Развиваем малышей
Познавательный процесс детей раннего возраста
прежде всего связан с освоением близлежащего
пространства, с умением называть находящиеся в
поле зрения предметы, манипулировать ими,
сравнивать по цвету, размеру, форме. Поэтому
окружающая среда в группах раннего развития
должна предоставлять детям достаточно таких
возможностей. Малышам нужны яркие краски. Но при
этом необходимо выдерживать меру: в глазах не
должно рябить от излишней пестроты и обилия
цветовых оттенков, а предметы по возможности
должны быть крупными, легко схватываемыми
взглядом и открывающими возможности для каких-то
действий. Ведь малыш представляет мир целостным,
его восприятие еще недостаточно зрелое. Он еще
только учится видеть его детали.
Сегодня мы знакомим читателей с некоторыми
находками коллег из разных регионов, которые
можно использовать при создании развивающей
среды для малышей.
Спал цветок и вдруг проснулся…
Педагоги
детского сада № 511 г. Зеленограда
прикрепили к потолку красивый декоративный шар.
(Зеленоградцы купили его в магазине, но такое
украшение можно сделать и своими руками.) На шар
«посадили» крупную бабочку, которую, по желанию
воспитателя, можно перемещать по шару. Если
малыша нужно отвлечь от печальных мыслей или
просто поиграть с ним, воспитатель берет ребенка
на руки, так чтобы шар оказался на уровне его
лица.
«Смотри, какая красивая бабочка села на шар! —
говорит воспитатель. — Какие крупные у нее
крылышки! Какого они цвета? А бабочка-то озорница:
уселась на шар не сверху, а снизу. Ой, ой,
перелетела! Где она теперь сидит? Разве снизу?
Нет, сверху!» И т.д. Такая игра очень нравится
детям и позволяет им освоить понятия «сверху —
снизу — сбоку» и «ближе — дальше».
Ее можно усложнить, если посадить на шар
двух-трех бабочек. Со временем воспитатель
вводит понятия «справа — слева», а также учит
детей считать бабочек.
Шкафчики с памятками
В роли памяток для малышей выступают
картинки, на которых изображены предметы одежды.
Все картинки разные, и их ряд отражает
последовательность одевания. В результате
воспитатель, напоминая детям, как они должны
одеваться, всегда имеет под рукой наглядное
пособие. Да и дети имеют перед глазами
подсказку-инструкцию для самостоятельных
действий.
Шар с колокольчиком
В группе
для малышек полутора-двух лет ижевского
детского сада № 235 к потолку прикреплен
небольшой набивной мяч на толстом резиновом
шнуре. Снизу к шару прикреплен колокольчик. Любой
малыш, «путешествуя» по группе, может обхватить
шар ручками, качнуть или потянуть вниз. Шар
начинает «прыгать» на резинке наподобие
маленьких бумажных мячиков, которые в советское
время продавались в дни массовых гуляний и
праздников. Из-за достаточно «серьезного» веса
шар не может раскачиваться и прыгать слишком
сильно и поэтому не может больно ударить ребенка.
Зато
колокольчик, подвешенный снизу, начинает весело
звенеть, и малыш понимает: существует связь между
его мускульными усилиями и звуками, издаваемыми
мячиком.
Бабочки на ниточках
В липецком детском саду № 21 бабочки
украшают комнатную беседку для спокойных игр.
Бабочки укреплены на веревочках так, что их можно
сдвигать. Поэтому с их помощью дети осваивают
понятия «ближе — дальше», «много — мало». Ну, и,
конечно, бабочек можно различать по цвету и
пересчитывать.
|