Резолюция Конференции
«Общественная экспертиза процесса
трансформации системы дошкольных
образовательных учреждений»
г. Москва, 28 марта 2007 года
16 марта 2007 года некоммерческой
организацией «Фонд “Институт социальной и
гендерной политики” (г. Москва)» проведена
межрегиональная конференция «Общественная
экспертиза процесса трансформации системы
дошкольных образовательных учреждений (ДОУ)».
Участники конференции, обсудив
складывающуюся ситуацию в сфере дошкольного
образования, единодушно констатировали наличие
в этой социально важной отрасли целого комплекса
кризисных проблем. Сокращение сети ДОУ,
недостаточность финансирования, отток кадров из
отрасли — все эти и иные проблемы препятствуют
выполнению системой дошкольного образования той
важной социальной роли, которая была возложена
на нее изначально. Они являются серьезным
фактором, препятствующим выходу страны из
демографического кризиса, нарушением прав
ребенка и конституционных прав граждан (ст. 43
Конституции РФ) на предоставление
общедоступного дошкольного образования и права
граждан на труд (ст. 37 Конституции РФ), а также
реализации задач «Целей развития тысячелетия»,
направленных на сокращение бедности.
Предпринимаемые сегодня меры,
направленные на решение демографической
проблемы, могут оказаться половинчатыми, если
параллельно с ними не будут предприниматься
усилия по развитию соответствующей
«демографической инфраструктуры» — системы
дошкольного образования.
Комплекс проблем в сфере дошкольного
образования столь велик и складывался так долго,
что их разрешение требует продуманной и
комплексной системы мер усилиями органов власти
всех уровней, педагогической общественности,
объединений родителей.
Руководствуясь этим, участники
конференции сформулировали антикризисные
рекомендации и предложения в адрес органов
государственной власти:
1. Быстрое восстановление сети
детских садов до социально приемлемого уровня
возможно только при активном участии
федерального бюджета. Конференция обращается к
Президенту России и членам Совета по реализации
приоритетных национальных проектов и
демографической политике с просьбой
инициировать разработку и внедрение
национальной целевой программы «Дошкольное
образование» в рамках приоритетного
национального проекта «Образование»,
предусматривающей выделение субвенций для
строительства и реконструкции дошкольных
образовательных учреждений в регионах России.
2. Учитывая неустойчивое состояние
муниципальных бюджетов, создать систему
многоуровневого стабильного финансирования
дошкольного образования за счет объединения
средств бюджетов всех уровней по аналогии с
системой общего образования в части
распределения полномочий. Необходимо внесение
изменений в п. 6.1 ст. 29 Закона РФ от 10.07.1992 г.
№ 3266-1 «Об образовании» и в ст. 15,16 Закона РФ от
6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в РФ»,
предусматривающих выделение субвенций местным
бюджетам в размере, необходимом для реализации
основных общеобразовательных программ в части
финансирования расходов на оплату труда
работников и расходов на учебные пособия,
технические средства обучения, расходные
материалы и хозяйственные нужды в дошкольных
образовательных учреждениях.
3. Обязать субъекты
РФазаконодательно закрепить в планах
регионального и муниципального развития
нормативы обеспечения населения услугами ДОУ и
стандарта оказываемых ими услуг с целью
сохранения тех из них, которые в наибольшей мере
отвечают целям новой демографической политики и
защищают трудовые права семей с двумя
работающими родителями, разработать и утвердить
стандарты дошкольного образования. Такая
регламентация необходима, поскольку в последнее
время наметилась тенденция замены традиционной
формы полнодневного пребывания ребенка в ДОУ
формами краткосрочного обучения.
4. Разработанные правительством
меры поддержки семей, выразившиеся в компенсации
части родительской платы за содержание ребенка в
государственных и муниципальных
образовательных учреждениях, не адекватны своим
задачам, поскольку содержат внутренний механизм
неконтролируемого роста цен и могут привести к
обратным результатам — росту родительской
платы, снижению доступности услуг ДОУ для
малоимущих слоев населения.
Считаем необходимым создать рабочую группу с
целью доработать правила расчета родительской
оплаты услуг ДОУ с учетом структуры семейных
бюджетов, увязав размер государственной помощи с
более надежным фиксированным показателем —
размером прожиточного минимума в данном
субъекте РФ.
5. Правительству Российской
Федерации необходимо рассмотреть и решить
наиболее злободневные вопросы кадрового
обеспечения дошкольных учреждений, в первую
очередь повышения зарплаты, увеличения
трудового отпуска педагогов ДОУ и введения иных
льгот.
6. В особой помощи при подготовке к
школе нуждаются дети из неблагополучных семей.
Министерству образования и науки необходимо
провести разработку моделей, обеспечивающих
более эффективное взаимодействие учреждений
здравоохранения, образования и соцзащиты в
интересах ребенка и семьи, обеспечить
привлечение в систему ДО контингента детей из
неблагополучных и малообеспеченных семей за
счет ДОУ с круглосуточным пребыванием, создания
учреждений или групп социальной поддержки.
По инициативе газеты в расширенный вариант
рекомендаций внесено предложение об учреждении
Дня дошкольного работника как «календарной
трибуны» для озвучивания проблем дошкольного
образования, а также для выделения категории
педагогов дошкольного образования, чтобы лишний
раз отметить специфику их работы и особенности
труда.
|