Праздник лета и цветов
Для детей от пяти лет с использованием
фрагментов поэтических текстов Валентина
Берестова
Место проведения — участок детского сада, где
есть цветочные клумбы.
Звучит веселая летняя песня. Нарядные дети
собираются на площадке рядом с клумбами. У
девочек на головах венки из бумажных цветов. У
мальчиков через плечо перекинуты цветочные
гирлянды. Их встречают Садовник и Садовница.
Садовник:
Здравствуйте,
детишки!
Выдумщики и шалунишки!
Веселые и хмурые!
Темноволосые и белокурые!
Садовница:
И тихоня, и проказник —
Приглашаем вас на праздник,
Праздник лета и цветов!
Зацветающих садов!
Садовник:
Я садовником родился,
Целый день в саду трудился.
И — награда за труды —
Расцвели у нас цветы.
Садовница:
Всей палитры здесь оттенки.
Сможете назвать их, детки?
Дети называют цвета и цветовые оттенки
растущих на клумбе цветов.
Садовник: Ай да молодцы! Все краски назвали!
Все оттенки перечислили! Будем праздновать
вместе Праздник лета и цветов?
Дети: Будем!
Садовница: Тогда начнем его веселой песней!
Дети и присутствующие взрослые исполняют
«Песенку о лете» на музыку В.Шаинского.
Садовник: Замечательная песня! Любите лето?
Дети: Да!
Первый ребенок:
Лето, лето к нам
пришло!
Стало сухо и тепло.
Второй ребенок:
По дорожке
Прямиком
Ходят ножки
Босиком.
Третий ребенок:
Кружат пчелы,
Вьются птицы,
Как же нам не веселиться?
Четвертый ребенок:
Ходят ножки
Босиком
По дорожке
Прямиком.
Стало сухо и тепло.
Лето, лето к нам пришло!
(Валентин Берестов)
Садовница: А приметы лета знаете?
Дети: День становится длинным. Солнце греет
так, что жарко. Трава сочная, листва зеленая,
кругом поют птицы, цветут цветы, созревают ягоды.
Садовник: Молодцы, ребята! Сразу видно: лето
с зимой вы не перепутаете. А может, перепутаете?
Отправитесь летом на лыжах кататься? (Изображает
ходьбу на лыжах.)
Дети: Нет!
Садовник: Снежками кидаться? В снегу
поваляться? (Делает вид, что кидает в детей
снежками.)
Дети: Нет!
Садовница: А знает ли кто-нибудь из вас,
почему лето называется красным? (Догадки детей.)
В старину красным называли все красивое и милое
сердцу: красивых девушек — красными девицами.
Слово «красна» означало «хороша». Даже поговорка
есть такая:
Красна весна цветами,
А лето — плодами.
Садовник: А еще (вы правильно сказали!) летом
солнца много, много света. Лето богато всеми
цветами радуги. Посмотрите, как все кругом
растет, благоухает. Все радуется теплу и солнцу.
Садовник и Садовница:
Радуются звери, радуются птицы.
Радость в нашей жизни очень пригодится!
Звучит фонограмма с голосами птиц. Затем —
грамзапись пьесы П.И. Чайковского «Песня
жаворонка». Под музыку дети вслед за ведущими
танцуют «сидя» — выполняют пластические
движения руками и головой.
Игра «Жаворонки и совы»
Садовница: Вы, конечно, помните: жаворонки —
ранние птички. Они летают днем.
Жаворонок полевой!
Нет певца чудесней.
В чистом поле — домик твой,
В ясном небе — песня.
(В.Берестов)
Садовник: А сова — птица ночная. Она
вылетает на охоту в темное время суток.
Ночь вошла в свои права.
В путь пускается сова.
Все:
Глаза огромные
Видят ночью темною.
(В.Берестов)
Сова
может поймать маленькую зазевавшуюся птичку.
Выбирается сова. Ее роль может исполнять
взрослый (кто-то из ведущих) или ребенок более
старшего возраста. На голову сове надевают шапку
с клювом и круглыми глазами. Днем сова спит:
усаживается на стул или на какое-то возвышение и
засыпает. Ведущий объявляет: «День!» Звучит
легкая, радостная музыка. Жаворонки летают и
веселятся.
Вдруг ведущий говорит: «Ночь!» Характер музыки
меняется. На охоту вылетает сова. Жаворонки в это
время должны застыть и стоять без движения. Сова
летает между ними и внимательно приглядывается.
Если кто-то из жаворонков шелохнется, сова
утаскивает его к себе в гнездо, и он тоже
становится совой.
Более динамичный вариант игры предполагает
игру в салочки.
