Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №10/2007

КНИЖНЫЙ ШКАФ

Под ред. Л.А. ПАРАМОНОВОЙ

Развивающие занятия с детьми 5–6 лет

Фрагмент книги

Отдел реализации: (495) 784-67-74 *207, *208, *334, *337 (региональный отдел продаж).
*224, *220, *324, *227 (московский отдел продаж)
Факс: (495) 615-80-53; info@olma-press.ru, www.olma-press.ru

Сентябрь. 1-я неделя

Планирование работы

Направленность педагогической работы. Первая неделя сентября. Эта неделя важна для установления доброжелательных и доверительных отношений между детьми, между детьми и взрослыми, освоения детьми норм и правил поведения в группе. Цель педагога — создать положительный эмоциональный настрой в группе, содействовать налаживанию общения, установлению контактов между детьми. Они встречаются после летнего отдыха, делятся впечатлениями, знакомятся с вновь пришедшими в группу детьми. Важно дать всем детям время сориентироваться в группе, в других помещениях и на территории детского сада, познакомить их с правилами поведения. Предлагаемые для длительного чтения главы из книги Евы Яниковской «Я хожу в детский сад» раскрывают разные проблемы, с которыми сталкивается ребенок, впервые пришедший в детский сад, способствуют возникновению у детей сопереживания и желания помогать друг другу. На занятиях по развитию математических представлений в течение сентября повторяется программа средней группы. Педагог, наблюдая за детьми, определяет: кто из детей считает свободно, у кого счет вызывает затруднения, а также умения детей различать форму предметов, ориентироваться в пространстве.

День недели

Временные отрезки дня

Содержание образовательной работы

1-й день

Утро

Игры по инициативе детей

Занятия

1. Развитие речи. «Наши игры и игрушки»

2. Рисование. «Веселое лето» (создание коллективного альбома)

3. Физкультура № 1.1. Восстановление умения равняться в колонне, шеренге; умения ходьбы по наклонной поверхности. Развитие быстроты посредством специальных игровых упражнений (выполнение простых и хорошо освоенных движений в быстром темпе: переложить предмет из руки в руку, хлопнуть в ладоши, спрятать руки за спину и т.д.)

Прогулка

Наблюдение в природе*

Подвижные игры «Мы — веселые ребята», «Прятки»

Игры по инициативе детей

После обеда

Чтение 1-й главы из книги Е.Яниковской «Я хожу в детский сад»

Вечер

Дидактические игры на восприятие цвета (предварительная работа к занятию по аппликации). Игры по инициативе детей

2-й день

Утро

Игры по инициативе детей

Занятия

1. Природа. «Природа на территории детского сада»

2. Конструирование из строительного материала. «Домики»

3. Музыка № 1.1. Слушание музыки: П.Чайковский «Вальс цветов». Музыкальное движение: творческое движение — П.Чайковский «Вальс цветов», игра «Жуки» (венгерская народная мелодия в обработке Л.Вишкарева)

Прогулка

Наблюдение в природе*

Подвижные игры «Мы — веселые ребята», «Прятки»

Игры по инициативе детей

После обеда

Чтение 2-й главы из книги Е.Яниковской «Я хожу в детский сад»

Вечер

Игры по инициативе детей

3-й день

Утро

Разные виды детских игр. Рассматривание фотографий, открыток, календарей с изображением цветов

Занятия

1. Математические представления № 1

2. Коллективная аппликация «Цветочная клумба»

3. Физкультура № 1.2. Восстановление умения построения в круг из различных исходных положений; умения бегать в различных направлениях с обеганием препятствий. Развитие гибкости (комплекс ОРУ с «косичками»)

После обеда

Чтение 3-й главы из книги Е.Яниковской «Я хожу в детский сад»

Прогулка

Наблюдение в природе*

Подвижные игры «Кегли», «Мы — веселые ребята»

Игры по инициативе детей

Вечер

Экскурсия по детскому саду «Кто где работает?» (см. занятие № 1 раздела «Познание окружающего мира»)

Игры по инициативе детей

4-й день

Утро

Игры по инициативе детей

Занятия

1. Лепка предметная «Веселые человечки»

2. Познание окружающего мира. «Мы приходим в детский сад»

3. Музыка № 1.2. Пение: распевка «Василек», русская народная песня «На зеленом лугу», «Про водичку» (муз. В.Жубинской,
сл. И.Михайловой). Слушание музыки: П.Чайковский «Вальс цветов». Музыкальное движение: творческое движение — П.Чайковский «Вальс цветов»

После обеда

Чтение 4-й главы из книги Е.Яниковской «Я хожу в детский сад»

Прогулка

Наблюдение в природе*

Подвижные игры «Кегли», «Прятки»

Игры по инициативе детей

Вечер

Игры по инициативе детей

5-й день

Утро

Игры по инициативе детей

Занятия

1. Художественная литература. Рассказы «Что любит Мишка», «Что я люблю» из книги В.Драгунского «Денискины рассказы»

2. Свободное занятие

3. Физкультура № 1.3. Восстановление умения бегать парами; умения прыгать с короткой скакалкой. Развитие ловкости посредством подвижной игры («Перелезь через бревно», «Ловкие
и меткие» и др.)

