Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №12/2007

БУДь ЗДОРОВ, РАСТИ БОЛЬШОЙ

Говорящие движения

Пластико-ритмическая гимнастика в коррекционной работе со слабовидящими детьми и на общеразвивающих занятиях

Нарушение зрения у детей сказывается на всех видах познавательной деятельности. В том числе на развитии двигательных навыков и способности ориентироваться в пространстве, возникающих из-за снижения моторной активности слабовидящего ребенка. Кроме общей утомляемости, такие малыши отличаются медлительностью, заторможенностью в решении оптико-пространственных задач.

Детский сад «Ручеек» г. Новый Уренгой специализируется на работе с детьми, имеющими различные нарушения зрения. Чтобы компенсировать дефицит двигательной активности своих воспитанников и стимулировать их общее развитие, в частности — развитие эмоциональной сферы и умения ориентироваться в пространстве, в детском саду стали использовать метод пластико-ритмической гимнастики (ПРГ). Комплексы пластико-ритмической гимнастики разработаны специалистами сада на основе анализа научно-методической литературы по музыкально-ритмическому воспитанию и лечебной педагогике, в частности, на основе работ Э.Ж. Далькроза, Н.Г. Александровой, В.А. Гринер, Н.П. Збруевой, Н.А. Ветлугиной, А.В. Кенеман, А.И. Бурениной. В основу планирования ПРГ положен «метод погружения в образ», описанный и используемый педагогом М.П. Щетининым.

В коррекционно-развивающем обучении детей со зрительными патологиями ПРГ является эффективным средством социальной адаптации и реабилитации.

В «Ручейке» ее используют в качестве нетрадиционной формы проведения утренней гимнастики.

Комплексы пластико-ритмической гимнастики включают пластические этюды и упражнения на создание образов и выражение эмоций.

Общая продолжительность занятий — 10–15 минут. Физическая нагрузка к использованию отдельных видов движений определяется на основе общего физического развития, соматического и психоэмоционального состояния и согласовывается с врачом-окулистом, т.к. для отдельных категорий детей противопоказаны упражнения с высокой интенсивностью движений.

Несмотря на целевое использование пластико-ритмической гимнастики в «Ручейке» — для детей со зрительной патологией, ее можно рекомендовать и для здоровых малышей. Ведь образное движение полезно детям, независимо от особенностей их развития. Поэтому разработанные комплексы с успехом можно использовать в качестве пластической разминки на занятиях искусством, в том числе — на занятиях в театральных студиях в любом детском саду, где найдутся энтузиасты этого дела, а также в домах детского творчества.

КОМПЛЕКС ПЛАСТИКО-РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ

Вводная часть

Упражнение «Пламя»

Дети стоят в кругу, изображая костер. По команде: «Огонь!», под соответствующую музыку дети начинают интенсивные движения руками и корпусом тела, имитируя языки пламени.

Упражнение «Куклы»

У девочки Маши жили деревянные и тряпичные куклы. Каждую ночь куклы устраивали танцы.

Выступление деревянных кукол

а) Округлые руки через нижнее положение поднимаются вверх, раскрываются в стороны, опускаются вниз. Мышцы максимально напряжены.
б) Куклы двигаются по залу, попеременно отрывисто поднимая округлые руки вверх, разводя их в стороны.
в) Куклы делают наклоны в стороны, вперед, руки вытянуты вперед.
г) По сигналу куклы ищут себе пару, ориентируясь по цветовому атрибуту на правой руке. Найдя пару, приветствуют друг друга наклоном головы, улыбкой.

Во время выполнения заданий дети следят глазами за движениями рук вверх-вниз, вправо-влево.

Деревянные куклы
Деревянные куклы
Тряпичные куклы
Тряпичные куклы

 Выступление тряпичных кукол

а) Куклы свободно перемещаются по залу, движения соответствуют ритму, темпу, характеру музыкального произведения.
б) Используются различные танцевальные движения.
в) Поощряется импровизация.

Куклы импровизируют в танце, ориентируясь на характер музыкального сопровождения, стараясь передать настроение, ритмический рисунок, темп музыки.

 Упражнение «Птицы»

Дети сидят в кругу, на корточках, имитируя спящих птиц: одним крылом прикрыта голова, другое крыло на спине. Постепенно, под музыкальное сопровождение соответствующего характера, происходит пробуждение птиц. Движения плавные, медленные, спокойные. Далее под меняющиеся части музыкального произведения дети имитируют полет птиц, поиск пищи.

Основная часть

Задачи основной части:

— развитие координации движений, пространственных ориентировок;
— решение коррекционных задач (развитие зрительного восприятия, бинокулярного зрения, мелкой и общей моторики);
— развитие эмоциональной сферы и умения обозначать эмоции в мимике и пантомимике;
— развитие музыкальной и двигательной памяти, мышления (умения сравнивать, анализировать характер мелодии, движения, выражая это в суждениях и так далее).

