Сабантуй – праздник плуга, праздник веселья и
труда. Его празднуют весной, по окончании
посевных работ. Первые упоминания о нем
относятся к концу VIII — началу IX веков. (Тогда
праздник отмечали перед началом посевных работ.)
Сабантуй — один из самых любимых праздников у
татарского народа, и его справляют до сих пор. В
Республике Татарстан это праздник
республиканского значения.
К Сабантую заготавливают подарки. Девушки и
женщины вышивают платки, полотенца, готовят
национальные блюда для угощения гостей. Перед
праздником самый трудолюбивый и воспитанный
молодой джигит вместе с друзьями объезжает на
украшенной бубенцами и лентами лошади деревню и
собирает подарки. Джигиты поют, танцуют,
отпускают шутки и прибаутки, желая хозяевам
добра, здоровья, счастья, богатства. Собрав
подарки, сборщики еще раз объезжают деревню,
чтобы продемонстрировать их. Главным призом
праздника является овца, ее дарят юноше,
победившему в татарской борьбе, — Батыру.
В день праздника с самого раннего утра на
большой ярко украшенной поляне собирается народ.
Надевают лучшую одежду, многие приходят в
национальных костюмах и приносят угощения,
приготовленные по рецептам традиционной
татарской кухни. Во время праздника чествуют
лучших работников, соревнуются в различных
играх, поют и пляшут. Каких только соревнований и
состязаний здесь нет! Бег в мешках, бег с яйцом в
ложке, перетягивание каната, разбивание горшков
с завязанными глазами, бой мешками на бревне,
лазание по шесту, песенные и танцевальные
конкурсы и обязательно – состязание в
национальной борьбе и скачки. Заканчивается
праздник вручением призов победителям. Во время
праздника любой его участник может испытать свои
силы в различных единоборствах и найти
развлечение по душе.
Особенности организации праздника в
детском саду
Организовывая праздник в дошкольном
учреждении, мы стараемся следовать общим
традициям. Подготовительная работа включает
несколько этапов.
Первый этап: беседы о традициях татарского
народа, ознакомление с одеждой, кухней,
национальными народными играми и фольклором
татарского народа.
Второй этап: изготовление подарков. На этом
этапе открывается простор для творчества и
фантазии как детей, так и взрослых. Любимое
занятие детей — мастерить призы победителям. В
подготовке к празднику и в изготовлении подарков
принимают участие родители.
На музыкальных занятиях в этот период дети
разучивают песни, танцы, потешки, прибаутки,
заклички на русском и татарском языках.
Третий этап: сбор подарков. Из каждой группы
выбирается ребенок для сбора подарков. Дети в
национальных костюмах вместе с педагогом
обходят группы и собирают подарки. Под музыку
баяна или аккордеона «сборщики» подарков поют
песни, танцуют, выкрикивают заклички, а получив
подарки, благодарят дарителей, желают им
здоровья и добра. Эта часть подготовки праздника
проходит весело.
После сбора подарков дети с нетерпением ждут
начала основного события – дня состязаний.
Четвертый этап: украшение участка. Праздник
обязательно проводится на свежем воздухе. Сочная
зеленая травка, яркая зелень деревьев, сочетаясь
с различными украшениями — разноцветными
флажками и ленточками, развешенными на участках
рисунками и колокольчиками, — создают
праздничное настроение. Украшением участка
занимаются взрослые – педагоги и родители.
Для того чтобы праздник прошел успешно,
необходимо соблюдать следующие правила.
- Праздник должен проходить без заминок. Это
требует хорошей подготовки, продуманного
сценария и учета мелочей – от организации игр до
порядка раздачи угощения.
- Праздник должен быть зрелищным, чтобы в нем было
не только интересно участвовать, но и наблюдать
за ним в роли зрителя. Для этого игры и состязания
чередуют с песнями, танцами, стихами в исполнении
детей.
