Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №13/2007

КЛАДЕЗЬ

Продолжение. Начало см. в № 8, 9/2007

Мария МонтессориМария Монтессори: актуальная педагогика

Гимнастика

Если существует возраст, в котором необходимо воспитывать ребенка с помощью особой гимнастики, то это, безусловно, возраст от трех до шести лет. Специальная гимнастика, необходимая, или, лучше сказать, гигиеничная в этом периоде, касается главным образом ходьбы.
В общем морфологическом росте своего тела ребенок характеризуется тем, что у него торс слишком сильно развит в сравнении с нижними конечностями. У новорожденного ребенка длина торса, от макушки до паховой складки, составляет 68% всей длины тела. Значит, ноги составляют всего 32% общей длины тела. При подрастании эти пропорции изменяются весьма заметным образом; так, например, у взрослого торс составляет ровно половину всей длины и колеблется между 51 и 52% роста.

Морфологическое различие между новорожденным ребенком и взрослым человеком так медленно сглаживается, что в первые годы жизни ребенка туловище оказывается все еще сильно развитым по сравнению с конечностями. У годовалого ребенка длина туловища составляет 65% всей длины тела, у двухлетнего доходит до 63%, у трехлетнего — до 62%.

В возрасте, в котором ребенок поступает в детский сад, его ноги еще очень коротки по сравнению с туловищем, длина его конечностей едва составляет 38% роста. Между шестью и семью годами отношение туловища к росту колеблется между 53 и 56%, потому что в этот период ребенок не только заметно вырастает на высоту (в возрасте трех лет высота его составляет 0,85 метра, а в возрасте шести лет 1,05 м), но и конечности его быстро растут, сильно изменяя отношение между длиной ног и туловища. Этот рост обусловливается отложением слоев хряща в окончаниях длинных костей и все еще неполным окостенением скелета. Нижние кости конечностей поэтому вынуждены поддерживать вес непропорционально большого туловища.

Для слабого организма ребенка прямая поза и хождение — постоянный источник утомления; длинные кости его нижних конечностей под давлением веса тела легко деформируются. Особенно часто это наблюдается у недостаточно питающихся детей бедняков или у детей, у которых скелет, не обнаруживая явных признаков рахита, все же медленно достигает нормального окостенения.

Следовательно, считая младенцев в физическом отношении маленькими взрослыми, мы положительно не правы. Наклонность ребенка растягиваться на спине и брыкать в воздухе ногами есть выражение физической потребности, обуславливаемой пропорциями его тела. Ребенок любит ходить на четвереньках именно потому, что ноги у него, как у четвероногих животных, коротки по сравнению с его телом. А мы кладем преграды этим естественным проявлениям, навязывая ребенку нелепые правила. Мы не позволяем ему бросаться на пол, потягиваться и т.п., заставляем его ходить со взрослыми людьми и держаться вровень с ними. Это — настоящая причина того, что среди маленьких детей так часто встречаются кривоножки. Гимнастикой мы можем, да и всячески должны приходить на помощь развивающемуся ребенку, давая ему упражнения, соответствующие его потребности в движении, и этим путем избавляя его от утомительного напряжения.

Один весьма простой пример развития активности ребенка был мне подсказан наблюдением над детьми. Учительница заставляла детей маршировать по двору, между стеной дома и центральным садом. Сад этот был огорожен заборчиком из крепких проволок, которые были натянуты параллельными линиями и поддерживались деревянными кольями, вбитыми в землю. Вдоль дорожки тянулась невысокая ступенька, на которую дети приседали, устав от маршировки. Время от времени малютки от двух с половиной до трех лет, очевидно, устав, отделялись от шеренги марширующих; но вместо того, чтобы сесть наземь или на стул, они подбегали к заборчику и, ухватившись за верхнюю проволоку, начинали ходить бочком, упираясь ногами в нижнюю проволоку, протянутую над самой землей. Это доставляло им огромное удовольствие, о чем свидетельствовали их смех и блестящие глазенки, которыми они наблюдали старших товарищей, продолжавших маршировать. Эти крошки, право же, разрешили самым практичным образом одну из мучивших меня задач. Они передвигались по проволоке, подталкивая свои тельца бочком. Это давало им возможность передвигать конечности, не обременяя их всей тяжестью тела. Такого рода аппарат, будучи поставлен в гимнастическом зале для маленьких детей, позволит им удовлетворять потребность, заставляющую их бросаться на пол и дрыгать ножками в воздухе; движения, которые они проделывали на заборчике, еще лучше отвечают этой физической потребности. Я рекомендую устраивать такие заборчики в комнатах, предназначенных для игр детей. Их можно сооружать из параллельных брусков на отвесных шестах, плотно приделанных к тяжелому основанию. Играя на таком «заборчике», дети будут иметь возможность и удовольствие видеть, что делают другие дети в той же комнате.

