Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №8/2007

КРАЕВЕДЕНИЕ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ

Мы создали зоокарту

В группах детских садов нередко можно увидеть настенные карты. Кроме знакомства с картографическими знаками и географическими названиями, карта может служить и другим образовательным целям: способствовать закреплению знания цветов и цветовых оттенков, формированию понятий «далеко», «близко», «сверху», «снизу», «справа», «слева».

Эти задачи решать тем легче, чем сильнее карта «притягивает» глаз ребенка. Поэтому важно, чтобы карты, адресованные дошкольникам, кроме традиционных обозначений, содержали картинки и образные обозначения.

Картографическая промышленность решает эту задачу за счет ярких цветов и вкрапления различных изображений — фигурок животных, людей в национальных костюмах, знаковых архитектурных сооружений, символизирующих столицы городов разных стран.

Педагоги детского сада «Алтынчеч» («Златовласка») г. Заинска решили пойти еще дальше.

С чем, рассудили они, ассоциируется у нас карта Италии? С сапогом. Это известно всем со школьной скамьи. Мы так и говорим: «Итальянский сапог».

А если внимательно посмотреть на карту Заинского района Республики Татарстан, в очертаниях сельских поселений можно усмотреть фигуры животных. Почему бы не воспользоваться этим сходством для создания специальной детской карты?

Сказано — сделано. Контуры карты обозначили тесьмой на обшитом тканью поролоновом основании. Из плотной ткани разной фактуры выкроили фигурки животных, соответствующие отдельным районным поселениям. Таблички с названиями укрепили как на основе, так и на «шкурке» каждого животного: на основе — так, чтобы было сразу видно. На «шкурке» — с изнанки, в виде «опознавательной» липучки, которая одновременно служит и для прикрепления детали к основанию.

В результате получилось полифункциональное пособие.

Для детей младших групп карта используется в качестве мозаики и служит для закрепления знания цветов и названий животных.

В более старшем возрасте «зооконтуры» служат детям ассоциативным подспорьем для запоминания названий поселений и их взаиморасположения по отношению друг к другу. К тому же «звери» и «птицы» на карте, тесно соседствуя, отличаются явно дружелюбным характером: тигр прекрасно уживается с лягушкой, медведь — с кроликом, кошка — с черепахой. И это — лишний повод поговорить о единстве и многообразии.

По материалам Лейлы МУСТАФИНОЙ,
заведующей детским садом «Алтынчеч»,
Заинский муниципальный район,
Республика Татарстан

 

Рейтинг@Mail.ru