Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №10/2007

КРУГЛЫЙ СТОЛ

А что у вас?

Некоторое время назад мы познакомили читателей с материалами Томской конфедерации свободных профсоюзов, описывающих положение городской системы детских садов в настоящее время.
Газета отметила, что томские проблемы не самобытны, а типичны.
16 марта Институт социальной и гендерной политики совместно с Союзом женщин России провел конференцию «Общественная экспертиза процесса трансформации системы дошкольных образовательных учреждений».
Конференция была посвящена обсуждению итогов проекта «Общественный контроль над трансформацией системы дошкольных образовательных учреждений в ходе реформы местного самоуправления как инструмент защиты прав социально уязвимых категорий населения», реализовывавшегося в 2006–2007 годах.
В конференции приняли участие представители разных регионов России, рассказавшие о современном состоянии детских садов на местах и о мерах борьбы с очередями, которые предпринимаются в регионе. Мы знакомим читателей с некоторыми выступлениями.

ЧЕЛЯБИНСК

Герб г. Челябинска

О состоянии дошкольного образования в Челябинске участникам конференции рассказали председатель постоянной комиссии Челябинской городской думы по социальной политике Наталья Баскова и главный специалист по обеспечению развития дошкольного, общего и специального образования Управления по делам науки и образования администрации города Любовь Егорова.

В Челябинске было много сделано для сохранения системы дошкольного образования — как со стороны городской администрации, так и за счет титанического труда заведующих, умудрившихся при отсутствии нормального финансирования содержать в должном порядке садовское имущество: все эти шторки, столики и стульчики, которые достались им «в наследство» от предшествующей эпохи. В челябинских детских садах и по сей день работают замечательные специалисты, разработаны прекрасные методики, накоплен интересный опыт педагогической работы. Было бы нормальное финансирование, заметили докладчики, в городе можно было бы развернуть работу на самом высоком уровне. И никакие указания сверху для этого были бы не нужны. А сейчас люди работают из последних сил. Дошкольное образование находится в ситуации критического недофинансирования. По рассчитанному нормативу стоимость пребывания ребенка в детском саду равна 4 тысячам рублей в месяц. Но в реальности оплата осуществляется исходя из заниженных показателей. И 20% родительской платы начисляется не от 4, а от 3 тысяч рублей.

Другой острой проблемой является очередь на место в детском саду. Сегодня в Челябинске 20 000 детей, желающих посещать детский сад и не имеющих такой возможности. (Общее количество жителей в городе — порядка миллиона.) Городские власти и Управление по делам образования и науки делают все возможное, чтобы сократить очередность. В детские сады перепрофилированы комплексы «начальная школа — детский сад», в детских садах упразднены специализированные кабинеты и на их месте открыты дополнительные группы, созданы группы кратковременного пребывания.

Однако подъем рождаемости в городе перекрывает эти усилия.

По подсчетам специалистов, чтобы заметно снизить очередность, городу нужно построить 35 детских садов. А стоимость каждого детского сада равна приблизительно 70 млн. рублей. Таких денег в городском бюджете просто нет. При этом 35 садов — это цифра, учитывающая только имеющихся очередников, без учета роста рождаемости. Перепрофилирование зданий, ранее занятых другими организациями и возвращенных в систему дошкольного образования, тоже требует средств, и немалых.

«То, что ответственность за систему дошкольного образования лежит на муниципалитете, — это полный абсурд. Как бы хорошо ни относились к нам мэр и Городская дума, мы не сможем собственными силами, без помощи со стороны федерального бюджета, решить проблему доступности дошкольных учреждений. Некоторым родителям нужен бассейн, кому-то нужны золотые унитазы. Если у семьи достаточно средств, им нужно предоставить возможность покупать подобные услуги для своих детей. Но для начала мы должны обеспечить так называемую «первоначальную» доступность, чтобы родители из любой семьи — из обеспеченной и необеспеченной — могли беспрепятственно определить своего малыша в детский сад. Только за счет капитального строительства мы не сможем изменить ситуацию. Должны появиться какие-то новые формы дошкольного образования. Какие? Это сфера поиска для исследовательских институтов», — заключила свое выступление Наталья Баскова.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Герб г. Санкт-Петербурга

Директор Санкт-Петербургского филиала Института сравнительных исследований трудовых отношений Марина Ильина описала современную ситуацию в системе дошкольного образования северной столицы.

Официальная статистика очередности поражает воображение: всего 1000 человек. Не очередь — ерунда. Особенно — в масштабах Петербурга!

