Вы ходили в детский сад?
Уважаемые читатели, вы ходили в детский
сад?
Ходили ли в детский сад ваши родители?
Поделитесь с нами своими воспоминаниями.
Быть может, собрав ваши впечатления
в единую картинку, мы сможем лучше
разобраться в сегодняшнем дне.
Своими воспоминаниями делится
Людмила МОСАЛОВА,
методист по дошкольному воспитанию
Муниципального методического центра,
г. Павловский Посад Московской области
|
Мой детский сад
Мое детство прошло в мало кому
известном тогда маленьком и очень красивом, не
похожем ни на какие другие города Великом Устюге.
Это сейчас его знают все от мала до велика как
родину российского Деда Мороза, а в далекие 60-е
это название хорошо знали лишь люди,
интересующиеся историей. Нам, детям, очень
нравился наш город с его белокаменными
купеческими домами, церквями, ажурными коваными
оградами, красивым парком в центре города и
широкой рекой Сухоной, по которой проплывали
большие пароходы.
Многие учреждения находились в
старинных особняках. Когда мы с мамой приходили в
сберкассу, я, поднимаясь на второй этаж по витой,
украшенной коваными вензелями лестнице,
специально замедляла шаг, представляя себя
принцессой или барыней в длинном красивом
платье.
Детский сад, в который ходили мы с
сестрой, находился в деревянном особняке с
мезонином и большим крыльцом с резными перилами,
который скорее всего тоже принадлежал раньше
какому-то купцу. В те годы в детский сад ходили
очень немногие. Нас с сестрой устроили потому,
что мама и папа работали, а бабушка жила в другом
конце города, где воспитывала четверых внуков
маминой старшей сестры. Одеты мы были неплохо и
очень чисто: летом — в светлые ситцевые платья, в
основном сшитые мамой, на голове — белоснежная
панама с широкими полями или соломенная шляпка с
атласными лентами, которые развевались сзади, на
ногах обязательно носки, ну и, конечно,
традиционные сандалии. Дети, которые не ходили в
садик, были одеты значительно проще, и за
чистотой их одежды следили не так тщательно. А у
нас с сестрой были и матросские шерстяные
костюмы с юбками в складку, и шерстяные нарядные
платья, у Татьяны — кирпичного цвета, а у меня —
бордовое. Единственно, кому мы завидовали, так
это обладателям капроновых бантов, которых у нас
не было, но их мама брала у знакомых напрокат на
праздник или сфотографироваться.
В группе (наверное, маленькой по
площади) было уютно, много игрушек, по крайней
мере их было столько, что конфликтов не
возникало. Конечно, были любимые игрушки,
которыми хотели играть все, — это игрушечное
пианино, водокачка с маленькими «серебряными»
ведерками, в которые по настоящему текла вода,
заводные автомобильчики, бегающие по кругу, в них
мы играли по очереди. А вот кукол хватало на всех,
но я помню, как торопилась быстрее позавтракать,
чтобы успеть взять куклу-пупса с веселым лицом,
потому что были куклы с серьезными лицами, они
мне не нравились.
Хорошо помню запах гуаши,
приготовленной воспитателем перед занятием по
рисованию, и то, как замирало сердце перед чистым
листом бумаги, красками и кистью. Наверное, мы
рисовали на разные темы, но мне запомнилось
рисование по сказке «Пряничный домик», потому
что не раз еще я вечерами рисовала именно по этой
же сказке — два берега реки, по реке плывет
уточка к стоящему на берегу пряничному домику
необыкновенной красоты.
Любимой воспитательницей была Рената
Анатольевна. Так хотелось быть с ней рядом,
смотреть на нее; как нам, девочкам, нравились ее
темные волосы, уложенные сзади в косы, и большие
добрые-добрые глаза. Когда я стала работать
воспитателем, я многое старалась делать так, как
делала это она.
А заведующая садиком (так все называли
детский сад) Серафима Михайловна была просто
воплощением мечты каждой девочки: волосы пышные,
вьющиеся, платье шелковое, необыкновенной
яркости, на ногах лаковые босоножки, а в руках
тоже лаковая сумочка. Красивее женщины в нашем
окружении просто не было. Когда Серафима
Михайловна останавливалась с воспитателями, мы
старались оказаться рядом и незаметно
прикасались рукой к нарядному платью или
сумочке. Поваром работала тетя Таня, добрейшая,
ласковая, всегда улыбающаяся женщина. А как
вкусно она готовила! Даже когда я болела, просила
маму сходить за обедом в садик (раньше такое было
возможно), и мама в стеклянных баночках приносила
все, вплоть до компота, хотя едой мы с сестрой
были набалованы — готовила мама вкусно и
покупала все, что мы хотели, но тем не менее
садовская еда нам нравилась очень.