После обеда

Чтение 5-й главы из книги Е.Яниковской «Я хожу в детский сад»

Прогулка

Наблюдение в природе*

Подвижные игры: «Кегли», «Прятки»

Игры по инициативе детей

Вечер

Игры по инициативе детей

______________________________

* См. раздел «Природа»

Педагогическая поддержка сюжетных игр детей. Воспитатель создает условия для сюжетно-ролевых игр детей, содержание которых опирается на рассказы детей об их летнем отдыхе, важных семейных событиях (семья едет куда-либо отдыхать; мамы ведут детей в детский сад; старшего брата провожают в школу и пр.). В случае необходимости, например для обогащения и поддержания игрового замысла, педагог может обратиться к детям с просьбой поиграть вместе с ними. В предложенной ему роли (или названной им самим с согласия детей) педагог действует как равный, играющий партнер.

В играх используются образные игрушки, бросовый и природный материал, который наделяется детьми игровым значением, а также атрибуты, связанные с сюжетом игры и выделенными ролями.

В каждом квартале и в рамках недели наряду с самодеятельными сюжетно-ролевыми играми создаются условия для режиссерских игр, театрализованных игр, игр-драматизаций и др.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

«Наши игры и игрушки»

Задачи.

  • Вовлекать детей в коллективный разговор.

  • Подводить к составлению текстов-описаний. Побуждать высказываться на темы их личного опыта. Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками.

  • Уточнять и закреплять правильное произношение звуков [с], [з], изолированно и в словах. Учить выделять эти звуки голосом, дифференцировать на слух.

  • Развивать речевое дыхание, речевой слух, артикуляционный аппарат детей.

Материалы, инструменты, оборудование. Предметы и игрушки, в названиях которых есть звуки [с] и [з] (как в начале, так и в середине слова), например: слон, собака, лиса, часы, стол, стул; заяц, коза, змея, звездочка, ваза, зонт, большая грузовая машина.

Содержание занятия. Воспитатель ввозит в группу игрушки на машине, спрашивает детей, хотят ли они посмотреть, что она привезла. Предлагает детям рассмотреть и назвать игрушки. Затем воспитатель спрашивает:

— Кто хочет рассказать про слона, какой он, что у него есть, чем он вам нравится? Как с ним можно поиграть?

— А кто хочет рассказать про собаку (зайца и т.п.)? Выслушивает всех желающих.

— У нас в детском саду много игрушек. Расскажите, какие игрушки вы любите? Как и во что с ними играете? С кем из друзей вы любите играть?

Воспитатель рассказывает детям о том, где люди отдыхают летом, что делают (например, ходят на пляж, играют в мяч, ловят рыбу, катаются на лодке, фотографируют обезьянку в зоопарке, рисуют цветы...). Можно рассмотреть с детьми семейные фотографии летнего отдыха. Затем воспитатель спрашивает детей: «А как вы отдыхали летом? С кем? Что делали? Где были? Какие интересные случаи с вами произошли?» (Свободные высказывания детей.)

Следующая часть занятия проводится на ковре, чтобы дети могли показывать движения. Воспитатель говорит детям:

— Я сейчас загадаю загадки о том, что вы могли делать летом. Отгадайте, что я делаю. — Выразительные движения (собираю грибы; собираю цветы; плаваю; плыву в лодке, работая веслами).

А сейчас вы загадайте свои загадки. — (Два-три ребенка показывают движения, остальные дети отгадывают.) В случае затруднений воспитатель на ушко подсказывает детям: покажи, как играл в футбол, ловил рыбу и т.д.

Воспитатель рассказывает детям, что играть можно не только с игрушками, но и со словами, со звуками. Сегодня будем играть со звуками [с] и [з]. Если услышите звук [з], хлопните в ладоши; если услышите звук [с] — поднесите палец к губам (жест «тихо»).

— [С, с, з, з, с, з, з]; зззаяц, зззмея, зззамок, сссобака, ссслон, ваззза, зззонт, автобуссс, зззвеззздочка.

— Произносите звуки вслед за мной, как эхо: ссс, ззз.

— Сейчас я прочту маленькое стихотворение. Как услышите звук [з], хлопните в ладоши.

Лиза пробовала суп,
Заболел у Лизы зуб.

(И.Лопухина)1

Воспитатель предлагает детям отыскать в групповой комнате предметы, в названиях которых есть звуки [с] и [з]. Вызывает детей по двое. Найденные предметы дети выставляют на столе воспитателя. Один ребенок произносит название, выделяя заданный звук. Второй ребенок произносит выделенный звук изолированно: зззаяц — [з], ссслон — [с]. Предметы, которые не заметили дети, собирает и называет воспитатель. Воспитатель вызывает одного ребенка и предлагает перечислить те предметы, в названиях которых есть звук [с]. (Называет сначала один ребенок, потом все вместе по предложению воспитателя. Затем также называют предметы со звуком [з].)

РИСОВАНИЕ

«Веселое лето»

Задачи.

  • Создать условия для отражения в рисунке летних впечатлений.

  • Учить рисовать простые сюжеты, передавая движение человека.

  • Вовлекать детей в коллективный разговор, в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками. Подводить к составлению текстов.

Предварительная работа. Беседа о летних занятиях и развлечениях, рассматривание семейных фотографий летнего отдыха, проведение игры «Угадай, что я делаю» на предыдущем занятии по развитию речи.

Материалы, инструменты, оборудование. Белые листы бумаги одного размера для составления общего альбома рисунков «Веселое лето»; краски, кисти, цветные карандаши и фломастеры (на выбор); простые карандаши, ластики. У воспитателя основа для будущего альбома «Веселое лето».

