А что у вас?
В предыдущих номерах мы знакомили
читателей с ситуацией вокруг дошкольного
образования, сложившейся в различных городах.
Информационным поводом для этого послужила
конференция «Общественная экспертиза процесса
трансформации системы дошкольных
образовательных учреждений», которую провели
Институт социальной и гендерной политики и Союз
женщин России.
Сегодня мы рассказываем о дошкольном
образовании Усть-Илимска — сибирского города,
расположенного в Иркутской области на 1000 км
севернее столицы края.
В Усть-Илимске
В отличие от Москвы, Петербурга и
Челябинска Усть-Илимск — небольшой город, в
котором живут около 100 тысяч человек. Детские
сады здесь посещают 4268 детей — 78% от всего
«дошкольного населения» города.
Своими детсадами город гордится. До
начала 90-х все они были ведомственными и до сих
пор еще могут использовать в работе «старые
богатства» материальной среды, хотя многое уже и
поизносилось.
За последние годы в городе значительно
расширилось видовое разнообразие действующих в
детских садах групп. Действуют группы
круглосуточного пребывания, адаптационные
группы для малышей, группы поддержки
детей-инвалидов, группы кратковременного
пребывания по подготовке к школе, а также группы
повышенной комфортности, за посещение которых
родители доплачивают дополнительные деньги.
О появлении новых форм родители узнают
из рекламных проспектов, а также из сети
Интернет. В городе создан специальный городской
интернет-портал, где родители и представители
общественности могут не только получить
интересующую их информацию, но и принять участие
в дискуссиях, выступить со своими предложениями,
обратиться с волнующими вопросами к
представителям власти и управления образования.
В Интернете существует и такая услуга, как
электронная доставка документов.
«С помощью Интернета мы надеемся
подключить широкие слои общественности и
заинтересованных родителей к разработке новой
модели дошкольного образования и сделать первые
шаги к переходу от финансирования учреждений к
финансированию образовательных программ», —
говорит Лариса Лысак, начальник Управления
образовавания администрации города
Усть-Илимска.
Все эти замечательные начинания тем не
менее существуют пока только в виртуальной
среде. В реальности же усть-илимское дошкольное
образование, как и в других городах, страдает от
очередей и хронического недофинансирования.
145 детей ждут очереди в детский сад. Из
них 60 из остро нуждающихся семей. Подавляющее
большинство очередников — дети в возрасте от 1,5
до 3 лет.
Конечно, по меркам крупного города
такую очередь можно и не заметить. Но в масштабах
Усть-Илимска она вполне ощутима и, как и везде,
является источником социального напряжения и
недовольства граждан.
У муниципальных властей нет
возможности строить новые детские сады. Возврат
в систему перепрофилированных зданий тоже
оказывается проблематичным, так как требует их
реконструкции в соответствии с типовыми
проектами, а значит, и существенных денежных
вложений. Проблему собираются решить за счет
открытия 25 дополнительных групп в уже
действующих ДОУ. Как и везде, за счет
перепрофилирования специализированных
кабинетов. Устьилимцы, правда, утверждают, что
«комфортность пребывания детей в детском саду —
их главная задача».
Однако решить такую задачу,
по-видимому, очень сложно. Реальные деньги за
пребывание ребенка в детском саду составляют в
Усть-Илимске 4290 рублей в месяц, а утвержденный
два года назад норматив — 4303 рубля. Расхождение
небольшое, но годовая недостача выльется в
заметную сумму. Родительская плата составляет 20%
от суммы, то есть 880 рублей. Остальные деньги
доплачиваются из муниципального бюджета.
Денежных средств хватает лишь на то,
чтобы выплатить педагогам их небольшую зарплату
и оплатить коммунальные расходы. На приобретение
материалов для обустройства развивающей среды
денег нет.
Усть-илимское Управление образования
предпринимает невероятные усилия для
привлечения в дошкольное образование
внебюджетных средств. В городе действует система
заключения договоров с промышленными
предприятиями. Как признаются представители
управления, система эта носит
«добровольно-принудительный характер». Так как
группы в детских садах переполнены, предприятия,
перечисляющие деньги в счет дошкольных
учреждений, получают для своих сотрудников места
вне очереди. Кроме системы договоров с
предприятиями, действует система договоров с
частными гражданами. Если родитель приводит
ребенка в уже укомплектованную группу —
например, шестнадцатым по списку в группу детей
раннего возраста или двадцать первым в группу
детей более старшего возраста, — он за это
доплачивает.
Но привлечение дополнительных средств
в систему дошкольного образования встречает
препятствия в виде действующего бюджетного
кодекса, запрещающего финансовым органам
местного самоуправления иметь внебюджетные
счета. Деньги вроде бы могут прийти. Только куда?
Поэтому сейчас в Усть-Илимске развернули работу
по переводу дошкольных образовательных
учреждений в статус автономных некоммерческих
организаций.
Но и это, по мнению Виталия Смирнова,
директора Центра обеспечения и обслуживания
муниципального дошкольного образования,
недостаточная мера для вывода дошкольного
образования из кризиса. Надо снять с
муниципалитетов хотя бы ответственность за
заработную плату сотрудников ДОУ, перенести этот
груз на региональный уровень. Без этого ждать
кардинальных изменений в системе финансирования
и, следовательно, существования и развития
детских садов не следует.
|