Вместе с мамой, вместе
с папой
Детский сад № 235 г. Ижевска
работает по системе Монтессори и пользуется
большой популярностью у родителей. Особенно — у
родителей с высоким уровнем образования. Многие
начинают водить сюда своих малышей еще до того,
как те получат «законное» право посещать детский
сад, — с года или с полутора лет. Детки приходят
по субботам, в группу кратковременного
пребывания, вместе с кем-нибудь из родителей.
Среди последних заметное количество пап. Для них
это содержательный способ общения с ребенком,
отвечающий мужской психологии: не просто
возиться с малышом дома, а отправиться в какое-то
новое место. Тут существует специально
организованная среда, подсказывающая характер
совместных действий; педагоги неназойливо
руководят родителями, предлагают групповые игры,
от которых взрослые получают чуть ли не большее
наслаждение, чем малыши.
Сначала дети и взрослые находятся в группе со
множеством разных предметов и пособий, как и
полагается в группе Монтессори. Малыши, хотя они
еще не умеют говорить, сами выбирают себе
занятие, а педагог и родители следят, в какую
минуту нужно ответить на «немой», но
выразительный запрос, удовлетворить интерес
ребенка к манипуляции каким-нибудь предметом, к
какому-нибудь действию.
Полуторагодовалые малыши не
могут долго удерживать внимание, поэтому
«кочуют» по группе довольно интенсивно, но при
этом постоянно чем-то заняты.
Затем все переходят в музыкальный зал, где деткам
предлагаются игры и задания, которые они
выполняют вместе с родителями.
Гусеница на листочке
Пример индивидуального задания
Педагог заранее заготавливает из бумаги
зеленые листочки, на которых должна
расположиться гусеница. Гусеница возникает из
комочков, которые лепят малыши с помощью
педагога. На столик, за которым сидит воспитатель
(«монтессори-учитель»), малыш натыкается
«случайно», путешествуя по группе в поисках
интересного дела. Ходил-ходил — и вдруг его
взгляд привлекают предметы, разложенные на
столике. Педагог тут как тут — дает инструкции,
как слепить шарик, куда его положить, обращает
внимание малыша на возникающий образ. Малыш
может и не слепить нужное количество шариков.
Ничего! Его труд закончит кто-то другой. Он даже
может не проявить интерес к образующейся из
комочков гусенице. Но важна установка взрослых
на некоторую перспективу: в случае некоторых
манипуляций может получиться нечто образное.
Пластическое искусство малышей довольно долго
будет сводиться к созданию одних комочков.
Взрослые должны находить им «нужное» место.
Здесь они превратятся в цыпленка. Здесь — в бусы
для матрешки или в пуговицы на рубашке клоуна. А
если из комочков сделать лепешки (прихлопнуть их
ладошкой), можно получить колеса для машины или
электровоза.
Корзинка с цветами
Пример задания, нацеленного на
конечный коллективный продукт
На полу наклеены «дорожки» из цветной
пленки. Малыши должны клейкие дорожки отлепить.
Нужно найти кончик дорожки, подцепить его
пальчиком, а затем потянуть. Клейкая лента
сминается в комочек. Для комочков уже
предусмотрено почетное место — на картине,
которой предстоит стать «коллективной» работой.
Комочки занимают место цветочных серединок.
|