Содержание занятия. Воспитатель говорит детям:

— Давайте мы с вами нарисуем, как мы отдыхали летом, чем занимались, во что играли. Каждый нарисует свою картинку о себе. А потом из этих картинок мы все вместе составим альбом «Веселое лето».

Воспитатель показывает детям, как можно схематично изобразить человека с помощью счетных палочек, карандашей, бумажных полосок. Рисует фигуры человечков.

Воспитатель показывает детям будущую обложку альбома и предлагает договориться, как будут размещены листы в альбоме (горизонтально или вертикально). Показывает, как будет выглядеть альбом в случае, если каждый сделает по-своему, не договорившись.

Дети выбирают материал для рисования по своему желанию — цветные карандаши, фломастеры, краски. Воспитатель тихо спрашивает, кто из детей какой сюжет выбрал для своего рисунка. Помогает определиться с выбором. Еще раз показывает некоторые движения, чтобы дети попытались передать изменения положения рук и ног: поднимает руки вверх, разводит их в стороны, одну руку сгибает в локте. Предлагает детям обращаться к своим товарищам с просьбой показать задуманное движение. Дети рисуют. Воспитатель в это время оформляет обложку (пишет название «Веселое лето», буквы могут раскрасить дети) и хорошо рисующим детям, быстро справившимся со своим заданием, предлагает помочь — нарисовать солнышко, цветы, бабочек и пр.

Рисунки, выполненные сухими материалами, дети складывают в альбом под обложку. Рисунки, выполненные красками, вкладывают туда же после просушки.

После занятия. Оформление коллективного альбома детских работ «Веселое лето».

ПРИРОДА

«Природа на территории детского сада»

Задачи. Знакомить детей с природой ближайшего окружения, учить различать части растения, формировать представления о связях растений и животных между собой и с неживой природой (на примере клумбы или огорода), развивать познавательный интерес.

Материалы, инструменты, оборудование. Лупы, ловушка для обитателей почвы, две большие прозрачные высокие емкости для проведения опытов с почвой.

Место проведения. Территория детского сада: клумба, альпийская горка, экологическая тропинка или огород. В самых северных районах, где растения на клумбах уже отцвели, организуются наблюдения в уголке природы, в зимнем саду или в группе (при наличии цветущих комнатных растений).

Предварительная работа. Проведение наблюдений на прогулке (изучение цветков, листьев, корней растений на клумбе).

Наблюдения на прогулке (материал по дням распределяет сам воспитатель).

Воспитатель с детьми рассматривает клумбу. Что здесь растет? Откуда взялись эти растения? (Их посадили дети, воспитатели, родители.) Какие растения уже знакомы дошкольникам? Может быть, у ребят есть такие же во дворе дома или на даче?

Изучение цветков. Воспитатель предлагает найти на клумбе самые большие и самые маленькие цветки, самые яркие и самые незаметные, самые душистые. Дети рассматривают цветок: из чего он состоит? (Из нежных, мягких лепестков и желтой серединки.) С помощью лупы изучают серединку цветка, трогают ее: на руке осталась желтая «пыль» — пыльца. Пчелы, бабочки прилетают к цветкам за вкусным нектаром, на их лапках остается желтый порошок — пыльца. Дети наблюдают, не прилетит ли кто-нибудь из насекомых к цветкам. Педагог обращает их внимание на то, что наступает осень, цветущих растений становится все меньше, поэтому и насекомых увидеть сложнее.

Изучение плодов. Воспитатель предлагает найти растения с плодами, рассмотреть их, потрогать, выяснить, что находится внутри.

Изучение листьев. На клумбе растут разные травы с красивыми цветками, мы так их и называем —
цветы. Но кроме цветков у растений еще есть стебель. (Дети рассматривают его.) Дошкольники исследуют листья (в том числе и с помощью лупы), находят растения с самыми большими и самыми маленькими, со светло-зелеными и темно-зелеными, с цельными и резными листьями; трогают листья: какой из них самый шершавый (самый гладкий), самый колючий.

Изучение корней. Поскольку осенью с клумбы убирают многие растения, воспитатель выкапывает несколько экземпляров трав с разной корневой системой (с длинными, глубоко проникающими в почву, и с короткими, располагающимися на поверхности, корнями). Дети рассматривают их, трогают, нюхают. Воспитатель обсуждает с дошкольниками, для чего нужны корни: они держат растения в земле и «добывают» для них воду и «еду».

Воспитатель делает на клумбе или в другом месте небольшую ямку, изготавливает ловушку для обитателей почвы, отрезав у двух- или пятилитровой пластмассовой бутылки верхнюю часть так, чтобы получилась емкость с широким горлом. Помещает ловушку (нижнюю часть бутылки) в ямку на клумбе или в другом малопосещаемом месте за сутки до начала наблюдений. (Быстрее всего ловушка наполняется ночью.) Края емкости должны находиться на уровне поверхности почвы. (Если они окажутся выше ее уровня, в ловушку никто не попадет, если ниже — туда насыплется земля.) По углам емкости размещают четыре палки так, чтобы часть их оказалась на земле, а часть нависала над емкостью (насекомые, пауки ползут по палкам и падают в ловушку).

