Грим, гримерная, гример
Нарисуем зайчику усы!
Мы стремимся так построить образовательный
процесс, чтобы ребенку открывалась взаимосвязь
различных предметов и явлений, чтобы целостность
мира приобретала новые грани, но не разрушалась,
не распадалась на отдельные детали.
Для Галины Морневой, педагога по
изобразительной деятельности липецкого
детского сада № 23 «Сказка», интеграция — не
слово, а принцип построения системы занятий.
С утра малыши в ее кабинете учились смешивать
краски: добавляли белила к основным цветам и
получали новые цветовые оттенки. Затем они
отправились в музыкальный зал на репетицию
мюзикла.
И вместе с ними — Галина Анатольевна.
«Какие красивые на вас костюмы, — удивилась Г.А.
Морнева. — Вы выглядите почти как настоящие
зверюшки. Правда… Правда, лица у вас совсем
человеческие. А настоящий актер перед выходом на
сцену накладывает грим: специальный художник,
гример, особым образом раскрашивает ему лицо.
Хотите посмотреть, как это делается?»
Конечно, малыши хотят. Галина Анатольевна
предлагает «разрисовать лицо» маленькой
актрисе, исполняющей роль зайчика.
Какого цвета у зайчика носик? Розовый! Как раз с
этим оттенком дети познакомились сегодня в
изостудии и с удовольствием подсказывают
педагогу, как можно его получить: в красный
добавить белого. Носик круглый. Его можно
рисовать прямо пальцем. Все согласны, что после
нескольких движений носик «зайчика» выглядит,
как подобает.
Теперь очередь за усами. Усики у зайчика
тоненькие, пальцем их не нарисуешь. Художница
демонстрирует детям специальную гримерную
кисточку, служащую для подводки. Раз, два, три — и
вокруг розового носика «вырастают» заячьи усы.
«Смотри, смотри, зайчик! Настоящий!» — в восторге
шепчут дети. Получив новую физиономию,
«настоящий зайчик» радостно скачет на свою
исходную позицию: туда, откуда ему нужно
появляться на сцене. «Перед спектаклем мы
обязательно загримируем всех актеров, — обещает
своим воспитанникам Морнева. — Чтобы зрители
думали, будто попали в настоящий лес».
И последний штрих к занятию. Вокруг домика дети
«устраивают клумбу» — укрепляют на подставочках
самодельные цветы — результат работы на
занятиях по художественному труду. Это их вклад в
декорацию. Взрослые и дети оценивают изменения:
стало гораздо красивее, чем раньше.
Репетицию можно начинать!
Быть артистом хорошо, а гримером лучше!
Дети с удовольствием осваивают искусство
грима. Сначала взрослый должен
продемонстрировать им свое искусство. Потом
нужно показать простейшие приемы нанесения
грима на бумажных масках. Изначально маски
нейтральны. Перед детьми ставится задача: одну
нужно превратить в клоуна, другую — в злого
волшебника, третью — в матрешку. Педагог вместе с
детьми рассматривает картинки с изображением
названных персонажей или (что труднее) просто
вспоминает, какие черты в образе прежде всего
бросаются в глаза, запоминаются. Какую деталь
лица требуется увеличить, какими цветами нужно
пользоваться?
Потом можно предложить нескольким детям
образовать гримерные пары и нанести грим друг
другу на лицо. Одновременно должны работать не
больше двух-трех пар: это занятие требует
пристального внимания педагога, его контроля и
помощи. Хорошо, если на таком занятии педагогу
будет ассистировать еще какой-нибудь взрослый
(младший воспитатель, родитель, студент). Лучше,
если в первый раз дети будут работать только
пальцами. Кисточка требует хорошей моторики и
внимательности. Мелкие подробности и детали на
общий грим пусть нанесет педагог или его
помощник.
Детей нужно учить не только накладывать грим,
но и снимать его — с помощью крема и ваты, а также
знакомить с правилами хранения грима.
Это тоже вид изобразительной деятельности,
тоже требует аккуратности и бережного отношения
к материалам.
Лучшее время для тренировки детей в гримерном
искусстве — день смеха или день перевертышей,
карнавал, какой-нибудь праздник непослушания,
игра в цирк.
|