Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №8/2007

РАБОЧИЙ СТОЛ

Двухлетки встречают весну

Лепим насекомых

Всю весну двухлетки из группы раннего развития под руководством Ольги Фиданян, педагога детского центра «Покров» г. Королева, лепили насекомых: стрекоз, пауков, бабочек — всех тех, кто пробуждается к жизни ласковым апрельским солнышком и наполняет окружающие природные пейзажи новыми подробностями, новыми драмами и превращениями.
Дети любят наблюдать за животными. Но насекомые слишком малы, слишком подвижны. Да к тому же — пугающи. Достаточно взглянуть на какую-нибудь стрекозу или муху через увеличительное стекло.
Лепка насекомых помогает педагогу решить сразу несколько задач.
Во-первых, привлечь внимание детей к тому, что, может быть, без специальной подачи и не привлекло бы их внимание.
Это, в свою очередь, позволяет обогатить речь новыми словами и понятиями.
В-третьих, насекомых лепить несложно. А зарядка для пальцев — налицо. К тому же и результат очевиден. То есть успех при выполнении задания обеспечен.
Наконец, со слепленными насекомыми можно играть. Они вполне могут обсудить между собой свои весенние дела — соответствующие статусу насекомых и не очень. В работе с трехлетками не стоит сильно настаивать на соблюдении принципа реализма.
Технология лепки насекомых, придуманная Ольгой Фиданян, предельно проста.

Стрекоза

В задачу ребенка входит слепить пластилиновую колбаску, а потом воткнуть в пластилин — там, где «спинка», заранее заготовленные педагогом картонные крылышки. Для крылышек можно использовать и другой материал. Важно, чтобы он был безопасен и заготовки легко прикреплялись к пластилину. Для глаз, которые отличают стрекозу, используются крупные бусины.

Паук

Туловищем для паука служит крупная пуговица. К ней ребенок прикрепляет пластилиновые ножки-колбаски.

Бабочка

Туловище — все та же колбаска, вместо крылышек — раковины, глаза — бусины.

Чем еще хороши занятия по лепке насекомых? Тем, что в процессе требуется пересчитывать крылья и лапки. Каждому — свое!

Разбиваем садик

Весной в городах и поселках начинают подрезать ветки деревьев.
Если не упустить момент и собрать некоторое количество таких ветвей, можно использовать их для занятий с детьми.
Ветки ставятся в воду до распускания листьев. Дети с удовольствием наблюдают этот процесс. А заодно запоминают названия деревьев, на которых эти ветки росли, и обучаются распознавать деревья по форме и окраске листьев.
После распускания листьев ветки живут, как правило, недолго. Поэтому их можно использовать для других занятий.

Ольга Фиданян, педагог группы раннего развития детского центра «Покров», раздает срезанные веточки с распустившимися листьями малышам. Малыши должны слепить для них пластилиновые подставки, в которые укрепляются «стволы». Получается маленький садик. Затем каждому малышу выдают маленького игрушечного персонажа, которому предлагается по садику погулять. Персонаж с помощью малыша «топает» между деревцами, а малыш с помощью педагога комментирует происходящее: «Пошел зайчик по садику гулять. Мимо тополя походил-походил, мимо липы походил-походил, мимо вяза походил-походил. Устал. Лег под деревцем отдохнуть». Для детей постарше задание можно усложнить. Они вполне могут разбить парк — с аллеями, с игровыми площадками и скамеечками для отдыха. Это хорошие сюжеты для групповой работы. Ну, а что в этом парке может произойти, какие события — зависит от творческой фантазии детей и взрослого и от их опыта придумывать.

Примечание: редакция настоятельно советует использовать для подобных занятий только ветки, срезанные в рамках деятельности городских служб, и не заниматься их «заготовкой» по собственному почину.

 

Рейтинг@Mail.ru