Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №11/2007

ДЕТСКИЙ САД КАК ДОМ

Развиваем малышей

Познавательный процесс детей раннего возраста прежде всего связан с освоением близлежащего пространства, с умением называть находящиеся в поле зрения предметы, манипулировать ими, сравнивать по цвету, размеру, форме. Поэтому окружающая среда в группах раннего развития должна предоставлять детям достаточно таких возможностей. Малышам нужны яркие краски. Но при этом необходимо выдерживать меру: в глазах не должно рябить от излишней пестроты и обилия цветовых оттенков, а предметы по возможности должны быть крупными, легко схватываемыми взглядом и открывающими возможности для каких-то действий. Ведь малыш представляет мир целостным, его восприятие еще недостаточно зрелое. Он еще только учится видеть его детали.

Сегодня мы знакомим читателей с некоторыми находками коллег из разных регионов, которые можно использовать при создании развивающей среды для малышей.

Спал цветок и вдруг проснулся…

Педагоги детского сада № 511 г. Зеленограда прикрепили к потолку красивый декоративный шар. (Зеленоградцы купили его в магазине, но такое украшение можно сделать и своими руками.) На шар «посадили» крупную бабочку, которую, по желанию воспитателя, можно перемещать по шару. Если малыша нужно отвлечь от печальных мыслей или просто поиграть с ним, воспитатель берет ребенка на руки, так чтобы шар оказался на уровне его лица.
«Смотри, какая красивая бабочка села на шар! — говорит воспитатель. — Какие крупные у нее крылышки! Какого они цвета? А бабочка-то озорница: уселась на шар не сверху, а снизу. Ой, ой, перелетела! Где она теперь сидит? Разве снизу? Нет, сверху!» И т.д. Такая игра очень нравится детям и позволяет им освоить понятия «сверху — снизу — сбоку» и «ближе — дальше».
Ее можно усложнить, если посадить на шар двух-трех бабочек. Со временем воспитатель вводит понятия «справа — слева», а также учит детей считать бабочек.

Шкафчики с памятками

В роли памяток для малышей выступают картинки, на которых изображены предметы одежды. Все картинки разные, и их ряд отражает последовательность одевания. В результате воспитатель, напоминая детям, как они должны одеваться, всегда имеет под рукой наглядное пособие. Да и дети имеют перед глазами подсказку-инструкцию для самостоятельных действий.

Шар с колокольчиком

В группе для малышек полутора-двух лет ижевского детского сада № 235 к потолку прикреплен небольшой набивной мяч на толстом резиновом шнуре. Снизу к шару прикреплен колокольчик. Любой малыш, «путешествуя» по группе, может обхватить шар ручками, качнуть или потянуть вниз. Шар начинает «прыгать» на резинке наподобие маленьких бумажных мячиков, которые в советское время продавались в дни массовых гуляний и праздников. Из-за достаточно «серьезного» веса шар не может раскачиваться и прыгать слишком сильно и поэтому не может больно ударить ребенка.
Зато колокольчик, подвешенный снизу, начинает весело звенеть, и малыш понимает: существует связь между его мускульными усилиями и звуками, издаваемыми мячиком.

Бабочки на ниточках

В липецком детском саду № 21 бабочки украшают комнатную беседку для спокойных игр. Бабочки укреплены на веревочках так, что их можно сдвигать. Поэтому с их помощью дети осваивают понятия «ближе — дальше», «много — мало». Ну, и, конечно, бабочек можно различать по цвету и пересчитывать.

 

Рейтинг@Mail.ru