Разворачиваясь в сторону семьи,
признавая ее ценность, педагоги очень четко
должны понимать, что нельзя делать, чтобы не
навредить ребенку.
Вот несколько правил, которые нужно выбить на
камне под надписью «Не навреди!» и поставить на
видном месте в детском саду
1. Нельзя в беседах с детьми
утверждать, будто семья — это мама, папа и малыш.
(Вариант: мама, папа, дедушка, бабушка и ребенок.)
Это может нанести ребенку травму, акцентируя его
внимание на отсутствии кого-то из перечисленных
членов в его собственной семье. Согласно
современным научным представлениям, семья — это
ребенок и воспитывающий его взрослый (или
воспитывающие взрослые). Из этого положения и
нужно исходить, строя разговоры с детьми. Любых
спекуляций по поводу происхождения слова
«семья» тоже надо избегать.
2. По той же причине нельзя
предлагать детям заполнять готовые схемы так
называемого «родового древа» с заранее
отведенными местами для гипотетически
существующих членов семьи. Незаполненные ячейки,
зияющие пустоты — свидетельство того, что
ребенок почему-то не соответствует заданному
эталону, то есть — плохой.
3. Нельзя давать семье ребенка
или одному из ее членов отрицательную
эмоциональную оценку в присутствии других детей:
«Ну, что у тебя за семья такая!», «Ну, что у тебя за
мать такая!». Ребенок дошкольного возраста еще
полностью отождествляется со своими домашними.
Поэтому раздражение в адрес родных он
воспринимает как собственный недостаток.
4. Нельзя указывать ребенку,
что он допустил ошибку, включая в перечень членов
семьи животное, имеющее статус домашнего
любимца. В некоторых случаях эмоциональная
привязанность ребенка к животному может играть
роль, компенсирующую отсутствие должного
внимания и теплоты со стороны матери и других
домашних. Включение животного в состав семьи, с
точки зрения психологов, является абсолютно
нормальным для дошкольников. И гнаться за
познавательной четкостью в ущерб эмоциональному
благополучию не стоит.
5. Нельзя оценивать рисунки
(не только баллами, но и словами), на которых
ребенок изобразил свою семью. С точки зрения
психологов, такие рисунки обладают особой
эмоциональной наполненностью и отражают
семейные проблемы ребенка. Диагностика этих
проблем по рисунку требует особой
подготовленности и опыта. Это не простое дело.
Зато бережное и внимательное отношение к
подобным произведениям под силу каждой
здравомыслящей воспитательнице.
|