Содержание занятия. Знакомство с почвой. Воспитатель предлагает рассмотреть и потрогать землю: какого она цвета, сухая или влажная, плотная или рыхлая? (Дети пробуют почву рукой или втыкают в нее палочку.) Для чего растениям нужна земля? (Она кормит и поит их.)

Воспитатель вместе с детьми проводит опыт: берет комок рыхлой земли с клумбы и комок земли с тропинки или с другого места участка, где почва сильно утрамбована, и опускает их в две большие прозрачные емкости с водой. В банке с рыхлой землей появляется много пузырьков воздуха. В банке с плотной почвой их намного меньше. В какой почве растениям живется лучше? (В рыхлой, в ней больше воздуха, который необходим корешкам.) Растениям нужен воздух, именно поэтому землю нужно рыхлить. (Если время не позволяет провести опыт на прогулке, возьмите образцы почвы в группу и закончите исследование там.) Воспитатель дает детям листы бумаги или неглубокие емкости с комочками земли для проведения исследования: из чего состоит почва? (С помощью лупы можно увидеть камешки, песчинки, корни и остатки растений.)

Изучение животных. Есть ли в комочке почвы животные? (Если да, дети рассматривают насекомых, пауков, многоножек.) Педагог предлагает подойти к ловушке и выяснить, кто в нее попался. (Чаще всего это бывают жужелицы и другие жуки, многоножки, иногда попадаются и лягушки.) Дети знакомятся с обитателями почвы, рассматривают их и выпускают обратно на клумбу. Воспитателю не обязательно называть пойманных животных, главное — показать детям, что под землей тоже есть свои обитатели, что они разные. На растениях и на земле встречаются улитки, черные муравьи. Дети ищут в почве дождевых червей, рассматривают их. Дождевые черви рыхлят землю и этим помогают растениям. Дети могут понаблюдать, как черви это делают, если воспитатель поместит на время этих животных в большую банку с землей. (После наблюдений дождевых червей обязательно выпускают.) Педагог обсуждает с детьми, какие еще животные могут быть связаны с клумбой и почему. (Птицы могут питаться семенами растений, насекомыми, дождевыми червями; под землей может жить крот и т.д.)

Нужен ли растениям свет? Воспитатель предлагает детям определить, попадает ли на клумбу свет. (Как правило, декоративные растения высаживают на открытых местах.) Лучи солнца дают растениям свет, а летом еще и тепло.

В заключение воспитатель обобщает результаты наблюдений, сделанные детьми на прогулках и на занятии. На участке детского сада есть растения и животные. Растения растут в земле, в ней есть воздух. Клумбы украшают детский сад. К цветкам прилетают насекомые, в земле живут разные животные: пауки, дождевые черви, насекомые. Солнце дает растениям тепло и свет, а дождик их поливает. Все это — природа.

КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ СТРОИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА

«Домики»

Задачи.

  • Вспомнить с детьми название деталей строительного материала (кубик, кирпичик, призма, пластина) и их конструктивные свойства.

  • Закрепить пространственные представления «высокий — низкий», «широкий — узкий», «длинный — короткий».

  • Учить внимательно рассматривать и анализировать постройку, формировать способ увеличения ее в высоту и длину путем надстраивания и пристраивания.

  • Развивать у детей навыки общения.

Материалы, инструменты, оборудование. Набор строительного материала для каждого ребенка, мелкие игрушки («жильцы» домиков) для обыгрывания построек, заранее построенный воспитателем домик (см. рисунок).

Содержание занятия. Воспитатель напоминает детям, что в прошлом году они уже строили разные домики. Сегодня они вспомнят это еще раз. Но, прежде чем строить домики, педагог предлагает детям рассмотреть свои наборы и вспомнить названия деталей строительного материала. Дети называют детали. Воспитатель просит всех найти в своей коробке кубик и показать его. Спрашивает, все ли кубики в коробке одинаковые по величине? А по цвету? Просит показать маленький синий кубик, потом большой красный. Аналогичным образом рассматриваются другие детали, сравниваются между собой: призмы — по величине и цвету, кирпичик и пластина — по длине. (Если дети недостаточно хорошо различают и называют детали, можно на занятии провести игру по типу «Чудесный мешочек», предложив каждому ребенку достать из мешка одну из деталей и назвать ее.)
Затем педагог предлагает посмотреть на построенный домик, стоящий на ее столе. Обращает внимание детей на то, что стены и окна домика сделаны из разных деталей: из кирпичиков и кубиков, которые чередуются.

Далее воспитатель обговаривает с детьми последовательность постройки:

— С чего надо начинать строить? (С задней стенки.)
— Как надо ставить кирпичики? (На узкую короткую грань для первого домика.)
— Что будем строить потом? (Боковые стенки, потом переднюю стенку дома.)
— Что надо сделать, чтобы держалась крыша? (Сделать перекрытия из длинных пластин.)
— Из каких деталей будем делать крышу?

Воспитатель предлагает одним детям построить такой же, но высокий домик, а другим — такой же, но длинный домик. В процессе самостоятельной работы оказывает помощь вновь пришедшим детям и тем, кто затрудняется выполнить работу сам (не подменять меньшие детали на большие, а соблюдать заданный образец, надстраивая его в высоту или длину).

Тем, кто закончил работу, предлагается выбрать «жильца» для своего дома. Ими могут быть разнообразные мелкие игрушки, герои «киндер-сюрпризов» и пр. Детям дается несколько минут на обыгрывание постройки, «жильцам» предлагается сходить в гости к соседям и познакомиться, т.е. назвать себя, спросить, как зовут соседа, узнать, чем он занимается, что любит.

