Истоки дошкольного
детства
Программа «Истоки», без сомнения, одна из самых
популярных и востребованных в государственных
дошкольных учреждениях страны. Об основных
принципах и подходах к воспитанию детей, на
которых строится программа, мы беседуем с
доктором педагогических наук, директором Центра
«Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца Ларисой
ПАРАМОНОВОЙ.
— Лариса Алексеевна! Некоторое время назад в
издательствах стали выходить методические
пособия к программе «Истоки», а совсем недавно —
и книги «Развивающие занятия с детьми». Раньше
такого приложения программа не имела. Это
вызывало удивление и вопросы региональных
педагогов. Но, мне кажется, это было
принципиальной позицией разработчиков?
— Прежде чем ответить на этот вопрос, нужно
сказать несколько слов об исходных позициях
программы. Программа «Истоки» разрабатывалась в
начале 90-х. Это был особый период и в развитии
страны в целом, и в развитии дошкольного
образования. Как вы помните, в ту пору появилось
довольно много самых разнообразных программ. Как
правило, в большинстве из них делался упор на
познавательное развитие ребенка.
— Я бы даже сказала, что в некоторых
программах на первое место выступало не
познавательное развитие, а степень
информированности. И эрудиция малыша
оказывалась главным показателем его развития.
Особенно грешили этим в обилии появившиеся
предметные программы — «Физика для малышей»,
«Экономика для малышей», «Астрономия для
малышей».
— Предметные программы — это крайний случай.
Конечно, все они по-своему забавны, и
предлагаемое в них содержание может быть
интересно детям. Но переход в области
дошкольного образования от комплексных программ
к предметным неизбежно ведет c собой увеличение
объема информации, обрушивающегося на ребенка,
увеличение количества занятий. Программа
разбухает. И дело здесь не в том, что детям, как
утверждают, «по силам взять этот материал». Дело
в том, зачем это надо. Зачем это надо ребенку? Что
такое разбухание дает ему с точки зрения
личностного развития? А для нас при разработке
программы был важен именно принцип личностного
развития. Мы стремились к тому, чтобы наша
программа обеспечивала ребенку базисное
развитие.
— Сегодня тоже много говорят о базисных
программах. Но при этом имеют в виду, что базис —
это некий образовательный минимум, за который
берет на себя ответственность государство. А вы,
судя по всему, под понятием «базисное развитие»
понимаете нечто иное.
— Базисное развитие — это не минимум. Базисное
развитие — это фундамент, на котором строится
личность человека. Как говорил Александр
Владимирович Запорожец, в дошкольном возрасте
воспитываются и формируются те качества
человека, которые войдут в «золотой фонд зрелой
личности». И в этом состоит непреходящее
значение дошкольного детства.
— То есть базисное развитие — это на самом
деле личностный максимум, которому предстоит
разворачиваться в последующие годы становления
человека?
— Именно. И мы, разрабатывая программу
«Истоки», стремились к тому, чтобы в ней были
заложены целостные подходы к воспитанию и
образованию. Сначала мы разработали концепцию
программы. Наша концепция основывалась на
фундаментальных положениях отечественной
психологической и педагогической школы.
Во-первых, принцип единства аффекта и интеллекта,
сформулированный Л.С. Выготским. Согласно этому
принципу, познавательное развитие ребенка
базируется на его эмоциональном развитии и
связано с развитием эмоциональной сферы, с
участием эмоций в познавательном процессе и с
развитием воображения. А воображение появляется
и развивается именно в дошкольном возрасте.
— И относится к «золотому фонду» личности?
— Вне всяких сомнений. Воображение и образное
мышление — основа познавательных процессов в
будущем. На их развитии в дошкольном возрасте
должен делаться специальный акцент. А именно это,
как правило, упускается из виду.
— Воображение слишком «не материалистично».
Его развитие плохо поддается отслеживанию. И как
его измерить? А ведь дошкольное образование
сегодня во многом старается угодить «заказчику»
— родителю. Родитель же нуждается в наглядных
успехах своего ребенка: не умел считать —
научился, не знал буквы — теперь знает, не умел
проводить линию по линейке, а теперь не только
линейкой, но и циркулем пользоваться умеет.
— Конечно, это непросто. С родителями
необходимо вести постоянную разъяснительную
работу, нужно приводить наглядные примеры
«полезности» воображения для развития ребенка.
