Продолжение. Начало см.
в № 11/2007
О доступности дошкольного образования
Результаты мониторинговых
обследований как основание для принятия
управленческих решений
В ходе обследования была выявлена
особая роль информационного обеспечения и ее
влияние на доступность образования. Уровень
информированности родителей и качество
информационного обеспечения принятия
управленческих решений в системе образования
напрямую не являются причинами неравенства
доступа к дошкольному образованию, но при низком
качестве могут усугублять действие других
факторов. Так по результатам обследования был
выявлен интересный момент: родители, которые
указали в качестве причины непосещения своими
детьми детского сада — «Родительская плата
слишком высока для нашего семейного бюджета», —
обладали меньшим уровнем информированности в
сравнении со всеми другими родителями. Данная
группа респондентов чаще в качестве источника
информации использовала советы знакомых и
родственников и меньше общалась с официальными
представителями системы образования.
Рис. 1. Источники получения информации
родителями, чьи дети не посещают детский сад, %
Можно предположить, что, опираясь на
непроверенную, порой необъективную и даже
недостоверную информацию, родители считали
плату за детский сад более высокой, чем она есть
на самом деле. Это подтверждает и тот факт, что
семьи, считающие плату слишком высокой, имеют
самый разный доход и не всегда себя относят к
необеспеченным слоям населения. Интересно, что
многие дети, не ходящие в детский сад, посещают
дополнительные платные занятия, причем их семьи
так же относятся к разным группам по
материальному положению.
Рис. 2. Материальное положение семей,
дети из которых не посещают ДОУ,
но занимаются в других структурах дошкольного
образования, %
Одним из неожиданных результатов
исследования, наглядно иллюстрирующим,
насколько далеко находятся бытующие среди
«управленцев» представления от реального
положения дел, было соотношение уровня
престижности и дороговизны детских садов в
качестве причин выбора того или иного детского
сада. Большинство специалистов управлений
образованием различного уровня считают, что при
выборе образовательного учреждения семьи в
первую очередь обращают внимание на уровень
оплаты. Обследование показывает, что, конечно, есть
родители, которые ищут недорогой детский сад, но
в то же время есть и родители, которые ищут
престижный и элитный детский сад, причем ни
первая, ни особенно вторая причина выбора ДОУ
напрямую от материального благополучия семьи не
зависит.
Обычно влияние финансового вопроса на
решения родителей сильнее всего проявляется на
первых двух этапах: в ходе обсуждения «отдать
ребенка в детский сад или оставить дома» и на
этапе выбора дошкольного образовательного
учреждения. Дети, начавшие посещать детский сад,
как правило, не покидают его, как бы материально
трудно это не было для их семей. Среди причин, по
которым ребенок перестал посещать детский сад,
родителями не было названо ни одной причины,
связанной с финансовым вопросом. При этом, по
результатам обследования среди семей, которые
при выборе детского сада не учитывают, сколько им
придется платить, только 17,4% родителей считают
свои доходы достаточными, чтобы об этом не
думать.
Остальные семьи не имеют достаточного
дохода, но все же не учитывают эту причину. Почти
каждый пятый из числа тех, кто не учитывает
финансовый вопрос при выборе детского сада (21%),
считает это вынужденным действием, — они по
каким-либо причинам должны отдать ребенка в
детский сад и готовы платить столько, сколько
придется.
Данные обследования подтверждают, что родители
все больше и больше осознают важность
дошкольного образования и готовы платить за
качественное дошкольное образование своих
детей. Родители готовы доплачивать за то, чтобы
в детском саду у ребенка обязательно был
воспитатель (или два) и несколько специалистов, в
70% случаев в городской и в 66,3% случаев в сельской
местности, то есть и в городе, и на селе
большинство родителей готовы разделить расходы
на качественное образование своих детей с
государством.
Немаловажным представляется и тот
факт, что только небольшое количество
современных родителей (9,3% в городе и 6,7% в
сельской местности) определяют для себя роль
дошкольного образования, как места, где за
ребенком бесплатно присмотрят, и не учитывают
важность общественного воспитания и обучения.
Рис. 3. Мнения городских родителей относительно
возможностей детских садов, %
|
1. В детском саду у
ребенка обязательно должны быть воспитатель (или
два) и несколько специалистов по разным
направлениям: по обучению детей музыке, танцам,
спорту и т.д. Если государственных денег на это не
хватает, то наша семья готова доплачивать.
2. Если нельзя сделать так, чтобы был
воспитатель (или два) и несколько специалистов по
разным направлениям, то пусть будет один
воспитатель, который умеет все и может в меру
своих возможностей научить детей и музыке, и
спорту, но это должно быть бесплатно.
3. Невозможно, чтобы один-единственный
воспитатель сумел научить всему. Пусть хотя бы
хорошо присмотрит за детьми, но это должно быть
бесплатно.
|
Рис. 4. Мнения сельских родителей относительно
возможностей детских садов, %
|
Рис. 5. Причины, по которым городские
родители не ограничивали себя в средствах при
оплате ДОУ, %
Итак, приведенные выше примеры
наглядно демонстрируют, насколько порой реальное
положение дел расходится с общими
представлениями о нем «управленцев».
Значительные изменения внешней политической и
социально-экономической среды, активная
трансформация самой сферы образования
предъявляют новые требования к информации,
используемой в управленческой деятельности
представителями сферы образования. Одним из
эффективных источников могут и должны стать
мониторинговые обследования. Их роль в качестве
дополнительного оперативного инструмента,
способного заполнить существующие
информационные пробелы, может только возрастать.
Ирина СЕЛИВЕРСТОВА,
Центр мониторинга и статистики образования
|