Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №8/2007

КОНТРАПУНКТ

О томских детских садах и общих проблемах

Комментарий редакции

Письмо представителя Конфедерации свободных профсоюзов г. Томска В.И. Губы и ответы различных контролирующих и проверяющих инстанций города, а также ответ от имени мэра дают серьезный повод задуматься над происходящим.

Огромные очереди в детские сады и их недопустимое переуплотнение характерны не только для Томска. Во всех крупных и средних городах с развивающейся промышленностью наблюдается подобная картина. (Сёла, во многих из которых теперь вообще нет садов, — это особый разговор.) Другое дело, что Томск на этом поприще явно выбивается в «лидеры». Наблюдающаяся там очередность в два раза превышает цифры, характерные для городов с такой же плотностью населения. Томские показатели — 12 000 очередников — сравнимы разве что с данными по Москве, где очередь составляет 15 000 человек. Но количество жителей в столице не сопоставимо с количеством жителей в Томске. Но это детали, хотя и выразительные.

В целом же по всей России проблема нехватки детских садов стоит крайне остро, и, судя по всему, в настоящее время отсутствуют сколько-нибудь действенные механизмы ее решения.

Детские сады не строятся. Не только в Томске. Везде. Даже «продвинутые» городские власти за последние пять лет могут похвастаться строительством одного-двух детских садов. А это годы, признанные временем экономической стабильности и промышленного развития. И везде чиновники управлений образования жалуются: планы застройки, утвержденные в градостроительной документации, нарушаются. При строительстве новых микрорайонов детские сады не могут не планироваться. Но дома сдаются, а детских садов во дворах нет. В лучшем случае — один вместо предусмотренных пяти-шести.

И так же, как в Томске, никто не привлекает застройщиков к ответственности. Почему?

Застройщикам, понятное дело, строительство детских садов не выгодно. Это не магазин и не развлекательный центр. Дорого здание не продашь. А кто покупатель? Муниципалитет. То, что дешево с точки зрения застройщика, с точки зрения покупателя — неимоверно дорого. Строительство детского сада на 400 мест в Липецке (14 групп) обошлось городским властям в сумму порядка 90 млн. рублей. При очереди в 6000 человек требуется построить, по самым скромным подсчетам, 14 новых детских садов. Ну, хорошо, 13. Пусть даже 10. То есть в городском бюджете должен найтись «лишний» миллиард.

К тому же построенные здания нужно поставить на баланс и навесить на себя заботы об их содержании. А еще нужно содержать рабочие штаты этих новых садов. Тоже из городского бюджета. При том, что родительская плата не может превышать 20% оплаты от стоимости содержания ребенка в детском саду. 80% от суммы в 4–5 тысяч рублей за каждого принятого в сад малыша (примерная стоимость его содержания) нужно умножить на те самые тысячи очередников, которые значатся в списках каждого города, и тоже вычесть их из бюджета.

Простая арифметика, на уровне четвертого класса начальной школы, убедительно доказывает: муниципалитетам невыгодно строить детские сады. И они этого делать не будут. По крайней мере в тех масштабах, которые требуются для ликвидации очередей.

А если что-то и построят, то расплачиваться за это придется уже действующим садам. Их, по закону крохоборства, будут лишать лишних ставок и доплат — чтобы хоть как-то сэкономить.

Все разговоры о перепрофилировании используемых не по назначению зданий не приведут к существенным изменениям. Перепрофилировать, как правило, нечего, а часто — невозможно. По разным причинам.

В Москве, к примеру, в одном из типовых зданий детского сада (большого — на 12 групп) расположилось окружное управление образования. Это профиль или не профиль?

В двух других, таких же больших, — Международный детский центр. Это гостиница для приезжающих детей и педагогов, находится в ведении Федерального агентства по образованию.
В отличие от детского сада приносит деньги. Еще в одном — частный психологический вуз, образовательное учреждение.

Все призывы разгневанных депутатов найти и наказать виновных, не предусмотревших в начале девяностых демографический подъем конца тысячелетия, — не более чем предвыборная риторика.

В начале 90-х никто ничего предусмотреть не мог. В то время детские сады стояли пустыми, их закрывали за неимением детей. Чтобы здания не развалились, их продавали или сдавали в аренду. Арендаторы вкладывали деньги (и немалые) в ремонт и содержание. Благодаря этому здания стоят до сих пор. Если власти начнут политику экспроприации, вряд ли пострадает гостиница или управление образованием. Пострадает какая-нибудь частная школа. И не столько ради дела, сколько для отчетности. К тому же используемые не по назначению здания тоже нужно переоборудовать. И для этого тоже требуются деньги. Одна замена сантехники чего стоит.

