Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №11/2007

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Мужчины и женщины в детских рисунках

Примерно к пяти годам дети способны изображать на рисунках отличительные особенности людей, свидетельствующие о принадлежности нарисованных персонажей к тому или иному полу. Как правило, это не столько реальные отличительные черты мужчин и женщин, сколько черты, связанные с обобщенным образом женственности или мужественности. При желании в них даже можно усмотреть черты архаического мировосприятия, свойственные древним: мужчины и женщины на детских рисунках отличаются длиной волос. Несмотря на то, что подавляющее большинство женщин сегодня носят короткие стрижки, малыши рисуют представительниц женского пола с пышными прическами и длинными волосами.
У мужчин волосы заметно короче. (Руководствуясь примерно такими же принципами, городские дети, как правило, в ответ на предложение нарисовать дом изображают избушку с треугольной крышей.) Рисование волос разной длины как способ изображения отличий между полами дети начинают использовать раньше всего. Чуть позже появляются отличия в одежде и аксессуарах, которыми снабжаются герои картинок. Причем женщины часто наделяются предметами, характерными для принцесс и невест (длинное платье, цветы, фата, веер), а мужчины — оружием.

Но детям дошкольного возраста (как и младшим школьникам) не свойственно в качестве отличительных признаков пола рисовать гениталии своих героев. И если умение пяти-шестилетнего ребенка изображать на рисунке половые отличия людей рассматривается психологами как показатель высокого интеллектуального развития, то изображение этим же малышом половых органов должно насторожить окружающих взрослых.

Несмотря на явно выраженный интерес старших дошкольников к анатомическим особенностям мальчиков и девочек, их информированность в вопросе о функциях мочеполовых органов исчерпывается детским названием «пиписька».

Более глубокая осведомленность по этому вопросу и навязчивое рисование гениталий — не показатель развития, а сигнал того, что с ребенком происходит что-то неладное: либо он получил травму, оказавшись случайным свидетелем интимного общения взрослых, либо сам стал жертвой домогательств. В любом случае подобные рисунки должны заставить взрослых показать малыша психологу, чтобы выявить истинные причины отклонений в поведении.

Подробнее о детских рисунках и их диагностических возможностях читайте в книге американского психолога Джона ДИЛЕО «Детский рисунок. Диагностика и интерпретация» (М.: Эксмо, 2002)

 

Рейтинг@Mail.ru