В этом же роде можно сооружать и другие гимнастические аппараты, главная цель которых — давать надлежащий исход потребности ребенка в движении. Так, например, Сеген изобрел трамплин для развития нижних конечностей, особенно для укрепления коленных суставов у слабых детей. Это — род качелей с очень широким сиденьем, настолько широким, что вытянутые ноги сидящего на них ребенка вполне поддерживаются доской. Такое креслице подвешивают на крепких веревках и дают ему раскачаться. Стена перед ним загораживается крепкой гладкой доской, в которую дети упираются ногами, чтобы оттолкнуться и раскачаться. Ребенок, сидящий в этих качелях, упражняет свои ноги, толкая ими доску всякий раз, как качели приблизятся к стене. Доска, от которой он отталкивается, должна быть подвешена на некотором расстоянии от стены и не очень высоко, чтобы ребенок мог глядеть поверх нее. Раскачиваясь в этом кресле, он укрепляет свои ноги особого рода гимнастикой, ограничивающейся нижними конечностями, и для этого ему не приходится переносить всю тяжесть своего тела на ноги.

Другой вид гимнастического аппарата важен не столько с гигиенической точки зрения, сколько забавен для детей. Это маятник — игра, в которую может играть один ребенок, а могут играть и несколько ребят. Состоит она из резинового мяча, подвешенного на веревке. Дети, сидя на своих скамеечках, подталкивают мяч, посылая его друг к другу. Это упражнение для рук и позвоночника. В то же время глаз научается определять расстояние движущегося тела.

Веревочка — линия, проведенная по земле мелом, вдоль которой ходят дети. Она направляет ходьбу и вообще способствует координации движений в определенном направлении. Особенно занятна такая игра после того, как выпадет снег, когда дорожка, протоптанная детьми, отмечает правильность проведенной ими линии и вызывает между ними веселое соревнование.

Круглая лесенка — игра, при которой пользуются небольшой деревянной лестницей, изогнутой по спирали. Лесенка должна иметь на одной стороне перила, о которые дети могут опираться руками. Другая сторона ее открыта и имеет круговую форму. Эта игра приучает детей подниматься и спускаться по лестницам, не держась за перила, и притом уравновешенными и уверенными движениями. Ступени должны быть низенькие и узкие. Спускаясь и поднимаясь по этой лесенке, самые крохотные дети изучают движения, какие им не даются при восхождении на обыкновенные лестницы, пропорции которых рассчитаны на взрослых.

В детских садах следует завести лесенки из параллельных веревок с веревочными перекладинками. Они помогают совершенствоваться в таких движениях, как сгибание колен, вставание на ноги, нагибание тела вперед, назад и т.п.; таких движений без помощи лестницы ребенок не может делать, не теряя равновесия. Все эти движения очень полезны тем, во-первых, что научают ребенка сохранять равновесие, а во-вторых, тем, что учат его координировать необходимые мускульные движения. Кроме того, они благоприятствуют расширению грудной клетки. Помимо всего этого, описанные движения укрепляют руку в самом примитивном и существенном акте, в хватании, —   движении, необходимо предшествующем всем более утонченным движениям руки. Подобным аппаратом с успехом пользовался Сеген для развития общей силы и хватательных движений у слабоумных детей, находившихся на его попечении.

Итак, гимнастика открывает простор самым разнообразным упражнениям, имеющим целью развить координированные движения, обычные в жизни человека, как ходьба, бросание предметов, хождение по лестницам, сгибание колен, вставание с места, прыганье и т.п.

Из книги Марии Монтессори «Дом ребенка».
Перевод с итальянского С.Г. Займовского. М., 1915

 

Рейтинг@Mail.ru