Предшкола же, придуманная Министерством образования и науки РФ в качестве меры по обеспечению детей дошкольным образованием, решает совсем другие проблемы. Они почти не пересекаются с проблемой очередей в детские сады, поскольку касаются только старших дошкольников. А возраст остро нуждающихся в детском саду детей сегодня смещается резко вниз. К тому же предшкола оперирует еще более смешными цифрами, чем один построенный муниципалитетом детский сад, — 20 человек в группе. Десять школ — 200 детей. При очередях в 6–7 тысяч. А чтобы эти двадцать человек обеспечить в соответствии с действующими нормативами, нужно тоже не одну копеечку вложить в переоборудование школьных помещений.

И даже в этом случае помещения не всегда можно привести в соответствие с действующими нормативами, о чем свидетельствуют пассажи из ответа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей г. Томска на письмо представителя Конфедерации свободных профсоюзов. Профсоюзы указывают на нарушения, допускаемые при открытии предшкольных групп. А служба по защите прав потребителей отвечает: «дошкольники от инфекционных заболеваний школьников будут защищены путем размещения их в разных блоках здания школы». При этом «изъятие у школьников санитарных узлов производиться не будет. Туалетные для дошкольников будут приспособлены путем использования детских гигиенических сидений на унитазы».

Это, простите, как? Все находятся в изоляции друг от друга, но туалетами пользуются совместно? Малыши, добравшись из своего отдельного блока до «не изъятых у школьников узлов», будут в момент острой нужды приделывать к ним гигиенические сиденья? Их нужно с собой приносить? Или предоставить возможность представителям других возрастов писать на них, пока они стоят в уголке и ждут «потребителей»?

А утверждение, что «во время дневного сна школьный звонок будет подан всего один раз и не отразится на дневном отдыхе детей», достойно анекдота. Сколько раз надо подать звонок, чтобы он отразился на дневном сне? И кто-нибудь из защитников прав потребителей будет с секундомером в руках замерять время, которое длится этот «один раз»?

Но это все детали. Очевидно, что группы предшкольной подготовки не могут заменить детский сад, не должны копировать распорядок дня и претендовать на организацию дневного сна. Все это уже было и с успехом провалилось в период экспериментов по обучению шестилеток. Группы предшкольной подготовки должны создаваться по типу групп кратковременного пребывания. И все.

К очередям в детские сады они не имеют прямого отношения.

А что же имеет?

Само понятие «очередь» — из другой жизни. Из эпохи дефицита, распределения и монополии на деятельность.

Это означает, что система детских садов устроена по-советски. А решить ее советскими способами в нынешнем государстве не удастся. Кризис будет углубляться. Муниципалитеты, как было сказано выше, не имеют достаточных ресурсов, чтобы обеспечить граждан этой крайне дорогостоящей услугой. Федеральные власти уже высказались — через ФЗ
№ 122, — сбросив заботы о детских садах на муниципалитеты.

Родители тоже сказали свое слово, отказавшись оплачивать не только полную стоимость пребывания ребенка в саду, но даже половину этой стоимости. Родительская забастовка в Тульской области заставила депутатов принять закон, устанавливающий потолок платы. Зато теперь родители должны с рождения ребенка копить на взятку за место в саду, который уже не гарантирует их ребенку нормального ухода и психологического комфорта. В переполненных группах дети гораздо сильнее устают и гораздо чаще болеют. Воспитатели — тоже. Но это вообще не обсуждается.

Очереди в магазинах исчезли только тогда, когда магазины перестали быть государственными. Теперь у нас есть разные магазины — очень дорогие и относительно дешевые, с импортными товарами и с товарами отечественных производителей, большие и маленькие, расположенные на территории архитектурных памятников (ГУМ, Елисеевский) и в ларьках. При этом каждый магазин имеет лицензию и заключение СЭС, а каждый продавец — медицинскую книжку.