Особое удовольствие доставляли нам
прогулки. Участок детского сада был небольшой,
разделен он был на две части — там, где гуляли
дети, росли огромные тополя, корни которых
выступали из земли причудливыми змейками, и,
играя в прятки или просто делясь друг с другом
тайнами, мы прятались за стволы, которые не могли
обхватить и втроем. Мне запомнились цветы под
названием «львиный зев», которые мы называли
«собачки». У нас не возникало желания сорвать
хотя бы один цветочек, а вот опавшие цветы
подбирали и играли ими, нажимая пальцами на
лепестки: получалось, будто собачка открывает
свою пасть. Играли мы и на хозяйственном дворе.
Это не особенно приветствовалось воспитателями.
Но иногда они отпускали нас набрать «мяса» для
игры в магазин, и мы застревали там надолго.
«Мясо» — это волокна размякшей сердцевины
бревен, которые привезли для печки. (В саду было
печное отопление.)
А зимой наш двор совместными усилиями
воспитателей и наших родителей превращался в
сказку: появлялись тройка летящих коней,
запряженных в карету, в которую могли усесться
трое детей; слон, из хобота которого мы катались
на деревянных фанерках; три медведя из знакомой
сказки. Каждую зиму фигуры были разными. Летом
нашу жизнь в детском саду тоже разнообразили как
могли. Несколько раз нас на автобусе вывозили в
с. Бобровниково, которое расположено
километрах в десяти от города на высоком,
живописном берегу Малой Северной Двины. Там мы
купались, загорали и, что самое необыкновенное,
ели прямо на скатертях, постеленных на траву.
Довольно часто нас выводили в лес, идти
до которого было минут двадцать. Мы очень любили
эти походы. С собой брали чайники с водой и
одеяла. Никто там особо с нами не занимался, но мы
прекрасно занимали себя сами — строили домики из
мха и коры, обыгрывали их человечками, сделанными
из шишек, наблюдали за ящерицами и даже
умудрялись вышивать сосновыми иголками и
травинками свои носовые платки.
Каждая девочка несла с собой в садик
сумочку, где были ее богатства. Поскольку я была
девочкой с мальчишескими наклонностями, то в
моей сумочке чаще всего были какие-то ключи,
части сломанных игрушек и прочая ерунда. После
прогулки нас вели в душ, который был простой
деревянной кабиной с бочкой наверху. Воду грели
на кухонной плите и носили ведрами. Сначала
обливали девочек, а потом мальчиков.
Удовольствие было несказанное.
А обед в хорошую погоду был на открытой
террасе. Ветер трепал белоснежные скатерти, и
все, чем кормили, казалось необыкновенно вкусным.
Но что я просто ненавидела, так это дневной сон: я
почти никогда не спала. Сначала мама попросила
перевести меня в старшую группу, где по какой-то
причине дети не спали. А потом просто попросила
воспитателей не укладывать меня спать. И ведь не
укладывали!
Еще одна форма укрепления здоровья
просто сводила меня с ума, но бороться с этим было
бесполезно. Это был ежедневный прием рыбьего
жира. Процедура проходила следующим образом:
медсестра, очень полная и добрая, садилась на
детский стульчик посередине участка. В одной
руке у нее была большая, просто огромная, как нам
казалось, коричневая бутылка с этой мерзкой
жидкостью, а в другой — столовая ложка. Мы
обреченно вставали в очередь. Я часто переходила
со своего места в конец, но большая ложка, налитая
до краев, настигала и меня. Зажмурившись, я
проглатывала маслянистую, плохо пахнущую
жидкость и с облегчением вздыхала. Давали рыбий
жир не всегда, а какими-то периодами, и мы, не
найдя на обычном месте своей «мучительницы»,
были очень рады.
А вот профилактические меры по
заболеванию коклюшем нам нравились. Большой таз
с горячим раствором, пахнущим нафталином,
ставили посередине музыкального зала, и мы
вместе с воспитательницей играли в хороводные
игры вокруг этого таза.
Вообще мы знали очень много игр,
особенно народных: «Вейся, вейся, капусточка»,
«Золотые ворота», «Заблудился Иванушка возле
белого камушка», «Золотце, ко мне». Когда я стала
работать воспитателем, то научила этим играм
своих детей. Они играли в них с удовольствием.