Зайчики

Зайчики
Медведи
Медведи

Основная часть включает в себя мини-этюды на развитие бинокулярного и периферического зрения, зрительного восприятия («рисование» в воздухе одновременно двумя кистями рук и пальцами рук), гимнастику и игровые упражнения для пальцев с изображением движений и форм живых и неживых объектов («зайчишки», «слоненок», «птичка», «краб», «медведи»). В этой части используются упражнения на принятие и сохранение позы: имитация поз животных (спящая кошка); изображение неживых предметов по наглядному образцу и по памяти (пылесос, машина); изображение живой и неживой природы (морская волна, снежные хлопья, листопад); воспроизведение выразительных поз — напряженной позы (ожидание, испуг, сосредоточенность к действию), расслабленной позы (усталость, удовлетворенность).

Упражнение «Лыжники»

Детям предлагается «собраться» на лыжную прогулку. Надевая комбинезон, дети сопровождают свои движения взглядом, особое внимание уделяется мелкой моторике рук при «застегивании» пуговиц. Далее «надеваются» сапоги, шапка, варежки, шарф. Дети «берут» лыжи, «кладут» на плечи и «идут» в зимний лес. Дойдя до места, дети «надевают» лыжи, в руки «берут» лыжные палки и «едут» по снегу: корпус тела наклонен чуть вперед, ноги и руки работают синхронно. «Доехали» до горки и «покатились» вниз, сохраняя равновесие.

Наконец прогулка закончена: дети «снимают» лыжи, «кладут» их на плечи и «возвращаются» в детский сад. Изображают процесс раздевания в обратном порядке, стараясь точно передавать движения. Вещи «складываются» в шкафчик.

С целью развития мелких мышц лица и мимики используется воспроизведение на лице различных эмоциональных состояний. Для проведения таких упражнений можно использовать наглядные пособия, изображающие персонажей в различных эмоциональных состояниях, или предметы, способные вызвать у детей определенные эмоции.

Например, для проведения комплекса «Куклы» используются картинки с изображением Карабаса Барабаса, Буратино, Пьеро. Поочередное предъявление картинок должно отображаться в мимике и позе ребенка. Так, с появлением Карабаса Барабаса дети изображают страх, появление Буратино вызывает радость, а появление Пьеро — печаль. Демонстрация картинки с золотым ключиком означает, что дети должны изобразить восторг.

Работа педагога при проведении основной части гимнастического комплекса направлена на создание у детей элементарного представления о связи экспрессивных характеристик движения и музыки, а также на развитие из способности при выполнении движений ориентироваться на заданный музыкальный ритм. Музыка с одним характером позволяет изобразить стремительный и испуганный бег зайца, которого преследует волк. Музыка с другим характером подсказывает движения, характерные для медузы, — плавное покачивание.

Заключительная часть

В заключительной части ПРГ используются упражнения на релаксацию и восстановление дыхания. Игровые упражнения на расслабление мышц проводятся в соответствии с методикой мышечной релаксации Д.Джекобсона.

Упражнение «Загораем»

Дети лежат на ковре.

Ведущий: Представьте себе, что ваши ножки загорают на солнышке.

Мы прекрасно загораем!
Выше ножки поднимаем!
Держим… Держим… Напрягаем…
Загораем! Опускаем.

Дети опускают ноги на пол. Ноги не напряжены, расслаблены.

 Упражнение «Ковер-самолет»

Ведущий: Мы ложимся на волшебный ковер-самолет. Ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает, убаюкивает. Ветерок нежно нас обдувает, все отдыхают… Постепенно ковер начинает спускаться и приземляется в нашей комнате... Потягиваемся, делаем глубокий вдох, выдох, открываем глаза, медленно садимся и аккуратно встаем.

Упражнение «Пляж»

Дети лежат на ковре. Им предлагают закрыть глаза и представить, что они лежат на теплом песке. Ведущий говорит, что на небе ласково светит солнце и согревает детей. Дети отдыхают, слушают шум прибоя. В заключение детям предлагают потянуться, сделать глубокий вдох и выдох, затем медленно сесть и аккуратно встать.

Дополнительные замечания

В процессе ПРГ развивается музыкальная активность, вырабатываются такие свойства движений, как мягкость, энергичность, пластичность, пространственные и временные ориентировки, развиваются функции органа зрения.
Но не следует с первых занятий требовать от детей точной передачи двигательного образа, «правильного» выполнения упражнений. Дети будут осваивать возможности передавать образы с помощью мимики и жестов постепенно, шаг за шагом.
Все упражнения носят характер творческих заданий, позволяющих детям сориентироваться в новой ситуации, самостоятельно поэкспериментировать с возможными способами действия в ней. Кроме того, они способствуют активизации уже накопленного ребенком опыта в выполнении пластико-ритмических движений.
Поскольку речь идет о психическом развитии детей в процессе музыкально-ритмических движений, ПРГ становится областью пересечения профессиональной деятельности педагога-психолога и музыкального руководителя, которые могут проводить занятия совместно, обогащая их за счет своего опыта.

 Елена ХАН,
заместитель заведующего по ВМР,
Мария ГАММЕЛЬ,
музыкальный руководитель,
детский сад «Ручеек», г. Новый Уренгой, Ямало-Ненецкий АО Тюменской области

Рейтинг@Mail.ru