Тогда жаворонкам указывают место для гнезда,
куда они все должны «прятаться» с наступлением
«ночи». А сова салит зазевавшихся.
Можно предложить детям сначала спокойный
вариант игры, потом — более бурный.
После игры дети рассаживаются на свои места.
Садовник: Вслед за птицами просыпаются и
начинают свой трудовой день насекомые — муравьи,
бабочки, пчелы.
Садовница (визжит, прячется за Садовника):
А это кто такой?
Из-за большого камня вылезает большая
лохматая гусеница.
Гусеница: Не звали? Не ждали? Играли,
плясали? И чему это вы все радуетесь? (Подползает
ближе к Садовнице, пугает ее резким движением.)
Садовник (загораживая Садовницу): Как
чему? Мы с ребятами собрались на Праздник лета и
цветов! Вот и радуемся.
Гусеница: Я тоже буду вместе с вами
радоваться. Возьму и съем сейчас все ваши цветы.
Садовник: Что же это за радость такая? Мы с
ребятами эти цветы растили, от сорняков спасали.
А ты все съесть собралась?
Гусеница: А может, это и не ваши цветы вовсе!
Откуда мне знать?
Садовница: Как не наши? Да мы их всех по
именам знаем.
Гусеница: Да ну? Это что же — у каждой
травинки свое имя есть?
Садовник и Садовница: А как же!
Гусеница: Ни за что не поверю, пока не
проверю! Вот этот цветок как называется? (Указывает
на один из цветов на клумбе.)
Садовник кивает детям, чтобы они назвали
цветок. Дети выкрикивают название.
Гусеница: Маргаритка? Хорошее имя. Съем вашу
маргаритку на первое.
Садовница: Как? Прямо сейчас съешь?
Гусеница: Нет. Сначала узнаю, как другие
цветы называются.
Указывает то на один цветок, то на другой. Дети
выкрикивают названия.
Гусеница: Красивое название! Приятное, как
цветочный запах. Этот цветок съем на второе, этот
— на третье. Этот — на пятое, этот — на десятое.
Садовник: Мы тебе не позволим этого сделать.
А ну-ка, ребята, окружайте эту зловредную
гусеницу!
Дети быстро встают в круг и берутся за руки.
Гусеница мечется по кругу, пытаясь вырваться: то
наклоняется, чтобы подлезть в окошечко под
детскими руками, то подпрыгивает и задирает
«лапы», чтобы перескочить через круг.
Дети ее не пускают.
Наконец гусеница в изнеможении усаживается в
середине круга.
Гусеница: Это я-то вредная да злая? Сами,
наверное, каждый день цветы рвут и лопают.
А другим не дают!
Садовница: Что ты! Мы цветы просто так не
рвем. Дети, расскажите гусенице, почему нельзя
без нужды рвать цветы в лесу и в поле?
Дети: Потому что цветы нужны насекомым.
Насекомые питаются их нектаром. Если цветов
будет мало, насекомые могут погибнуть. А вслед за
ними погибнут птицы, которые питаются
насекомыми. Потому что все в природе
взаимосвязано.
Гусеница: Ну, так то в лесу! А те цветы, что на
клумбах растут, очень даже можно рвать!
И есть!
Дети: Цветы на клумбах люди сажают для того,
чтобы вокруг было красиво. Они нас радуют,
поднимают настроение.
Гусеница: И что же — вы никакие цветы вообще
не едите?
Садовница: Существуют лекарственные
растения, которые люди собирают, чтобы
использовать их во время болезней. Ребята, какие
лекарственные растения вы знаете?
Дети называют известные им лекарственные
растения.
Гусеница: Хорошо! Я готова есть ваши
лекарственные растения. Хочу попробовать эту,
как вы там назвали, крапиву!
Садовница (с сомнением): Вряд ли она тебе
понравится!
Гусеница: Ах, так! Вы и крапиву мне не даете?
Тогда съем все ваши маргаритки!
Садовник: Нет, нет, нет! Подать крапиву
капризной гусенице!
Выходят поварята с блюдом, на котором уложен
пучок крапивы. Исполняется танец поварят. После
танца поварята ставят блюдо перед гусеницей.
Гусеница повязывает салфетку, достает нож и
вилку, отрезает кусочек от крапивы и делает вид,
что жует. Потом замирает, отбрасывает нож и вилку,
начинает плеваться.
Гусеница: Ах, вы мерзкие! Ах, негодные!
Отравить меня решили! Что за жгучую траву вы мне
подсунули! А еще говорили — лекарственная! Не
буду больше вас слушать! Где тут ваши маргаритки?
Садовник: Ребята, на помощь! Заслоняйте
клумбу.
Дети выстраиваются вдоль клумбы. Гусеница
злобно ходит между рядами, выискивая щель.