Окончив игру, педагог предлагает детям разобрать свои постройки и аккуратно сложить строительный материал в коробки. Если детям трудно самостоятельно выполнить эту работу, педагог может сопровождать речью действия детей по укладке деталей. («Сначала кладем все пластины, затем...») Воспитатель благодарит детей за интересные постройки, хвалит за аккуратность.

МАТАМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Занятие № 1

Задачи.

  • Учить детей отсчитывать предметы из большего количества меньшее по образцу и названному числу.

  • Вспомнить и посчитать, что у каждого есть по два, по одному, по пять.

  • Вспомнить с детьми форму окружающих предметов.

  • Учить детей согласовывать друг с другом темп и ритм при произнесении скороговорки.

Материалы, инструменты, оборудование

  • Демонстрационный материал:

  • Числовые карточки размером 15x7 см с кружками от 1 до 5, расположенными различными способами.

  • Пять фигур разных цветов: круг (5 см в диаметре), прямоугольник (7ґ10 см), квадрат (5ґ5 см), треугольник равносторонний (сторона 5,5 см), овал (с диаметрами 7 и 3—4 см).

  • Предметы круглой, прямоугольной, треугольной, квадратной, овальной формы.

Образцы числовых карточек

Образцы числовых карточек

Содержание занятия. Педагог предлагает детям счетные карточки. Они лежат у него на столе. К столу, договорившись, подходят двое детей, и один из них берет одну из карточек, лежащих «рубашкой» вверх. Взяв карточку и повернув к себе, дети видят, сколько кружков на ней изображено. Воспитатель вместе с другими детьми просит детей с карточками принести столько же любых предметов из числа находящихся в группе. Дети с карточкой в руках идут (скорее всего) к игрушкам и набирают соответствующее количество. Вернувшись, они показывают другим детям, что они сделали. Наблюдавшие оценивают их действия и результат: «На карточке четыре кружка, и они принесли четыре самолетика, все правильно». Желательно попросить подойти к столу не одну пару ребят, а несколько: две, три. Они так же берут карточки и выполняют задание, но уже с другим количеством кружков. И так же поочередно «отчитываются» перед детьми. Это счет по образцу.

Далее организуется счет по названному числу. На середину комнаты или к доске выходят двое детей, пожелавших это сделать. Воспитательница, договариваясь с другими детьми, дает им поручение. Все дети, и вышедшие тоже, хором повторяют поручение, например: «Принесите три шарика!» Следующей паре: «Принесите четыре матрешки!» и т.д. Водящие выполняют поручение. После чего все дети вместе с воспитателем вспоминают поручение: называют число и что надо было сделать, а также оценивают, правильно ли оно выполнено. Необходимое условие: в группах, из которых надо отсчитывать, предметов должно быть по количеству значительно больше заданного.

Затем педагог в игровой форме предлагает вспомнить, что у каждого из нас есть по два (два уха, глаза, две руки, ноги, двое бровей...), по одному (рот, нос, лоб, шея, затылок), по пять (пять пальцев рук, ног, ногтей). Решение этой задачи проходит в виде непринужденной беседы. Лучше всего, если дети сидят на ковре или на стульчиках, стоящих полукругом, когда друг друга хорошо видно. Воспитатель заинтересованно предлагает посмотреть друг на друга и на него и рассказать, что же у нас, у них, у него, у нее по два и т.д.

Удивительно, но дети обычно действительно разглядывают друг друга, подсчитывают и называют, у кого что есть по два. Воспитатель предлагает вспомнить, кого сегодня нет в группе, и уточнить, а у него что есть по два. Он может внести элементы юмора, например, приставив к лицу морковку, сказать, что у него два носа или три глаза (прилепив на лоб кружок). Дети, смеясь, его поправляют.

Ситуация повторяется и при подсчете: а что у нас по одному, по пять?

Можно поговорить на эту же тему, вспомнив, как выглядят кукла, мишка, бегемот и т.д. Например: «А как вы думаете, сколько глаз у поросенка? А ушей? А носов, которые называются пятачками?»

На доске в качестве эталонов представлены знакомые детям формы: круг, прямоугольник, квадрат, треугольник, овал. Воспитатель предлагает детям посмотреть на доску, а потом на предметы в комнате и определить их форму. Дети, оглядываясь по сторонам, соотносят форму окружающих предметов с эталонами: например, «портрет квадратный», «блюдо овальное», «тарелка круглая», «косынка треугольная» и т.д. Затем педагог предлагает детям посмотреть на себя, на свою одежду и там поискать знакомые формы. Дети как бы «узнают себя»: голова круглая, уши овальные, глаза овальные, а зрачки круглые, лицо овальное; на одежде (платье, кофте, шортах, рубашке) есть кружки, квадратики, треугольники.

Воспитатель предлагает детям вспомнить, какие предметы и какой формы они знают, и рассказать об этом всем-всем. Например: «У нас дома блюдо, оно овальной формы».

Воспитатель предлагает желающим детям потренироваться в произнесении скороговорки. К доске выходят двое, воспитатель предлагает им взяться за руки. А наблюдателям, сидящим в группе, следить — одновременно (вместе) ли начали произносить скороговорку, одновременно ли закончили.

