Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №10/2007

КОСТЮМЕРНАЯ

Грим, гримерная, гример

Нарисуем зайчику усы!

Мы стремимся так построить образовательный процесс, чтобы ребенку открывалась взаимосвязь различных предметов и явлений, чтобы целостность мира приобретала новые грани, но не разрушалась, не распадалась на отдельные детали.

Для Галины Морневой, педагога по изобразительной деятельности липецкого детского сада № 23 «Сказка», интеграция — не слово, а принцип построения системы занятий.

С утра малыши в ее кабинете учились смешивать краски: добавляли белила к основным цветам и получали новые цветовые оттенки. Затем они отправились в музыкальный зал на репетицию мюзикла.
И вместе с ними — Галина Анатольевна.

«Какие красивые на вас костюмы, — удивилась Г.А. Морнева. — Вы выглядите почти как настоящие зверюшки. Правда… Правда, лица у вас совсем человеческие. А настоящий актер перед выходом на сцену накладывает грим: специальный художник, гример, особым образом раскрашивает ему лицо. Хотите посмотреть, как это делается?»

Конечно, малыши хотят. Галина Анатольевна предлагает «разрисовать лицо» маленькой актрисе, исполняющей роль зайчика.

Какого цвета у зайчика носик? Розовый! Как раз с этим оттенком дети познакомились сегодня в изостудии и с удовольствием подсказывают педагогу, как можно его получить: в красный добавить белого. Носик круглый. Его можно рисовать прямо пальцем. Все согласны, что после нескольких движений носик «зайчика» выглядит, как подобает.

Теперь очередь за усами. Усики у зайчика тоненькие, пальцем их не нарисуешь. Художница демонстрирует детям специальную гримерную кисточку, служащую для подводки. Раз, два, три — и вокруг розового носика «вырастают» заячьи усы. «Смотри, смотри, зайчик! Настоящий!» — в восторге шепчут дети. Получив новую физиономию, «настоящий зайчик» радостно скачет на свою исходную позицию: туда, откуда ему нужно появляться на сцене. «Перед спектаклем мы обязательно загримируем всех актеров, — обещает своим воспитанникам Морнева. — Чтобы зрители думали, будто попали в настоящий лес».

И последний штрих к занятию. Вокруг домика дети «устраивают клумбу» — укрепляют на подставочках самодельные цветы — результат работы на занятиях по художественному труду. Это их вклад в декорацию. Взрослые и дети оценивают изменения: стало гораздо красивее, чем раньше.

Репетицию можно начинать!

 

Быть артистом хорошо, а гримером лучше!

Дети с удовольствием осваивают искусство грима. Сначала взрослый должен продемонстрировать им свое искусство. Потом нужно показать простейшие приемы нанесения грима на бумажных масках. Изначально маски нейтральны. Перед детьми ставится задача: одну нужно превратить в клоуна, другую — в злого волшебника, третью — в матрешку. Педагог вместе с детьми рассматривает картинки с изображением названных персонажей или (что труднее) просто вспоминает, какие черты в образе прежде всего бросаются в глаза, запоминаются. Какую деталь лица требуется увеличить, какими цветами нужно пользоваться?

Потом можно предложить нескольким детям образовать гримерные пары и нанести грим друг другу на лицо. Одновременно должны работать не больше двух-трех пар: это занятие требует пристального внимания педагога, его контроля и помощи. Хорошо, если на таком занятии педагогу будет ассистировать еще какой-нибудь взрослый (младший воспитатель, родитель, студент). Лучше, если в первый раз дети будут работать только пальцами. Кисточка требует хорошей моторики и внимательности. Мелкие подробности и детали на общий грим пусть нанесет педагог или его помощник.

Детей нужно учить не только накладывать грим, но и снимать его — с помощью крема и ваты, а также знакомить с правилами хранения грима.

Это тоже вид изобразительной деятельности, тоже требует аккуратности и бережного отношения к материалам.

Лучшее время для тренировки детей в гримерном искусстве — день смеха или день перевертышей, карнавал, какой-нибудь праздник непослушания, игра в цирк.

Рейтинг@Mail.ru