Формируем фонетику
карандашом
Графико-игровые упражнения в
овладении звуками речи
Общее недоразвитие речи — это сложное
нарушение, в результате которого возникают
серьезные изменения в психологическом базисе
ребенка. Нарушение внимания, памяти,
словесно-логического мышления, творческого
потенциала, мелкой моторики рук — это
сопутствующие проблемы в процессе
коррекционно-воспитательной работы логопеда.
Комплексно подойти к проблеме устранения
нарушений психического развития и коррекции
речи позволяют разработанные графико-игровые
упражнения. Упражнения данного профиля
направлены на формирование фонетической стороны
речи дошкольников и в то же время ориентированы
на всестороннее развитие ребенка. Такая форма
игры с карандашом решает много второстепенных
задач (развитие внимания, памяти,
словесно-логического мышления, творческого
воображения, мелкой моторики рук). Выполняя под
руководством педагога эти задания, ребенок
приобретает фонетические и графические навыки,
не догадываясь об этом. Данная технология
открывает возможность для проявления творчества
детей с общим недоразвитием речи. На сегодняшний
день эта проблема остается трудноразрешимой в
работе с такими детьми.
Логопедические занятия сложны по своей
структуре и содержанию. Предлагаемые варианты
игровых упражнений могут использоваться как
часть занятий — и фронтальных, и индивидуальных.
Занятия такого характера проходят в
увлекательной, понятной детям атмосфере игры с
графическими образами. Графико-игровые
упражнения позволяют эмоционально пережить
сюжет истории и превратить ее в личный опыт.
Основной целью таких приемов является
формирование фонематического восприятия,
навыков звукового анализа и правильного
произношения (восприятие звука на слух,
вычленение звука в речевом потоке, автоматизация
поставленных звуков, дифференциация смешиваемых
звуков). Упражнения данного направления могут
быть использованы в качестве развития связной
речи — творческого рассказывания. Наряду с
выделением звука в словах, рассказах и сказках
включается самостоятельное придумывание
сюжетной линии с героями на заданную фонему.
Таким образом, работа над автоматизацией и
дифференциацией звуков проводится в
занимательной атмосфере сотворчества и
сотрудничества. Это достигается вовлечением
ребенка в определенные игровые и речевые
ситуации, где он — активный участник, способный
рассуждать, анализировать, обобщать, делать
умозаключения. С одной стороны, ему предлагается
образец для подражания, с другой —
предоставляется широкое поле для фантазии и
творчества.
Разнообразие в коррекционные занятия вносят
лист бумаги, карандаш и задуманная история или ее
опорные моменты. Перед работой детям дается
установка на рисование «звуковой» сказки с
заданными звуками. Последующая форма проведения
предполагает рисуночный диктант. В
затруднительных ситуациях возможно
использование показа сложных способов
изображения или модели, схемы.
«Зимняя сказка»
Цель: развитие слухового внимания и
фонематического восприятия на материале слов со
звуком [С]. Автоматизация [С] в связной речи.
«Наступила зима. Все поляны в лесу замело
снегом (рисунок). Светило яркое, веселое солнышко,
у которого было всего семь лучиков (р.). На поляне
гуляла лиса (р.). Спокойно падал снег. Лиса успела
посчитать восемь снежинок (р.). Решила лисица
развлечься и построить снеговика (р.). (Первыми на
голове нарисуйте детали со звуком [С] (нос, волосы,
ресницы), а затем все остальное.) На поляну
прилетела сорока и присела на заснеженный куст
(р.). Вдруг сорока перелетела на снеговика и стала
выдергивать ему волосы (р.). Лиса слепила снежок и
бросила в проказницу (р.). Сорока испугалась и
улетела. Лиса подкатила саночки и начала
кататься с горы (р.). Наступал вечер. Лисе пора
было возвращаться в свою светлую норку (р.). Дома
ее ждал сладкий чай с сухариками (р.)».
Рисунок Василисы Соловьевой
«Мышонок Шуршунчик»
Цель: выделение звука [Ш] в начале, середине,
конце слова. Автоматизация [Ш] в связной речи.