Игры заполняли всю нашу жизнь. Не
играли мы только тогда, когда спали. Мы играли в
прятки, догонялки, вышибалы, в магазин, больницу,
детский сад, школу. А еще играли в игры по сюжетам
сказок и художественных произведений. По вечерам
нам в детском саду читали сказку о
Синдбаде-мореходе, а на прогулке мы ее
обыгрывали. Однажды я организовала игру «Граф
Монте-Кристо». Мои родители много читали. Книги
мама брала в библиотеке техникума, где работала.
На самые интересные книги была очередь, и их
давали на небольшой срок, поэтому мама и папа
часто рассказывали друг другу содержание книги.
Я, наверное, услышала их разговор и придумала
такую игру — с пещерой и сокровищами. Мальчишки с
удовольствием ее поддержали.
Игрушки нам покупали редко: на день
рождения, на какой-нибудь праздник. Конечно, мы
пробовали посмотреть, как они устроены. Однажды
разобрали красивый бело-красный пароход, чтобы
посмотреть, есть ли внутри матросы. Еще разбирали
радиоприемник, чтобы посмотреть, что это за
маленькие человечки в нем говорят, а когда никого
там не нашли, решили, что они нас испугались и
убежали.
Особенно вспоминаются праздники. 1 мая
и 7 ноября в музыкальном зале около портрета
Ленину ставили трибуну с лесенками с двух сторон
и украшали ее красными флажками. Все, кто читал
стихи, поднимались на нее. Мне это приходилось
делать не так часто, поэтому всегда была зависть
к тем, кто может там постоять в праздничной
одежде с красным флажком в руке.
Самым любимым праздником был Новый
год. Елка украшалась взрослыми накануне вечером,
а утром мы с изумлением смотрели на это чудо.
Особый восторг вызывала красная пятиконечная
звезда. Ни у кого из нас и в помине не было такой
елки и уж тем более звезды. Платья «снежинок»
шили из марли. Их чуть подсинивали и крахмалили.
Корона была из картона, обернутого ватой, и
расшита бусинками. Дополняли наряд белые носки и
белые тапочки, сшитые мамой из простой материи.
Мечтой каждой девчонки была роль Снегурочки. Я
Снегурочкой ни разу не была. У меня были короткие
волосы, а у Снегурочки должны быть косы. У меня не
было настольной лампы, а Снегурочка выходила из
домика, в котором должен был гореть свет. И у меня
был довольно низкий голос, совершенно не
подходящий для этой роли. Но меня вполне
устраивала роль в массовке. Меня устраивало все,
за исключением моего партнера. Почему-то
нелюбимый мной, довольно хулиганистый и не
слишком привлекательный внешне Сережка
Протодьяконов (одна фамилия чего стоит!) был, как
мне казалось, прикреплен ко мне «пожизненно».
Когда его по какой-то причине не было, я совсем не
огорчалась и радостно плясала без всякой пары.
Для меня это было приятнее. Эта практика —
закрепление за детьми постоянных партнеров для
танцев — существует в детских садах и поныне и
наверняка портит праздничное настроение многим
детям.
Наш музыкальный руководитель Евгения
Андреевна была любима и обожаема всеми. Кроме
детсадовского репертуара («По малину в сад
пойдем» и «Через мост перейти надо нам, ребята»
дети с удовольствием поют и до сих пор), мы пели
взрослые песни: «Черное море мое», «Меня мое
сердце в тревожную даль зовет». Скорее всего это
было холодными зимними вечерами, когда нельзя
было гулять.
Из детского сада мама с папой забирали
нас по очереди. Зимой в сильные морозы папа
приходил с большими бордовыми санками, у которых
была высокая спинка. Назывались они «карета». В
карете лежал тулуп с длинной шерстью, мы с
сестрой забирались туда вдвоем, накрывались с
головой и так ехали до дому. Было тепло и очень
весело.
Родители не уделяли нам какого-то
особого внимания, но мы были любимы и это
чувствовали, а наши мама с папой были самыми
лучшими и самыми добрыми.
Далекое-далекое мое детство было
безоблачным, чистым, беззаботным и счастливым.
Всю свою жизнь я не расстаюсь с милым моему
сердцу детским садом и ни разу не пожалела о том,
что выбрала такой жизненный путь.
Публикация статьи произведена при поддержке компании «Росархпроект.ру». Покупая таунхаус или строя коттедж, необходимо грамотно подойти к связующему звену между этажами – лестницам. Лестница является не только важным конструктивным элементом здания, но и несет выраженную интерьерную функцию. «Росархпроект.ру» сконструирует, изготовит на современном оборудовании и установит в ваш дом деревянную лестницу, выполненную из качественной древесины бука, дуба, клена. Деревянные лестницы и другие интерьерные элементы на заказ, разработанные дизайнерами компании, сделают дом удобным и стильным.
|