и преобразования информации.

В рамках этого направления появились и психолого-педагогические разработки, касающиеся обучения детей, развития их одаренности.

В оформлении использован рисунок В.Кандинского

 

Рейтинг@Mail.ru