Однако, как призналась докладчица, цифра «лукавит». Еще в 2006 году те же официальные данные сообщали о 5000 нуждающихся. Городские власти, желая навести с очередями порядок, запретили заведующим самостоятельно принимать детей в сады и создали централизованный список очередников. В результате родители, стоявшие на очереди в двух или даже в трех садах одновременно, заняли одно место, и это позволило очередь сократить.

К тому же из очереди были исключены дети, не имеющие регистрации в Петербурге, но реально там проживающие.

И еще одно обстоятельство, позволяющее заключить, что количество очередников явно занижается питерскими властями. Перенаполняемость групп в детских садах составляет до 132%. И правительство планирует к 2015 году построить в городе 56 новых детских садов. При очередности в 1000 человек — даже с учетом подъема рождаемости — это явно слишком большое количество.

То есть очередь в Питере есть, но ее стараются закамуфлировать.

Меры, принимаемые для образования дополнительных мест в дошкольных учреждениях, Марина Ильина назвала «латанием дыр на Тришкином кафтане». Они не новы: расторжение аренды, рациональное использование уже имеющихся в детских садах площадей и возврат зданий, в прошлом занимаемых ведомственными садами.

Каким образом и в соответствии с какими законами (или в нарушение каких законов) расторгаются договоры о долгосрочной аренде, заключенные между детскими садами и арендаторами, в докладе не уточняется. Марина Александровна лишь отметила, что аренда была выгодна не только арендующим, но и дошкольным учреждениям. От аренды детские сады имели некоторые средства на поддержание и обновление собственной материальной базы, что при остаточном характере финансирования немаловажно. Для арендаторов же наступило «адское время».

Установка на «рациональное использование имеющихся площадей» оборачивается для заведующих детскими садами настоящей трагедией. «Питерские заведующие плачут», — отметила докладчица. Неудивительно. Создание физиотерапевтических кабинетов, изостудий и экологических центров в свое время потребовало огромных усилий и денег. В течение десяти лет специализированные кабинеты составляли гордость детских садов, обеспечивали учреждениям высокие рейтинги среди родителей, помогали получать статус центров образования. Теперь со всем этим богатством приходится расставаться. А вместе с исчезновением кабинетов из детских садов уходят специалисты. «Уникальные специалисты! — посетовала докладчица. — Уходят, потому что им негде работать, а заведующим нечем им платить. С уходом специалистов гибнут уникальные методики!»

Возврат зданий бывших ведомственных садов на местах, как правило, выдвигается в качестве одной из действенных мер. В начале 90-х в городе было до 700 ведомственных садов. Сегодня осталось 30 зданий, которые будто бы можно вернуть. Но сами управленцы образования Петербурга относятся к этому весьма скептически.

Со строительством садиков в городе тоже есть проблемы. В исторической части города практически невозможно точечное строительство. Поэтому питерцы выходят из положения путем открытия малокомплектных садиков в новых домах. Садики открываются в выделенных застройщиком для этой цели квартирах. Эта мера не нравится ни застройщикам, ни заведующим. Застройщикам жалко потерянных для продажи метров, заведующие считают, что в таких маленьких садиках невозможно обеспечить полноценный педагогический процесс в соответствии с существующими программами. Кроме ставок воспитателей и 0,1 ставки медсестры, детям, посещающим «встроенную» группу, в соответствии с действующим штатным расписанием, больше ничего не положено.

С проблемой доступности дошкольного образования М.А. Ильина связала проблему так называемых «взносов» и «поборов». «Как филолог я различаю слова «сборы» и «поборы», — отметила Марина Александровна. — Сборы — это нечто добровольное. Поборы — непосильный налог».

В последнее время по всей стране прокатилась волна борьбы с разного рода взносами. В Петербурге осенью 2006 года была проведена большая проверка, в результате которой четыре заведующие были уволены, заведено несколько уголовных дел по статье «Взятка должностному лицу».

Однако проблема не так проста, как кажется на первый взгляд. На словах управленцы выступают резко против любых взносов. Но в условиях недофинансирования детских садов заведующие нуждаются в родительских деньгах для обеспечения нормальной работы подведомственного им учреждения. И родители, как оказывается, могут и готовы за что-то платить.

Часть взносов они воспринимают как плату за качество оказываемой их ребенку социально-образовательной услуги. Но система оказания помощи со стороны родителей детскому саду не отработана и юридически уязвима. Это одна из важных задач, которую хотели бы решить в Петербурге.

 

Рейтинг@Mail.ru