Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №12/2007

УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ

Резолюция Конференции

«Общественная экспертиза процесса трансформации системы дошкольных образовательных учреждений»

г. Москва, 28 марта 2007 года

16 марта 2007 года некоммерческой организацией «Фонд “Институт социальной и гендерной политики” (г. Москва)» проведена межрегиональная конференция «Общественная экспертиза процесса трансформации системы дошкольных образовательных учреждений (ДОУ)».

Участники конференции, обсудив складывающуюся ситуацию в сфере дошкольного образования, единодушно констатировали наличие в этой социально важной отрасли целого комплекса кризисных проблем. Сокращение сети ДОУ, недостаточность финансирования, отток кадров из отрасли — все эти и иные проблемы препятствуют выполнению системой дошкольного образования той важной социальной роли, которая была возложена на нее изначально. Они являются серьезным фактором, препятствующим выходу страны из демографического кризиса, нарушением прав ребенка и конституционных прав граждан (ст. 43 Конституции РФ) на предоставление общедоступного дошкольного образования и права граждан на труд (ст. 37 Конституции РФ), а также реализации задач «Целей развития тысячелетия», направленных на сокращение бедности.

Предпринимаемые сегодня меры, направленные на решение демографической проблемы, могут оказаться половинчатыми, если параллельно с ними не будут предприниматься усилия по развитию соответствующей «демографической инфраструктуры» — системы дошкольного образования.

Комплекс проблем в сфере дошкольного образования столь велик и складывался так долго, что их разрешение требует продуманной и комплексной системы мер усилиями органов власти всех уровней, педагогической общественности, объединений родителей.

Руководствуясь этим, участники конференции сформулировали антикризисные рекомендации и предложения в адрес органов государственной власти:

1. Быстрое восстановление сети детских садов до социально приемлемого уровня возможно только при активном участии федерального бюджета. Конференция обращается к Президенту России и членам Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике с просьбой инициировать разработку и внедрение национальной целевой программы «Дошкольное образование» в рамках приоритетного национального проекта «Образование», предусматривающей выделение субвенций для строительства и реконструкции дошкольных образовательных учреждений в регионах России.

2. Учитывая неустойчивое состояние муниципальных бюджетов, создать систему многоуровневого стабильного финансирования дошкольного образования за счет объединения средств бюджетов всех уровней по аналогии с системой общего образования в части распределения полномочий. Необходимо внесение изменений в п. 6.1 ст. 29 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» и в ст. 15,16 Закона РФ от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», предусматривающих выделение субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников и расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды в дошкольных образовательных учреждениях.

3. Обязать субъекты РФазаконодательно закрепить в планах регионального и муниципального развития нормативы обеспечения населения услугами ДОУ и стандарта оказываемых ими услуг с целью сохранения тех из них, которые в наибольшей мере отвечают целям новой демографической политики и защищают трудовые права семей с двумя работающими родителями, разработать и утвердить стандарты дошкольного образования. Такая регламентация необходима, поскольку в последнее время наметилась тенденция замены традиционной формы полнодневного пребывания ребенка в ДОУ формами краткосрочного обучения.

4. Разработанные правительством меры поддержки семей, выразившиеся в компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, не адекватны своим задачам, поскольку содержат внутренний механизм неконтролируемого роста цен и могут привести к обратным результатам — росту родительской платы, снижению доступности услуг ДОУ для малоимущих слоев населения.
Считаем необходимым создать рабочую группу с целью доработать правила расчета родительской оплаты услуг ДОУ с учетом структуры семейных бюджетов, увязав размер государственной помощи с более надежным фиксированным показателем — размером прожиточного минимума в данном субъекте РФ.

5. Правительству Российской Федерации необходимо рассмотреть и решить наиболее злободневные вопросы кадрового обеспечения дошкольных учреждений, в первую очередь повышения зарплаты, увеличения трудового отпуска педагогов ДОУ и введения иных льгот.

6. В особой помощи при подготовке к школе нуждаются дети из неблагополучных семей. Министерству образования и науки необходимо провести разработку моделей, обеспечивающих более эффективное взаимодействие учреждений здравоохранения, образования и соцзащиты в интересах ребенка и семьи, обеспечить привлечение в систему ДО контингента детей из неблагополучных и малообеспеченных семей за счет ДОУ с круглосуточным пребыванием, создания учреждений или групп социальной поддержки.

По инициативе газеты в расширенный вариант рекомендаций внесено предложение об учреждении Дня дошкольного работника как «календарной трибуны» для озвучивания проблем дошкольного образования, а также для выделения категории педагогов дошкольного образования, чтобы лишний раз отметить специфику их работы и особенности труда.

 

Рейтинг@Mail.ru