Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №9/2007

РОДИТЕЛЬСКИЙ МОСТИК

Разворачиваясь в сторону семьи, признавая ее ценность, педагоги очень четко должны понимать, что нельзя делать, чтобы не навредить ребенку.
Вот несколько правил, которые нужно выбить на камне под надписью «Не навреди!» и поставить на видном месте в детском саду

1. Нельзя в беседах с детьми утверждать, будто семья — это мама, папа и малыш. (Вариант: мама, папа, дедушка, бабушка и ребенок.) Это может нанести ребенку травму, акцентируя его внимание на отсутствии кого-то из перечисленных членов в его собственной семье. Согласно современным научным представлениям, семья — это ребенок и воспитывающий его взрослый (или воспитывающие взрослые). Из этого положения и нужно исходить, строя разговоры с детьми. Любых спекуляций по поводу происхождения слова «семья» тоже надо избегать.

2. По той же причине нельзя предлагать детям заполнять готовые схемы так называемого «родового древа» с заранее отведенными местами для гипотетически существующих членов семьи. Незаполненные ячейки, зияющие пустоты — свидетельство того, что ребенок почему-то не соответствует заданному эталону, то есть — плохой.

3. Нельзя давать семье ребенка или одному из ее членов отрицательную эмоциональную оценку в присутствии других детей: «Ну, что у тебя за семья такая!», «Ну, что у тебя за мать такая!». Ребенок дошкольного возраста еще полностью отождествляется со своими домашними. Поэтому раздражение в адрес родных он воспринимает как собственный недостаток.

4. Нельзя указывать ребенку, что он допустил ошибку, включая в перечень членов семьи животное, имеющее статус домашнего любимца. В некоторых случаях эмоциональная привязанность ребенка к животному может играть роль, компенсирующую отсутствие должного внимания и теплоты со стороны матери и других домашних. Включение животного в состав семьи, с точки зрения психологов, является абсолютно нормальным для дошкольников. И гнаться за познавательной четкостью в ущерб эмоциональному благополучию не стоит.

5. Нельзя оценивать рисунки (не только баллами, но и словами), на которых ребенок изобразил свою семью. С точки зрения психологов, такие рисунки обладают особой эмоциональной наполненностью и отражают семейные проблемы ребенка. Диагностика этих проблем по рисунку требует особой подготовленности и опыта. Это не простое дело. Зато бережное и внимательное отношение к подобным произведениям под силу каждой здравомыслящей воспитательнице.

 

Рейтинг@Mail.ru