Естественно, что дети сбиваются при произнесении скороговорки, дети-наблюдатели смеются. Воспитатель положительно относится к любому произнесению скороговорки детьми, к вызванному смеху. Эту же скороговорку, выходя, читают еще две-три пары.

Скороговорки могут быть любыми из числа тех, которые знают дети, например: «Коси, коса, пока роса, роса долой — и мы домой».

АППЛИКАЦИЯ КОЛЛЕКТИВНАЯ

«Цветочная клумба»

Задачи. Учить детей вырезать цветы из бумажных квадратов, сложенных дважды по диагонали, и составлять из них многоцветные (полихромные) венчики цветов, накладывая вырезанные формы друг на друга; показать варианты лепестков (округлые, заостренные, с зубчиками); развивать композиционные умения — создавать из цветов узоры на клумбах разной формы (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник).

Предварительная работа. Рассматривание фотографий, открыток, календарей с изображением цветов; дидактические игры на восприятие цвета. Подготовка «клумб» разной формы из картона или плотной бумаги зеленого цвета. Обследование формы вырезанных клумб. Рассматривание клумб на участке детского сада. Беседа о цветниках, клумбах, необходимости ухода за цветами, о значении цветковых растений в жизни человека.

Материалы, инструменты, оборудование. Цветная бумага, готовые бумажные формы — цветные квадраты разной величины и расцветки; фантики на бумажной основе, ножницы, простые карандаши, салфетки бумажные и тканевые, клей, клеевые кисточки, розетки для клея, клеенки. Для фона — «клумбы» в форме круга, квадрата, треугольника, овала, прямоугольника, шестигранника.

Содержание занятия. Перед занятием воспитатель раскладывает на полу «клумбы» разной формы, вырезанные из зеленого картона. Обращает внимание детей на разнообразие форм, уточняет названия знакомых геометрических фигур (круг, квадрат, овал, прямоугольник).

Воспитатель показывает детям изображения нескольких цветков, венчик которых имеет круговое строение, — садовую ромашку, астру, гвоздику. Спрашивает, в чем сходство и отличие этих цветов между собой. Дети приходят к выводу, что все рассматриваемые цветы похожи на солнышко или звездочку, если посмотреть на них сверху.

Воспитатель спрашивает детей, как можно вырезать такие цветы. Поощряет детей («Можно так... очень хороший способ...» и т.д.) и показывает новый способ — вырезание розеткового цветка путем сложения бумажного квадрата дважды по диагонали.

Сначала дети упражняются на черновых листках бумаги, а потом создают красивые цветы из квадратиков цветной бумаги. По ходу занятия воспитатель показывает детям, как получается пышный полихромный (многоцветный) цветок — две-три (и более) вырезанные формы наклеиваются друг на друга таким образом, чтобы самый большой и яркий был внизу, а самый маленький — наверху. При этом склеивать цветы надо лишь серединками, приподнимая лепестки, чтобы получилась объемная форма.

Подготовленные цветы дети переносят на свободный стол или на пол, рассматривают, любуются красивыми цветосочетаниями и формами.

Воспитатель предлагает детям перенести цветы на клумбы, разместить и наклеить так, чтобы было красиво. Напоминает, что на треугольной, квадратной и прямоугольной клумбах нужно сначала заполнить уголки и центр, а на круглой и овальной — сначала в центре, а затем равномерно распределить цветы по окружности или заполнить все пространство, подбирая цвета. Можно «высадить» в центре цветы одного вида, а вокруг — цветы другого вида и т.д. А можно чередовать цветы по форме или цвету.

Эту часть занятия можно перенести на вторую половину дня в самостоятельную художественную деятельность.

ЛЕПКА ПРЕДМЕТНАЯ

«Веселые человечки»

Задачи.

  • Учить лепить фигурки человека рациональным способом из удлиненного цилиндра (валика) путем надрезания стекой и дополнения деталями (фигурка мальчика).

  • Закрепить и усложнить способ лепки фигурки человека из конуса (фигурка девочки).

  • Учить понимать относительность величины частей, располагать поделку вертикально, придавая ей устойчивость.

  • Показать возможность передачи движения лепной фигурки путем небольшого изменения положения рук и ног.

Предварительная работа. Беседа о жизни детей в детском саду, экскурсия по детскому саду.

Материалы, инструменты, оборудование. Пластилин или глина, стека, клеенки, дощечки, поворотный диск для показа моделей, салфетки бумажные и матерчатые.

У воспитателя две модели, вылепленные заранее из пластилина (глины): цилиндр (повыше) и конус (пониже) с головами-шариками наверху; еще один цилиндр для показа нового способа лепки одним из ребят.

Содержание занятия. Воспитатель читает детям стихотворение Л.Кузьминой:

Есть особый сад на свете,
Не деревья в нем, а дети,
Он — для маленьких ребят
И зовется детский сад.
Это просто добрый дом,
Где мы весело живем.
Воспитатели и няни
Целый день, конечно, с нами.
Здесь красиво, и светло,
И уютно, и тепло,
А вокруг друзья-подружки,
Есть и книжки, и игрушки.
Мы играем и рисуем,
Сказки слушаем, танцуем,
А из глины на дощечке
Лепим разных человечков.
И, понятно, день за днем
Потихонечку растем,
День придет — и в первый раз
Мы пойдем в свой первый класс!

