Что такое когнитивная
психология?
В первой половине ХХ века в зарубежной
психологии господствовало направление,
называющееся бихевиоризмом (от англ. behavior
— поведение). Бихевиоризм рассматривал
психическую жизнь любого живого существа как
поведение, проявляющееся в речи, в моторных
актах, в физиологических реакциях. Иными словами,
в том, что можно непосредственно наблюдать и
измерять.
Психологи-бихевиористы проводили
различные эксперименты, в частности — на
животных. И это позволяло им отстаивать право
психологии называться наукой: в начале века
статус этой области еще не был очевиден для
научного сообщества.
Одним из главных направлений
бихевиористских исследований было исследование
способов, с помощью которых живой организм (в том
числе и человек, ребенок) приобретает новый опыт,
то есть — обучается. Поэтому идеи бихевиоризма
оказали сильное влияние на американскую
педагогику. В частности, положение о взаимосвязи
стимула и реакции. Те или иные реакции вызываются
определенными стимулами. Предъявляя человеку
определенные стимулы (или «раздражители»), можно
манипулировать его реакциями. Поощряя одни
реакции и подавляя другие, можно добиться от
индивидуума требуемого поведения.
Несмотря на видимую «практичность»
исследований бихевиористов, это направление
подвергалось справедливой критике. Бихевиористы
ничего не желали знать о внутренней жизни
человека, которая, по их мнению, недоступна для
изучения. И в 50-е годы ХХ века, в период осмысления
событий Второй мировой войны и переоценки
ценностей, в качестве альтернативы бихевиоризму
в психологии возникло несколько новых течений.
Одним из них стала когнитивная
психология (от лат. cognitio — знание,
познание).
Психологи-когнитивисты утверждали,
что человек вовсе не автоматически реагирует на
те или иные стимулы или раздражители. И его
поведение зависит не только от окружающей среды,
но и от субъективных факторов, в частности — от
способов восприятия окружающего. Когнитивисты
занялись изучением процессов познания:
структурами мышления, способами получения и
преобразования информации.
В рамках этого направления появились и
психолого-педагогические разработки, касающиеся
обучения детей, развития их одаренности.
В оформлении использован рисунок
В.Кандинского
|