Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №8/2007

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

День Земли и дети

Наша страна — страна природы. В ней до сих пор есть уголки, которых не коснулся вездесущий прогресс. В отличие от ядерных и компьютерных технологий российские леса, степи, реки вызывают в нас не только чувство гордости, но и чувство любви. Почти у каждого из нас есть любимый пейзаж, свое любимое дерево.

Возможно, поэтому введение в 1990 году Дня Земли в отечественный календарь в отличие от других нововведений не вызвало разногласий. А благодаря инновационной педагогической волне, связанной с экологическим воспитанием малышей, с появлением новых программ по экологии, этот праздник приобрел популярность у педагогов-дошкольников. И сегодня во многих детских садах День Земли имеет почти такой же статус, как Новый год или 8 Марта.

Правда, введение Дня Земли в России было связано с острой и неприятной проблемой —
с импортом ядерных отходов. Тогда впервые заговорили о перспективе их захоронения среди тех самых бескрайних просторов и девственных лесов, которыми мы так гордимся. Проблема эта не решена до сих пор.

День Земли — повод подумать о последствиях любых наших действий. Но это — призыв ко взрослым.

Для детей же День Земли — праздник во славу весны, всего живого и расцветающего. Лишний повод вместе с родителями высадить на участке детского сада новый кустик, разбить клумбу. Лишний раз повторить: не рви цветочек только потому, что он вырос у тебя на дороге. Не лови бабочек, не отрывай мухам крылышки. Не хватай руками ежика в лесу. Относись к живому с трепетом.

Однако садовские праздники в честь Дня Земли, как правило, грешат излишней патетикой и произнесением ничего не говорящих ребенку лозунгов. Материал, используемый в сценариях, страдает отсутствием всяких представлений об адресате. А адресат-то — ребенок. Детская память, безусловно, позволяет заучить стихотворные строчки, высокопарно призывающие любить природу. Но много ли из этого вынесут дети? Ведь «природа вообще» — для них довольно абстрактное понятие.

Возможно, педагогам будет легче продумывать сценарий и связанные с этим днем акции, если они будут знать историю праздника.

День Земли отмечается во многих странах мира. В США, где он родился, — с 1840 года, то есть уже сто пятьдесят семь лет.

Предание связывает появление традиции с жизнью переселенцев. В привычке американцев — кочевать по стране в поисках более удобного для себя места жизни: с точки зрения работы, жилья, обучения. В 1840 году американец Дж. Стерлинг Мортон вместе с семьей перебрался жить в штат Небраска. Там взору переселенцев открылись бескрайние прерии, страдающие от жгучего солнца и малопригодные для сельского хозяйства. Одинокие деревья не давали достаточно тени, не защищали от злых степных ветров. К тому же, быстро понял Мортон, жизнь этих редких деревьев с заселением штата уже сочтена: они пойдут на дрова и на материал для строительства домов. А что будет потом?

Этот вопрос: «Что будет потом?» — и сделал Мортона знаменитым, поскольку не всем представителям человеческой породы свойственно задумываться о последствиях.

Мортон, ставший редактором первой газеты штата, призвал своих сограждан задуматься о будущем и объяснил им необходимость сажать деревья. Только так можно превратить унылые и бесплодные земли в пригодные для земледелия пашни. Только так можно обеспечить своим потомкам нормальную жизнь в прериях. Мортон предложил жителям штата выбрать день, в который все они, как один, будут сажать деревья. Сограждане его поняли и в первый же год высадили около миллиона деревьев. Этот день получил название Дня Дерева.

Через сорок лет День Дерева в Небраске был объявлен официальным праздником и приурочен ко дню рождения его зачинателя Мортона — к 22 апреля.

А еще через сто лет праздник получил новое название — День Земли — и стал общенациональным. Правда, теперь его смысл несколько изменился: жителей стали знакомить с данными по истощению природных ресурсов вообще и предлагать участвовать в акциях по их сохранению и воспроизводству.

Однако изначальное содержание праздника, понимаемого как День Дерева, детям, безусловно, ближе. Возможно, так его и надо проводить: рассказывать и инсценировать «древесные сказки», рисовать «портреты» любимых деревьев и их обитателей, учить хорошие детские стихи. И, конечно, сажать новые саженцы. Без этого День Дерева теряет свой смысл.

А может быть, каждый раз нужно придумывать для Дня Земли нового «главного героя». Сегодня это Дерево, а завтра — Цветок, Река, Лесной зверь, Обитатель Лесного болотца. Все эти персонажи позволяют организовать поиск нового материала, оформлять фотовыставки, выставки рисунков и объемных работ из теста, глины, пластилина.

Легенды нашей реки

Уважаемые читатели!

Большинство старинных российских городов (как, впрочем, и городов всего мира) строилось по берегам рек. Присылайте в рубрику «Краеведение для малышей» легенды и сказки о реках своего края.
В письме не забудьте указать источник, из которого заимствован текст. Например, вы скопировали его из книги или пересказали своими словами, адаптировав для детей, записали со слов экскурсовода краеведческого музея или со слов старого человека.
В качестве иллюстрации приложите к тексту детские рисунки или декоративные работы педагогов, созданные по мотивам легенды.
Ждем ваших писем и фотографий.
Редакция

 

Рейтинг@Mail.ru