О доступности
дошкольного образования
Результаты мониторинговых
обследований как основание для принятия
управленческих решений
Принятие управленческих решений в
сфере образования традиционно основывалось на
опыте и так называемом «здравом смысле». Как
показал ряд исследований, статистическая и
социологическая информация большинством
«управленцев» в системе образования
используется редко и в недостаточных объемах.
В последнее время динамично меняющиеся внешние
условия и внутренняя трансформация самой сферы
образования вынуждают специалистов осваивать не
использовавшиеся ранее источники информации.
Одним из таких источников актуальных и
объективных данных, необходимых для принятия
эффективных управленческих решений, являются
результаты мониторинговых исследований.
Ценность мониторинговых исследований, помимо
всего прочего, заключается в чувствительности к
вновь возникающим информационным потребностям,
в том числе и на отдельных территориях, то есть
возможность заполнения тех пробелов, которые
остаются в рамках государственного
статистического наблюдения и ведомственного
сбора данных.
Анализ информации, полученной в ходе
проекта «Мониторинг доступности дошкольного
образования», позволяет говорить о
недостаточном внимании представителей сферы
образования к вопросам информационного
обеспечения в целом и информационной поддержки
процесса принятия управленческих решений в
частности.
Целью проводимого мониторингового
исследования был анализ состояния доступности
дошкольного образования и перспектив его
развития. Среди методов, использовавшихся в
проекте, были: социологическое исследование на
основе целевой выборки, анализ социальных и
экономических факторов на основе данных
статистики и комплексный анализ результатов,
полученных в ходе социологического исследования
и обобщения статистических данных. Проект был
реализован в 8 регионах с различной
социоэкономической ситуацией и представляющих
разные федеральные округа.
В каждом из регионов проводился анкетный опрос
родителей дошкольников (всего 1015 человек), чьи
дети посещают и не посещают дошкольные
образовательные учреждения и интервьюирование
представителей сферы дошкольного образования
различных уровней (от заведующих до региональных
руководителей Департамента дошкольного
образования). Респонденты опрашивались в трех
типах поселений: крупных городах (больше 100 тыс.
населения), малых городах и сельской местности. В
целом можно говорить о достаточной степени
объективности и репрезентативности полученных
данных.
Как уже отмечалось выше, принятие
управленческих решений в сфере образования
традиционно основывалось на личном опыте
специалистов. Дошкольная ступень в данном
случае, к сожалению, не является исключением, а
скорее наоборот, остается областью интенсивного
общественного мифотворчества и управления по
наитию. Приведем некоторые высказывания
относительно состояния системы дошкольного
образования, зафиксированные в ходе интервью со
специалистами органов управления образованием
различных уровней:
— низкий уровень обеспеченности
семей;
— высокая родительская оплата за содержание
детей в ДОУ;
— отсутствие мест в ДОУ»;
«Сокращение ДОУ объясняется
снижением спроса со стороны населения из-за
сокращения численности детей, а также из-за
отказа бедных родителей от пользования их
услугами по причине нехватки средств и отказа
богатых родителей, имеющих возможность дать
дошкольное образование дома».
Таким образом, основными причинами
снижения охвата детей дошкольным образованием
представители сферы образования видят
материальное неблагополучие семей и сокращение
числа дошкольных учреждений, то есть разрушение
сети. В какой степени это соответствует
действительности? Ведь на основе этих общих
представлений специалисты различных уровней и
выстраивают тактику и стратегию своей
управленческой деятельности. Насколько
эффективной и результативной может быть работа,
выстроенная на подобной, порой далекой от
реальности информации? Оставим данный вопрос за
рамками выступления и обратимся к фактам.
Попытаемся соотнести мифы, бытующие в среде
управленцев дошкольного образования, и реальные
запросы родителей, выявленные в ходе
анкетирования.
Ограниченные рамки данной публикации,
к сожалению, не позволяют затронуть все темы,
поэтому остановимся подробно только на одном
содержательном направлении. Среди наиболее
часто называемых причин непосещения детьми
детских садов был обозначен уровень доходов
домохозяйств. По мнению представителей сферы
образования, для семей с низким доходом
родительская плата является непосильной, семьи
же с высоким доходом нанимают для своих детей
гувернанток и преподавателей.
Результаты обследования показывают,
что если сравнивать различные причины, по
которым родители не отдают ребенка в детский сад,
то влияние финансового фактора нельзя назвать
самым значительным. Для семей более важны
вопросы качества предоставляемых услуг и
высокий уровень самих дошкольных
образовательных учреждений. Родители в
большинстве случаев могут найти деньги на
дошкольное образование своего ребенка, но они
готовы платить только за качественные, по их
мнению, услуги. По утверждению родителей,
финансовые проблемы мешают отдать им ребенка в
детский сад в 13,8% случаев в городской местности и
12% в сельской.
Рис. 1. Причины, руководствуясь
которыми городские родители не отдают ребенка в
детский сад, %
Рис. 2. «Влияние причины «Родительская
плата слишком высока для нашего семейного
бюджета», %
Данные опроса подтверждают, что по
сравнению с самими родителями заведующие ДОУ и
специалисты управлений образованием различных
уровней склонны преувеличивать значение влияния
экономического фактора на доступность
дошкольного образования, причем, чем более
высокую ступень специалист занимает на
управленческой лестнице, тем большее значение он
придает влиянию высокой родительской платы.
Ирина СЕЛИВЕРСТОВА,
Центр мониторинга и статистики
образования, Москва
Продолжение следует
|