- Начало и конец праздника должны отличаться
торжественностью, настраивающей присутствующих
на особое событие, поэтому используются атрибуты
государственной символики, поднимается и
опускается флаг, исполняется гимн праздника,
дети хором произносят девиз праздника.
- В празднике участвуют и дети, и взрослые.
Взрослые организовывают игры, являются членами
жюри. Игры и соревнования должны соответствовать
возрасту детей, поэтому для каждой возрастной
ступени подбираются или модифицируются свои
игры.
- Завершение праздника связано с вручением
призов и подарков. Призы должны быть
распределены справедливо; ни один ребенок на
празднике не должен чувствовать себя обделенным
и обиженным.
- В конце праздника присутствующих угощают
блюдами татарской национальной кухни.
Как правило, в детские сады Татарстана и
Башкортостана ходят дети разных
национальностей. Но Сабантуй любят дети,
независимо от национальной принадлежности и
ждут его с нетерпением.
Персонажи, участвующие в празднике:
Ведущий в национальном татарском костюме;
Батыр (богатырь);
Шурале (леший).
Атрибуты для игр: канат, два мешка, маты
для борьбы, ложки, два яйца, палка, ведро или
глиняный горшок, пустой мешок для Шурале.
ХОД ПРАЗДНИКА
Ведущий: Здравствуйте, дорогие дети,
уважаемые взрослые. Сегодня мы собрались на
веселый праздник Сабантуй. Сабантуй – это
праздник плуга, праздник труда и веселья. Он
проводится после окончания весеннего сева. Этот
праздник объединяет народы, поднимает наше
настроение, радует и веселит.
Исполняется песня «Сабантуй», музыка и слова
Г.Гэрэева.
Ведущий: Наступило долгожданное лето,
посмотрите, сколько вокруг красок! Наша земля
стала похожа на огромный цветной луг, на котором
должны жить все в дружбе и мире.
Инсценировка песни: «Разноцветная игра»,
музыка и слова Б.Савельева.
Ведущий: Ребята, к празднику вы учили стихи
на татарском языке. Кто хочет рассказать
стихотворение?
Дети читают стихи. Затем все вместе исполняют
песню на татарском языке.
Появляется Батыр, он идет мимо площади бодрым
шагом, что-то напевает.
Ведущий: Ребята, кто это идет? Да не к нам ли
на праздник?
Батыр: А, вот где вы все собрались! Как
красиво украшена поляна! Услышал я, что вы
сегодня празднуете Сабантуй, и решил заглянуть к
вам на праздник. Порадуете меня веселыми танцами
да песнями?
Дети: Да!
Дети исполняют татарский танец «Эпипэ», затем
поют русскую народную песню «Ах, вы сени»,
сопровождая пение игрой на музыкальных
инструментах. Если в детском саду есть дети
других национальностей, можно включить в
мини-концерт песни и танцы других народов.
Батыр: Молодцы, ребята! Здорово умеете
веселиться. Только мне пора дальше идти, по своим
делам. Правда, вот беда! Нес я вам к празднику
подарки да торопился. Второпях заблудился.
Заблудившись, не заметил, как потерял мешок с
угощеньями.
Ведущий: А большой мешок?
Батыр: Большой, тяжелый! Эх, жаль мне
подарков!
Ведущий: Ребята, давайте поищем мешок!
Может, он где-нибудь недалеко лежит.
Дети ходят по участку в поисках мешка.
Ребенок: Смотрите, смотрите! Вот он! Под
кустом лежит!
Все собираются вокруг мешка.
Батыр: Вот хорошо, что мешок нашелся! Сейчас
мы его развяжем!
Ведущий: Ой, не надо!
Батыр: Почему?
Ведущий: Этот мешок какой-то странный. Сам
собой шевелится.
Мешок начинает шевелиться и подпрыгивать,
пугая детей.
Батыр: И правда! Что-то странное случилось с
моим мешком. Только его все равно развязать надо:
двум смертям не бывать, а одной – не миновать!
Развязывает мешок. Из мешка выскакивает
Шурале – леший из татарских поверий.