Детские сады, конечно, не магазины. И образование нуждается в государственной заботе. Но сохранение государственной монополии при отсутствии должного финансирования, при отсутствии денег из федерального бюджета вредит детским садам и не дает развиваться системе. Чтобы исчезли очереди, нам нужно отказаться от единообразия. Не программного, не по категориям, а в принципе, по большому счету. У нас должно появиться много разных садиков, существующих в разных ценовых категориях и предоставляющих разный набор услуг в зависимости от возможностей родителей. Они могут располагаться в больших специально построенных зданиях и в квартирах, в специально отведенных комнатах при заводах и магазинах. Они должны быть рассчитаны на разное время пребывания там малышей — в течение 12, 6, 3, 2 часов, на разный режим кормления и отдыха, на разную наполняемость групп. И выбор форм должен касаться не только старших дошкольников.

Если мы действительно что-то хотим изменить в тяжелой ситуации с очередями, которая будет только усугубляться, мы прежде всего должны изменить свои советские установки на устройство детского сада.

Да, хорошо, когда есть специальное здание. Но таких зданий недостаточно и достаточно не будет. И нигде в мире такого нет.

Да, нужно, чтобы условия пребывания малыша в группе соответствовали санитарно-гигиеническим нормативам. Но все ли в этих нормативах разумно? И, самое важное, могут ли они сейчас выполняться? Может, нормативы надо изменить? Может, главным показателем норматива должен стать не размер участка при здании, а допустимое количество детей на определенной жилой площади? Не стандарты пищеблока, а возможность ребенка получать питание в соответствии с родительским договором? Если родитель считает, что ребенку во время пребывания в группе достаточно чая с булочкой и только за это он и готов платить, может, должны быть такие сады — с электрочайником вместо пищеблока?

Почему взрослый унитаз с гигиеническим сиденьем в квартирном садике недопустим, а в группе предшкольной подготовки возможен?

Почему прогулочная группа с воспитательницей не может гулять на детской площадке в детском парке или во дворе собственного дома, а исключительно на специально оборудованном участке за забором? При чем тут инфекции? Все дети после дня, проведенного в детском саду, приходят в этот самый парк, и никто их после этого не подвергает стерильной обработке. И до сада они часто добираются на общественном транспорте.

Если мы беспокоимся о качестве ухода и присмотра за детьми, пусть муниципалитеты станут инициаторами создания разных садиков, пусть прикрепляют их к базовым садам, проводят инструктаж и повышают квалификацию воспитателей частных учреждений. Но требовать, чтобы для получения лицензии мини-детский сад гарантировал трехлеткам музыкальные или физкультурные занятия в специализированном зале, потому что «так положено и так было всегда», глупо: в результате полторы тысячи трехлеток вообще оказываются за стенами детского сада и лишаются возможности совместной игровой деятельности и квалифицированного присмотра в отсутствие мамы.

Должен быть разработан проект кардинальной перестройки системы детских садов, их финансирования и поддержки на разных уровнях.

У нас есть прекрасные детские сады? Давайте приложим все усилия, чтобы их сохранить, а не разрушать, переводя на режим «экономного», а попросту говоря — нищенского финансирования, лишая педагогов доплат, а детей — высокопрофессиональных специалистов.

Муниципалитет перед выборами хочет облагодетельствовать население строительством двух лишних дворцов под детские сады? Честь ему и хвала. Депутаты приняли решение открыть детский сад для детей из семей группы риска, выделить места для малоимущих в элитных детских садах? Замечательно. Никто не запрещает местным властям запускать проекты социальной поддержки — молодым семьям, малоимущим семьям, семьям с одаренными детьми, многодетным. Но действенная реализация социальных проектов возможна только на фоне относительного общего благополучия, некоторого достигнутого равновесия, когда целевые группы «счисляемы». А 7–12 тысяч очередников не уложатся ни в какой действительно работающий городской проект. Родителям очередников нужно предоставить возможность позаботиться о себе самим — выбирать детский сад по карману и в соответствии с представлениями о благе ребенка. Выбирать из имеющегося разнообразия, а не искать лазейку с целью дать взятку в размере годовой оплаты вузовского репетитора.

Конечно, разработка такого проекта, создание режима благоприятствования для появления частных инициатив в сфере дошкольного образования не может быть делом отдельно взятого муниципалитета. Это дело федеральной власти, дело депутатов Госдумы.

Муниципалитеты — плохие ли, хорошие — сами по себе эту проблему решить не в состоянии.

Марина АРОМШТАМ

 

Рейтинг@Mail.ru