Воспитатель сообщает, что веселых человечков можно изобразить по-разному: нарисовать на бумаге или на песке, скрутить из мягкой проволоки, слепить из пластилина, глины или соленого теста. Независимо от материала и способа изготовления все равно это будут милые человечки — с туловищем, головой, руками и ногами. Сегодня мы будем делать их из глины (пластилина, соленого теста).

Показывает детям две формы, раскатанные из пластилина (глины): конус и цилиндр (валик) с шариками наверху. Спрашивает, из чего лучше слепить девочку, а из чего мальчика. После ответов детей напоминает, что девочку Снегурочку в длинной шубке из конуса (морковки) они уже лепили в средней группе. У Снегурочки не было видно ног, потому что они прятались под длинной шубкой. Просит детей подсказать, как лучше слепить девочку в коротком платье. Дети догадываются, что нужно слепить две ножки. Воспитатель прикрепляет к конусу-платьицу пары «колбасок» (валиков) —
ножки и ручки.

Затем воспитатель показывает детям удлиненный цилиндр (валик) и предлагает подумать, как лучше слепить мальчика (проблемная ситуация). Скорее всего дети предложат знакомый способ — долепить ножки из «колбасок» (валиков). Воспитатель соглашается, что так можно сделать, но предлагает освоить новый способ. Показывает и комментирует: «Вот длинный цилиндр (валик), вверху голова, внизу должны быть ноги. Беру стеку и разрезаю цилиндр вдоль до середины, чтобы получились две ноги. Слегка расставляю ноги, чтобы фигурка стояла на ножках и не падала». Приглашает одного ребенка слепить человечка-мальчика (из готового валика), чтобы уточнить, насколько хорошо дети поняли новый способ.

Предлагает детям самим слепить сначала фигурку мальчика, а потом девочки.

После того как дети вылепили фигурки, воспитатель предлагает показать, что эти фигурки могут делать: поднимать руки, чтобы играть в мяч; ходить и бегать, переставляя и поднимая ноги. Дети изменяют положение рук и ног вылепленных поделок, стараясь передать их движения и при этом сохранить устойчивость.

ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

«Мы приходим в детский сад»

Задачи. Учить соблюдать правила поведения при встрече и прощании в детском саду, формировать у детей представления о профессиях взрослых, работающих в детском саду, и их профессиональных принадлежностях, знакомить детей с простейшими планами детского сада, с условными знаками и символами, обозначающими разные помещения детского сада.

Предварительная работа

1. Проведение экскурсии по детскому саду: воспитатель объясняет детям, что они отправятся в путешествие, и им нужно будет быть внимательными и наблюдательными. Во время экскурсии воспитатель показывает, какие помещения есть в детском саду, называет их, просит запомнить, что где находится. Воспитатель обращает внимание на специальную одежду поваров и других сотрудников, обсуждает с детьми, почему некоторые носят белые халаты. Если детский сад очень большой, достаточно ограничиться одним этажом или одним крылом. По возвращении в группу воспитатель предлагает ответить на вопросы типа: «Вы помните, где висела картина с букетом цветов? Какая дверь рядом с кабинетом заведующей? У кого на столе телефон? Где стоит пианино?»

2. Изготовление фигурок человечков на предыдущем занятии по лепке.

Материалы, инструменты, оборудование. Пластилиновые фигурки, сделанные на занятии по лепке; плакат, на котором изображен внешний вид и внутренний план здания детского сада (любого или конкретного); альбомные листы бумаги на каждого ребенка.

Содержание занятия. Воспитатель разыгрывает с помощью пластилиновых фигурок сценки знакомства. Спрашивает детей, кто какую фигурку сделал, кто это, как его или ее зовут. Начинает рассказывать про свои фигурки, например: «Я — Вова. Мне пять лет. Я сегодня первый раз пришел в детский сад. Я боюсь».

— Дети, посоветуйте Вове, как себя вести.

(Дети дают советы.)

— Вот Вовины родители: папа — Александр Петрович, шофер грузовика. Мама — Елена Ивановна, она директор фирмы по производству спортивной одежды. А вот Вовина воспитательница Мария Ивановна. Мария Ивановна здоровается с Вовой и его родителями.

Затем связные рассказы о своих персонажах составляют дети.

Воспитатель обсуждает с детьми, как нужно вести себя при встрече. Выясняет, что нужно здороваться с разными людьми по-разному, обращаясь к ним по имени, по имени и отчеству или «тетя Аня», «дядя Саша» (по решению родителей и персонала, допустимо обращение «тетя Аня», «дядя Саша» к отдельным взрослым). Воспитатель обсуждает с детьми, что говорят люди, когда прощаются друг с другом, кому можно сказать «пока», а кому нужно говорить «до свидания».

Воспитатель выясняет, помнят ли дети, кто кем работает в детском саду, как кого зовут, что они делают, какие у них есть вещи, нужные для работы. Воспитатель предлагает детям разыграть на пластилиновых фигурках сценки прихода в детский сад (кто-то — воспитатель, кто-то — дети, но с другими именами, кто-то — заведующая, кто-то — медсестра, повар, дворник и т.п.).