Батыр: Это что еще такое? Что за чудище
лесное?
Шурале: Чудище? Сам ты чудище-батырище! А я –
Шурале! Самый хитрый, самый ловкий, самый
красивый! (Достает зеркальце в деревянной
оправе и любуется на себя. Затем с обидой
обращается к присутствующим.) А вы меня не
узнали! На праздник не позвали! Обидели хорошего
Шурале! За это и я вам весь праздник испорчу!
Подарки ваши я уже припрятал. В заветное
местечко. А сейчас начну детей щекотать! Они ни в
одну игру не смогут сыграть! (Бегает по участку,
изображает, что хочет схватить детей.)
Батыр: Ишь ты, разошелся! А ну отдавай
подарки подобру-поздорову, а не то плохо тебе
будет!
Шурале: Мне плохо? Хи-хи-хи! Хо-хо-хо! Хе-хе-хе!
Да я самый умный, самый хитрый, самый сильный
Шурале!
Батыр (передразнивая Шурале): Ха-ха-ха!
Хе-хе-хе! Самый сильный Шурале! (Меняет
интонацию на угрожающую.) Хватит тут попусту
хвастаться! Давай лучше силами померяемся! В
честном поединке. А ребята нас судить будут по
правде и сами решат, кто здесь самый сильный и
ловкий.
Ведущий подает Батыру канат. Батыр кидает
один конец Шурале, и они начинают перетягивать
канат. Батыр явно одерживает верх, но не
торопится закончить состязание – мотает Шурале
на конце каната из стороны в сторону. Шурале
вскрикивает.
Шурале: Ай, держите! Улетаю! Ой, спасите!
Пропадаю!
Наконец Батыр выпускает канат из рук, и Шурале
плюхается на землю.
Ведущий: Дети, кто победил?
Дети: Батыр!
Ведущий: Кто на празднике самый сильный?
Дети: Батыр!
Ведущий: А ты, Шурале, просто хвастун!
Шурале (плачущим голосом): Как же так? Я
думал, что самый сильный! А Батыр меня победил!
Зато я самый умный!
Батыр: Опять хвастаешься? Я тебе задам! (Делает
шаг в сторону Шурале.)
Шурале: Ой, не буду, не буду! Уж вы меня
простите, к себе на праздник возьмите! Буду
вместе с вами спортом заниматься! И угощенье ваше
я вам сейчас отдам. Я его вон там припрятал. (Вздыхает.)
Хотел сам все съесть, да, видно, не выйдет!
Ведущий: Оставим Шурале на празднике?
Дети: Да!
Ведущий: Шурале, будешь с нами играть?
Шурале: Буду, ой, буду! А как?
Ведущий предлагает детям различные
состязания – «Бег в мешках», «Бег с яйцом в
ложке», «Разбей горшок с завязанными глазами». В
первых двух состязаниях участвуют команды детей.
Можно формировать смешанные детско-родительские
команды. Тогда участником одной из команд может
быть Шурале.
В игре «Разбей горшок» принимают участие
отдельные дети. Ребенок выходит на линию старта.
На некотором расстоянии от него устанавливается
горшок. (Горшок можно заменить алюминиевым
ведром.) Игроку завязывают глаза и дают в руки
палку. Палку нужно кинуть вслепую, так чтобы она
попала по ведру.
Завершается череда соревнований борьбой, в
которой принимают участие мальчики. Двое
соревнующихся выходят в круг и обхватывают друг
друга. По сигналу они стараются уложить друг
друга на землю. Победившему присваивается звание
«батыр».
Затем звучит сигнал, после которого начинается
награждение детей и взрослых, участвовавших в
состязаниях. Можно награждать детей и за
исполнение концертных номеров.
В конце праздника Ведущий, Батыр и Шурале раздают
присутствующим (в первую очередь детям) сладости.
Валентина ХАБАРОВА, Гульнара ВАЛИЕВА,
воспитатели детского сада № 77 «Алтынчеч»,
г. Нижнекамск, Республика Татарстан