«Жил да был на свете мышонок по имени
Шуршунчик (р.). Построил он маленький шалашик в
поле (р.). Проснулся как-то мышонок от сильного
шума. Это шмель прилетел (р.). Шмель присел на
башмаки мышонка и стал шуршать фантиками сладкой
шоколадки (р.). Мышонок подошел к шмелю и
посоветовал сильно не шуметь. (Придумайте, что
произошло дальше, и нарисуйте. Постарайтесь
наполнить вашу историю словами со звуком [Ш].)».
«Истории карандаша»
Цель: развитие слухового внимания и
фонематического восприятия на материале слов с
изученными звуками. Дифференциация звуков на
слух и в свободной речи ([X] — [К], [Т] — [К], [Ч] — [Щ]).
«Жил на свете веселый, озорной карандаш. Он
очень любил рисовать волшебные звуки, превращая
их в слова. А потом придумывал с этими словами
разные истории. И вот превращения начались...
перед карандашом лежал чистый лист бумаги. Он
подумал и нарисовал на земле героя со звуком [В]
(р.). Украсил своего героя двумя предметами одежды
со звуками [Ш] (р.). Землю карандаш украсил пятью
кустиками травки (р.). На траве карандаш изобразил
друга своему герою со звуком [М] (р.). Вокруг наших
героев он нарисовал летающих надоедливых
насекомых со звуками [X] и [К]. На зеленой полянке
карандаш поставил стол (р.). А на столе появились
посуда и угощения со звуками [Т] и [К]. Скоро к
жителям рисунка придут гости. Карандаш задумал,
что гости будут со звуками [Ч] и [Щ]. Все жители
рисунка сели за стол. Пьют чай и радуются, что их
нарисовал карандаш. Расскажи забавную историю
про жителей своего рисунка. (Возможны любые
звуковые изменения по тексту, в зависимости от
намеченной фонетической темы.)».
«Строим дом»
Цель: дифференциация звуков [Р] — [Рь] на слух
и в связной речи, с опорой на графику.
«Человек решил построить дом. (Рисуется
основание дома — квадрат.) Помогите ему
достроить дом. Нарисуйте только те детали дома, в
которых встречаются звуки [Р] и [Рь] (р.). Построил
человек дом и стал хозяином. Слева он решил
разбить сад, клумбу (р.). Справа от дома он решил
разбить огород (р.). А перед домом — птичий двор
(р.). Все предметы он выбирал в свои постройки
только со звуками [Р] и [Рь]. Кто еще по соседству
мог бы жить с нашим хозяином? ([Р] и [Рь]) (р.).
Расскажите о вашем хозяйственном человеке и о
том, что у него есть».
«Живые точечки»
Цель: дифференциация шипящих и свистящих
звуков.
«Жила-была обычная точка. Все время она
скучала. То круг нарисует, то квадрат, то линию...
Но вдруг точка догадалась, что может прятаться в
разных предметах. Нарисуйте три точки на листе
бумаги.
1. Из первой точки придумайте и нарисуйте
слово со звуком [Ж].
2. Из второй точки нарисуйте слово со звуком [З].
3. Из третьей точки нарисуйте слово со звуком [Ш].
У нас получились веселые спрятанные точки.
Придумайте с этими словами предложение. (В
упражнение могут закладываться разные звуки, с
указанием местоположения.)».
«Звериная лечебница»
Цель: дифференциация звуков [Л] — [Р] в
словах, фразах, в связной речи.
«В большом городе построили лечебницу для
больных животных. Животных привозили из разных
мест. Лечили от разных болезней и ухаживали за
ними. Разместите в клетки слева животных со
звуком [Л]. Нарисуйте справа животных со звуком
[Р]. Придумайте историю про животных.
(Как они попали в лечебницу? Кто им помог? Что
происходит с животными сейчас?)».
В упражнении могут использоваться разные
признаки дифференциации звуков —
артикуляционные или акустические.
Использование заданий такого рода окажет
большую помощь в совершенствовании психической
базы ребенка, а вместе с тем интенсивнее будет
проходить процесс формирования фонетической
стороны речи и закрепление правильного
произношения.
Условные обозначения: р. — рисунок.
Я. КАРНАУХОВА, учитель-логопед,
МДОУ «Детский сад № 48»,
г. Барнаул, Алтайский край
|