— Рассказывать, как важно воображение для
будущих художников и дизайнеров?
— Да. Но не только. Дизайнер, художник — эти
перспективы будущего ребенка заботят немногих
родителей.
— Хотя дизайнер сегодня — весьма прибыльная
профессия.
— Зато указание на то, что без развитого
воображения ребенку в старших классах будет
плохо даваться геометрия, как правило, убеждает.
А значит, надо уделять время не только тому, что
воспринимается родителями (и, к сожалению,
многими педагогами) в качестве важных занятий,
готовящих ребенка к школе, — обучению грамоте
или подготовке руки к письму, но и лепке,
аппликации, конструированию. Игре, конечно же.
Без этого развитие воображения невозможно.
— В начале разговора вы отметили, что большая
часть новых программ начала 90-х делала упор
именно на познавательном развитии детей. Вы
по-другому расставляете акценты. Но это не
значит, что вы — противник познавательного
развития?
— Конечно, нет. Мы выступали против
предметности, то есть против переноса школьных
принципов обучения в дошкольную сферу, за
интегративность познавательного развития.
Знание же как таковое, познавательное развитие
мы хулить не можем. Речь идет о том, что знание
субъектно. Оно является результатом присвоения
субъектом (ребенком) той или иной информации. А
маленький ребенок узнает что-то не только тогда,
когда ему о чем-то рассказывают, но и когда
слышимое и видимое эмоционально окрашено,
вызывает в нем положительные эмоции, когда он
использует это в своей деятельности. В этом и
заключается действие принципа единства аффекта
и интеллекта.
Следующее фундаментальное положение
классической педагогики связано с теорией
амплификации А.В. Запорожца. В свое время
Запорожец резко выступал против интенсификации
обучения детей, следствием которой неизбежно
становится упрощение развития и упрощение
представлений о развитии — симплификация.
Теория амплификации же говорит о сложности
становления человека и о необходимости работать
на обогащение развития. Сегодня все кому не лень
говорят о самоценности детства. Но спроси, что за
этим стоит, — не ответят. А стоит за этим
представление о самоценных видах детской
деятельности, характерных именно для
дошкольного периода развития, благодаря которым
ребенок проживает полноценно и интересно этот
период своей жизни.
— Это те самые игра, лепка, рисование,
аппликация, конструирование, о которых вы уже
упоминали в связи с развитием воображения?
— Да. Наряду с принципом единства аффекта и
интеллекта и теорией амплификации, для
разработчиков программ «Истоки» и созданной
вслед за ней «Примерной общеобразовательной
программы…» как свода основных задач развития
ребенка, фундаментальными являются теория
деятельности А.Н. Леонтьева и теория игровой
деятельности Д.Б. Эльконина. Что это для нас
значит? Да, ребенок развивается в деятельности.
Но не в любой, а в деятельности, которая сама
обладает свойством развития. Перечисленные выше
виды деятельности могут обладать как раз таким
свойством. Ребенок двух лет играет в кубики одним
образом. Ребенок пяти лет — совершенно другим.
Его деятельность усложняется, в нее включаются
элементы планирования действий, прогнозирования
результатов, соотнесения результата с
задуманным образом и т.п., что говорит о переходе
игры в конструирование. Конструирование как
деятельность усложняется, отвечая на новые
познавательные запросы ребенка, предоставляя
ему новые и новые возможности для решения
творческих задач. Вот такими видами деятельности
мы постарались насытить разработанные в Центре
программы и пособия. Но для нас так же важно,
чтобы все виды занятий с детьми были включены в
единый эмоционально-познавательный контекст,
перетекали одно в другое, поддерживали друг
друга, продолжали заданную тему. Большая часть
предлагаемых нами занятий носит интегративный
характер. Кроме того, мы уделяем большое внимание
развитию социальных навыков детей. К примеру,
развитию толерантности, терпимости по отношению
к другим детям. Однако, с нашей точки зрения, было
бы неправильно все время ставить ребенка в
положение, когда он должен демонстрировать
терпимость. Цивилизованные формы выражения
несогласия не менее важны для его развития. А
значит — этому тоже надо учить. Каким образом? Мы
ориентируем педагогов активно использовать
-командные и групповые формы работы детей, когда
они вынуждены договариваться друг с другом,
решать спорные вопросы, планировать совместные
действия.