Воспитатель показывает детям несколько рисунков-символов, рассказывает, что символ — это простой рисунок, по которому можно легко догадаться о том, что, например, в этом месте находится, что можно или нельзя делать. Дети обсуждают, какое помещение в детском саду эти символы могут обозначать. Например: пианино и металлофон — музыкальный зал, мяч и кегли — физкультурный зал, кастрюля и половник — кухня, телефон и компьютер — кабинет заведующей, гладильная доска и утюг — прачечная, пузырек с лекарством и бинт — медицинский кабинет, подушка — спальня. Вместе с детьми воспитатель обсуждает, как еще можно условно обозначить помещения детского сада, например, ложка — для кухни, кроватка — для спальни, градусник — для кабинета медсестры, бубен — для музыкального и мяч — для физкультурного залов.

Воспитатель показывает детям плакат с изображением детского сада (или заранее рисует на доске условный план детского сада, а затем открывает его), обсуждает с ними, что где находится (музыкальный и физкультурный залы, кабинет заведующей и медицинский кабинет, кухня и т.д.). На плане детского сада с помощью пластилиновых фигурок дети, работая в парах, могут объяснять друг другу дорогу: «Скажите, пожалуйста, где находится музыкальный зал?» — «На втором этаже, в конце коридора за физкультурным залом». — «Скажите, пожалуйста, где кухня?» — «На первом этаже, между кабинетом заведующей и медицинским кабинетом».

Воспитатель предлагает детям нарисовать свой план детского сада и обозначить с помощью простых рисунков-символов те помещения, которые им хотелось бы видеть в детском саду (например, бассейн, живой уголок с обезьянкой или попугаем или даже бар с мороженым и газировкой и др.). Внутри разных помещений на плане дети могут нарисовать фигурки человечков, которые бегают и прыгают в физкультурном зале, танцуют в музыкальном зале, сидят в группе за столами и т.п.

На занятии и в течение всей недели воспитатель обсуждает с детьми правила поведения в детском саду.

Примерные правила в детском саду

1. Когда мы приходим в детский сад, нужно поздороваться со взрослыми и детьми. Взрослым мы говорим: «Здравствуйте!», а близким друзьям: «Здравствуй!» или «Привет!». У друзей можно спросить, как дела. К взрослым нужно обращаться по имени и отчеству.

2. Если хочешь задать вопрос, нужно сначала подумать, о чем хочешь спросить, а потом подойти к воспитателю и вежливо сказать, например: «Мария Ивановна, скажите, пожалуйста...».

3. Когда мы уходим домой, обязательно прощаемся с воспитателями и друзьями. Мы говорим: «До свидания! Увидимся завтра! Всего доброго!», а своим друзьям мы можем коротко сказать: «Пока! До завтра!».

После занятия. Воспитатель может предложить детям выложить из кубиков и деталей строительного конструктора придуманный ими план детского сада на полу и разыграть сценки из жизни детского сада, например: заведующая спрашивает, сколько лет ребенку, что-то «записывает», звонит по телефону, повар готовит еду, медсестра смазывает йодом разбитое колено и т.д.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Рассказы «Что любит Мишка», «Что я люблю» из книги В.Драгунского «Денискины рассказы»

Задачи. С помощью художественной литературы раскрывать детям образы их сверстников, вызвать желание поделиться своими впечатлениями, рассказать другим о себе, познакомить с рассказом как жанром художественной литературы, его особенностями, понятием «автор» произведения.

Содержание занятия. Воспитатель создает свободную, непринужденную атмосферу, размещает детей вокруг себя и предлагает послушать рассказы из книги детского писателя Виктора Драгунского, которая называется «Денискины рассказы». Говорит детям о том, что в книге собрано много рассказов о мальчике Дениске, его друзьях, об интересных случаях, которые с ними происходили. Предлагает сегодня послушать два рассказа из этой книги: один называется «Что любит Мишка», другой — «Что я люблю». Поясняет, что Мишка — это Денискин друг, с которым они вместе учатся в школе.

Воспитатель читает рассказы.

Затем спрашивает у детей, какой рассказ им понравился больше, про Мишку или про Дениску?
А что «больше всего на свете» любят они?

Дети рассказывают о том, что любит каждый из них. Воспитатель активно поддерживает разнообразие и оригинальность в детских высказываниях, их интерес к различным делам, событиям, людям и пр. Данный вид работы является главным на этом занятии.

Далее воспитатель объясняет детям, что рассказ — это небольшая история. У рассказов есть автор — это тот человек, который придумал и написал его. Автором рассказов о Дениске и Мишке является Виктор Драгунский. «Вот вы сейчас говорили о себе, и у каждого получился рассказ. А вы — его автор. Но вы пока еще не писатели, и рассказы ваши получились попроще, покороче. А писатели умеют очень красиво рассказать историю, подбирать яркие, выразительные слова. Послушайте, как писатель Драгунский рассказал о музыке, которую играл на рояле Борис Сергеевич: «...Из-под пальцев у него очень быстро выскакивали разные звуки. Они разбрызгивались, и получалось что-то очень приветливое и радостное». Правда, красиво? Сразу представляется, что это была быстрая, веселая музыка. Как вы думаете, а что больше всего на свете любил Борис Сергеевич?»

Завершая занятие, воспитатель напоминает детям, что они сегодня слушали два рассказа, просит назвать их автора и название. (Большинство детей не смогут сразу точно назвать рассказы. Они могут сказать: «про Дениску», «про мальчиков». Воспитатель уточняет ответы детей, напоминает, что вся книга называется «Денискины рассказы».)

Продолжение следует


1 Cм.: Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. М.: Аквариум, 1995.

Рейтинг@Mail.ru