Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №8/2007

УГОЛОК ЛОГОПЕДА

Формируем фонетику карандашом

Графико-игровые упражнения в овладении звуками речи

Общее недоразвитие речи — это сложное нарушение, в результате которого возникают серьезные изменения в психологическом базисе ребенка. Нарушение внимания, памяти, словесно-логического мышления, творческого потенциала, мелкой моторики рук — это сопутствующие проблемы в процессе коррекционно-воспитательной работы логопеда.

Комплексно подойти к проблеме устранения нарушений психического развития и коррекции речи позволяют разработанные графико-игровые упражнения. Упражнения данного профиля направлены на формирование фонетической стороны речи дошкольников и в то же время ориентированы на всестороннее развитие ребенка. Такая форма игры с карандашом решает много второстепенных задач (развитие внимания, памяти, словесно-логического мышления, творческого воображения, мелкой моторики рук). Выполняя под руководством педагога эти задания, ребенок приобретает фонетические и графические навыки, не догадываясь об этом. Данная технология открывает возможность для проявления творчества детей с общим недоразвитием речи. На сегодняшний день эта проблема остается трудноразрешимой в работе с такими детьми.

Логопедические занятия сложны по своей структуре и содержанию. Предлагаемые варианты игровых упражнений могут использоваться как часть занятий — и фронтальных, и индивидуальных. Занятия такого характера проходят в увлекательной, понятной детям атмосфере игры с графическими образами. Графико-игровые упражнения позволяют эмоционально пережить сюжет истории и превратить ее в личный опыт. Основной целью таких приемов является формирование фонематического восприятия, навыков звукового анализа и правильного произношения (восприятие звука на слух, вычленение звука в речевом потоке, автоматизация поставленных звуков, дифференциация смешиваемых звуков). Упражнения данного направления могут быть использованы в качестве развития связной речи — творческого рассказывания. Наряду с выделением звука в словах, рассказах и сказках включается самостоятельное придумывание сюжетной линии с героями на заданную фонему. Таким образом, работа над автоматизацией и дифференциацией звуков проводится в занимательной атмосфере сотворчества и сотрудничества. Это достигается вовлечением ребенка в определенные игровые и речевые ситуации, где он — активный участник, способный рассуждать, анализировать, обобщать, делать умозаключения. С одной стороны, ему предлагается образец для подражания, с другой — предоставляется широкое поле для фантазии и творчества.

Разнообразие в коррекционные занятия вносят лист бумаги, карандаш и задуманная история или ее опорные моменты. Перед работой детям дается установка на рисование «звуковой» сказки с заданными звуками. Последующая форма проведения предполагает рисуночный диктант. В затруднительных ситуациях возможно использование показа сложных способов изображения или модели, схемы.

«Зимняя сказка»

Цель: развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале слов со звуком [С]. Автоматизация [С] в связной речи.

«Наступила зима. Все поляны в лесу замело снегом (рисунок). Светило яркое, веселое солнышко, у которого было всего семь лучиков (р.). На поляне гуляла лиса (р.). Спокойно падал снег. Лиса успела посчитать восемь снежинок (р.). Решила лисица развлечься и построить снеговика (р.). (Первыми на голове нарисуйте детали со звуком [С] (нос, волосы, ресницы), а затем все остальное.) На поляну прилетела сорока и присела на заснеженный куст (р.). Вдруг сорока перелетела на снеговика и стала выдергивать ему волосы (р.). Лиса слепила снежок и бросила в проказницу (р.). Сорока испугалась и улетела. Лиса подкатила саночки и начала кататься с горы (р.). Наступал вечер. Лисе пора было возвращаться в свою светлую норку (р.). Дома ее ждал сладкий чай с сухариками (р.)».

Рисунок Василисы Соловьевой

Рисунок Василисы Соловьевой

«Мышонок Шуршунчик»

Цель: выделение звука [Ш] в начале, середине, конце слова. Автоматизация [Ш] в связной речи.

