Мария Монтессори:
актуальная педагогика
Из истории открытия первого «Дома
ребенка» в Риме
Начало см. в № 8/2007 г.
В прошлом номере, обсуждая
проблемы томских детских садов и ситуацию с
очередями в разных городах России, мы высказали
идею перестройки системы дошкольных учреждений
в направлении увеличения разнообразных форм и
размеров садиков. А заодно позволили себе
ретроспективный взгляд: с чего, собственно,
начинались детские сады?
В качестве примера мы привели историю
возникновения «домов ребенка» Марии Монтессори
в Риме. «Дома ребенка» возникли как подпроект
социальной помощи бедным слоям населения в
организации присмотра за маленькими детьми и их
воспитания внутри большого проектапо созданию
дешевых доходных домов в итальянской столице в
начале ХХ века. Сегодня наши читатели
познакомятся с продолжением этой истории.
«Детский дом» — не просто пассивный
приют, но настоящая школа для воспитания. При
школе заведена ванная, где детям устраивают
теплое или холодное купание, а также учат умывать
руки, лицо, шею, уши. Где возможно, отгораживается
клочок земли, на котором дети учатся разводить
полезные овощи.
Кому знакомы главные проблемы школы,
тот знает, как много уделяется в настоящее время
внимания идее единения семьи и школы в
достижении воспитательных целей. Но семья всегда
довольно далека от школы и почти всегда
недружелюбно настроена к ее идеалам. Теперь же мы
поместили школу в дом. Мы сделали ее в доме общим
достоянием коллектива.
Родители знают, что «Дом ребенка» их
собственность, что он содержится долею вносимой
ими квартирной платы. Матери в любой части дня
могут ходить сюда наблюдать, любоваться кипящей
здесь жизнью, задумываться над нею.
«Дом ребенка» знаменует первый шаг к социализации
дома. Обитатели под собственной кровлей
оставляют своих малюток в месте не только
надежном, но и таком, где они получают всяческий
уход. Все матери в этом доме пользуются этой
привилегией и с легкой душой уходят на свою
работу.
Прежде только богатые женщины
пользовались подобным преимуществом и могли
уходить для разных дел и забав, оставляя детей на
руках няньки или гувернантки. В наши дни
социальная и экономическая эволюция повелевает
работнице занять место среди кормильцев семьи.
Мать так или иначе должна оставлять своего
ребенка, нередко с мучительным сознанием, что он
брошен без призора. Выгоды учреждений вроде
нашего не ограничиваются рабочим классом, но
простираются и на средние классы, представители
которых живут умственным трудом. Учительницы и
воспитательницы часто вынуждены давать частные
уроки после школы, и нередко поручают своих детей
попечениям грубой и невежественной прислуги.
Недаром после первого же объявления о «Детском
доме» на нас посыпался целый град писем от лиц
среднего класса с просьбами распространить эти
благодетельные реформы и на их жилища.
Следовательно, мы социализируем
«функцию матери», женственный долг на дому. Что
станется с домом, спрашивают иные, если женщина
уйдет из него? Дом будет преобразован и возьмет
на себя обязанности женщины.
Я верю, что в будущем обществе
социализация получит новые формы.
Регламент «Дома ребенка»
Римский «Институт дешевых квартир»
настоящим учреждает в своем доме №... «Дом
ребенка», в котором вольны собираться все дети
ниже обычного школьного возраста, принадлежащие
семьям жильцов.
Главная задача «Дома ребенка» —
безвозмездное предоставление детям родителей,
вынужденных уходить на работу, личного
попечения, которого родители не могут им дать.
В «Доме ребенка» обращается
внимание на воспитание, гигиену, физическое и
нравственное развитие детей путем упражнений,
соответствующих их возрасту.
При «Доме ребенка» состоят
директриса, врач и смотритель.
Расписание занятий «Дома ребенка»
устанавливается директрисой.
В «Дом ребенка» принимаются все
дети жильцов возрастом от трех до семи лет.
Родители, желающие воспользоваться
преимуществами «Дома ребенка», не платят ничего.
Однако они принимают на себя следующие
обязательства:
a) Посылать своих детей в «Дом
ребенка» в урочное время чисто вымытыми и в
опрятной одежде с передником.
б) Оказывать всяческое уважение и почтение
директрисе и всем лицам, состоящим при «Доме
ребенка», и участвовать заодно с директрисой в
воспитании детей. Не менее раза в неделю матери
обязуются иметь беседу с директрисой, сообщать
ей сведения касательно домашней жизни ребенка и
получать от нее полезные для детей советы.
a) Дети, являющиеся неумытыми или в
грязной одежде.
б) Дети, оказавшиеся неисправимыми.
в) Дети, родители коих не оказывают должного
уважения лицам, состоящим при «Доме ребенка», или
которые своим дурным поведением подрывают
воспитательную работу учреждения.
Из книги Марии Монтессори «Дом
ребенка».
Перевод с итальянского С.Г. Займовского. М., 1915.
Продолжение следует
|