— Но это же сложно!
— Сложно. И интегративные занятия готовить
сложно. И социальные формы работы организовывать
сложно. И главное — выстраивать все это в систему
очень сложно. В связи с этим я хочу вернуться к
вопросу, который вы задали в самом начале: о том,
что первоначально мы не планировали снабжать
программы разработанными конспектами занятий.
Мы хотели, чтобы воспитатели в своей работе шли
именно от программ, от тех принципов, которые я
постаралась вам изложить; чтобы они вчитывались,
вдумывались и выстраивали работу с опорой на
программы, но исходя из региональных и местных
особенностей той области, где они живут, из
конкретных проблем и потребностей своих
воспитанников, наконец, из своих собственных
особенностей и пристрастий. Нам казалось,
составить конспекты занятий несложно. Это навык,
которому обучают будущих воспитателей в
педучилищах. Они должны это уметь.
— Оказалось, что это не так?
— Оказалось, что самой насущной потребностью
для большинства воспитателей являются не
программные задачи и принципы, не методические
подходы, а именно конспекты, прописанные от а
до я. Нам стали говорить, что воспитателям
сложно работать по программе без подробных
инструкций. Что сейчас в детских садах много
педагогов, не имеющих специального образования и
не владеющих навыками составления конспектов в
системе.
— Это понятно. Педагоги, получившие
специальное образование, не идут работать в
детские сады из-за низкой зарплаты. Сейчас снова
наметилась тенденция устраиваться работать
воспитателем (или младшим воспитателем) из-за
ребенка, чтобы его взяли в детский сад. При
кадровом дефиците, с одной стороны, и огромных
очередях, с другой, в детских садах наблюдается
процесс вымывания педагогических кадров и
замена их людьми с инженерно-техническим,
экономическим, любым другим образованием, а
также сильная текучесть педсостава. Так что
конспекты писать действительно некогда учиться.
Да и программу осваивать некогда.
— Нам пришлось прислушаться к потребностям
времени. Тем более что любая программа требует
выстраивания системы занятий, а это педагогу в
одиночку сделать почти невозможно.
— Но раньше-то было под силу? Вы же на что-то
рассчитывали?
— Раньше мы рассчитывали на то, что воспитатель
сможет получить квалифицированную помощь в лице
методиста детского сада, специально обученного
этому, подготовленного к работе по планированию,
по выстраиванию системы. Но сейчас на это
рассчитывать не приходится. Методисты общаются
не с нами, с разработчиками программы, а со своими
региональными или местными методическими
службами. А там часто предпочитают
ориентироваться на собственный научный ресурс и
на собственное понимание целей, задач и способов
дошкольного воспитания. Поэтому сотрудники
нашего центра подготовили несколько объемных
книг, в которых подробно спланировали каждый год
жизни ребенка и дали систему конспектов
развивающих занятий, снабдили каждую книгу
текстовыми приложениями, которые рекомендуется
использовать в ходе занятий, чтобы педагогам не
нужно было специально их искать. (Книги выходят в
издательстве «Олма».) Мы постарались облегчить
труд воспитателей, сделать его более
результативным. Правда, сохранили возможности
вариативных решений при планировании жизни
конкретной группы детского сада. Например, весна
у нас в стране везде наступает в разные сроки. И
мы делаем специальную отметку, как строить
наблюдения за сезонными изменениями в
зависимости от региона и места проживания. Даем
советы, как использовать местные природные
возможности для работы. В конце каждой недели
обязательно запланировано свободное занятие,
которое педагог использует в соответствии с
собственными задачами и замыслами.
Хотя я до сих пор думаю, что идти только по пути
готовых конспектов не очень хорошо. Получая
конспекты, педагоги не чувствуют потребности
знакомиться с программой, вчитываться в нее,
вникать в ее основы, строить систему ее
реализации.
— Все-таки, я думаю, некоторый процент
думающих творческих педагогов всегда был и
остается в дошкольном образовании, педагогов
высокой профессиональной культуры. За ними вы
оставляете право работать с программой, а не с
конспектами?
— Оставляем. Если они считают, что им по силам
системный подход. Но теперь и для них наши
пособия могут стать некоторым ориентиром в
выстраивании собственной практики.
Беседу вела Марина АРОМШТАМ
|