«Жил да был на свете мышонок по имени Шуршунчик (р.). Построил он маленький шалашик в поле (р.). Проснулся как-то мышонок от сильного шума. Это шмель прилетел (р.). Шмель присел на башмаки мышонка и стал шуршать фантиками сладкой шоколадки (р.). Мышонок подошел к шмелю и посоветовал сильно не шуметь. (Придумайте, что произошло дальше, и нарисуйте. Постарайтесь наполнить вашу историю словами со звуком [Ш].)».

«Истории карандаша»

Цель: развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале слов с изученными звуками. Дифференциация звуков на слух и в свободной речи ([X] — [К], [Т] — [К], [Ч] — [Щ]).

«Жил на свете веселый, озорной карандаш. Он очень любил рисовать волшебные звуки, превращая их в слова. А потом придумывал с этими словами разные истории. И вот превращения начались... перед карандашом лежал чистый лист бумаги. Он подумал и нарисовал на земле героя со звуком [В] (р.). Украсил своего героя двумя предметами одежды со звуками [Ш] (р.). Землю карандаш украсил пятью кустиками травки (р.). На траве карандаш изобразил друга своему герою со звуком [М] (р.). Вокруг наших героев он нарисовал летающих надоедливых насекомых со звуками [X] и [К]. На зеленой полянке карандаш поставил стол (р.). А на столе появились посуда и угощения со звуками [Т] и [К]. Скоро к жителям рисунка придут гости. Карандаш задумал, что гости будут со звуками [Ч] и [Щ]. Все жители рисунка сели за стол. Пьют чай и радуются, что их нарисовал карандаш. Расскажи забавную историю про жителей своего рисунка. (Возможны любые звуковые изменения по тексту, в зависимости от намеченной фонетической темы.)».

«Строим дом»

Цель: дифференциация звуков [Р] — [Рь] на слух и в связной речи, с опорой на графику.

«Человек решил построить дом. (Рисуется основание дома — квадрат.) Помогите ему достроить дом. Нарисуйте только те детали дома, в которых встречаются звуки [Р] и [Рь] (р.). Построил человек дом и стал хозяином. Слева он решил разбить сад, клумбу (р.). Справа от дома он решил разбить огород (р.). А перед домом — птичий двор (р.). Все предметы он выбирал в свои постройки только со звуками [Р] и [Рь]. Кто еще по соседству мог бы жить с нашим хозяином? ([Р] и [Рь]) (р.). Расскажите о вашем хозяйственном человеке и о том, что у него есть».

«Живые точечки»

Цель: дифференциация шипящих и свистящих звуков.

«Жила-была обычная точка. Все время она скучала. То круг нарисует, то квадрат, то линию... Но вдруг точка догадалась, что может прятаться в разных предметах. Нарисуйте три точки на листе бумаги.

1. Из первой точки придумайте и нарисуйте слово со звуком [Ж].
2. Из второй точки нарисуйте слово со звуком [З].
3. Из третьей точки нарисуйте слово со звуком [Ш].

У нас получились веселые спрятанные точки. Придумайте с этими словами предложение. (В упражнение могут закладываться разные звуки, с указанием местоположения.)».

«Звериная лечебница»

Цель: дифференциация звуков [Л] — [Р] в словах, фразах, в связной речи.

«В большом городе построили лечебницу для больных животных. Животных привозили из разных мест. Лечили от разных болезней и ухаживали за ними. Разместите в клетки слева животных со звуком [Л]. Нарисуйте справа животных со звуком [Р]. Придумайте историю про животных.
(Как они попали в лечебницу? Кто им помог? Что происходит с животными сейчас?)».

В упражнении могут использоваться разные признаки дифференциации звуков — артикуляционные или акустические.

Использование заданий такого рода окажет большую помощь в совершенствовании психической базы ребенка, а вместе с тем интенсивнее будет проходить процесс формирования фонетической стороны речи и закрепление правильного произношения.

Условные обозначения: р. — рисунок.

Я. КАРНАУХОВА, учитель-логопед,
МДОУ «Детский сад № 48»,
г. Барнаул, Алтайский край

 

Рейтинг@Mail.ru