Садовница: Я знаю, что надо делать! Нужно
сказать волшебные слова, чтобы обезвредить
гусеницу.
Садовник: Какие такие слова?
Садовница:
Повторяйте за мной!
Будет день, червяк мохнатый
Станет бабочкой крылатой!
Дети повторяют слова за Садовницей.
Садовник:
Это верно! Это так!
Станет бабочкой червяк!
Садовница:
Ну-ка, ну-ка, все
вращайтесь
И скорее превращайтесь!
Дети повторяют слова за Садовницей.
Садовник:
Хватит веточку глодать,
Надо ниточку мотать!
Гусеница застывает на месте, будто окаменев.
Садовник и Садовница подходят к гусенице и
начинают обматывать ее нитками. Гусеница
вращается на месте.
Садовник
и Садовница:
Намотался плотный кокон,
Дом без двери и без окон.
Там без горя и забот
Тихо куколка живет.
Утягивают обмотанную гусеницу за
импровизированную ширму, откуда она исчезнет,
когда дети отвлекутся.
Садовник и Садовница возвращаются к детям.
Садовник:
Хватит куколке томиться,
Время бабочке явиться!
Садовница:
Раз-два-три-
четыре-пять!
Можно крыльями махать!
(Валентин Берестов)
Делает знак детям, чтобы они повторяли за ней
слова. Дети повторяют слова считалки. Садовники
показывают, что нужно очень тихо, на цыпочках,
разойтись на свои места. Звучит музыка. Вылетают
бабочки.
Исполняется танец бабочек.
Первая бабочка:
Друг за другом,
Круг за кругом,
Мы летим, летим над лугом.
Вторая бабочка:
Летим над цветами,
Полны доброты,
И сами, и сами
Мы, как цветы!
Садовница:
О радость! О счастье! О чудо природы!
Красавцами стали такие уроды!
(По тексту В.Берестова)
Первая бабочка: Как у вас тут красиво! Как
много цветов!
Вторая бабочка: А мы так любим цветы!
Порхаем, резвимся целый день, перелетая с одного
цветка на другой.
Садовник:
Так оставайтесь с нами, на празднике!
Садовница: Мы с детьми отмечаем Праздник
лета и цветов!
Первая бабочка: Как прекрасно!
Вторая бабочка: Как чудесно!
Первая бабочка: Замечательно!
Вторая бабочка: Прелестно!
Садовница: А чтобы было еще чудесней, мы с
ребятами сейчас все вместе споем песню про цветы.
Исполняется песня «Летние цветы» на музыку
Е.Тиличеевой.
Садовник:
Я садовником родился,
Не на шутку рассердился.
Все цветы мне надоели,
Кроме ромашки.
Садовница: А мне — кроме василька. И еще
колокольчик мне нравится.
Садовник: Может, соберем по корзинке своих
любимых цветов?
Садовница: Соберем! А ребята нам помогут.
Игра «Цветочная корзинка»
Выбирают трех детей, на головы которых надевают
ободки или шапочки с изображением венчика
определенного цветка.
Другим играющим раздают цветные ленты, платочки,
полоски или лепестки из цветной бумаги, которые
соотносятся с цветом венчика на ободке ведущего.
Все играющие под музыку бегают по полянке. Как
только музыка оборвется, игроки должны собраться
вокруг «своего» цветка в кружок и взяться за
руки. Чей кружок быстрее собрался, та команда
выиграла.
Для детей более младшего возраста можно
предложить облегченный вариант: дети с ободками
не бегают вместе со всеми, а стоят на
определенных местах.
Можно и усложнить игру. Ведущие раздают детям
цветные маркировки не сразу, а во время музыки, в
процессе танца. Ведущие тоже танцуют и, встречая
то одного, то другого ребенка, вручают им
лепестки. Музыка кончается, когда все значки
раздали.
Но этот вариант можно использовать только в том
случае, если играющих одновременно детей не
больше 12 человек.
Садовник:
Мы играли, веселились
И немножко утомились.
Садовница:
Пришло время отдыхать.
Может быть, чуть-чуть поспать.
(Зевает)
Садовник (трясет головой, сбрасывая
сонливость, протирает глаза):
А в награду за веселье
Я припас вам угощенье.
Садовница: Настоящий цветочный мед, который
собрали трудолюбивые пчелы с соседней пасеки.
Они, как и мы с вами, любят цветы!
Ведущие вручают детям баночки с медом,
которым детям предстоит лакомиться во время
полдника в группах.
Идея праздника принадлежит педагогам
детского сада № 86
г. Нижнекамска Республики Татарстан.
В газете представлен вариант, подготовленный
редакцией. |