Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №13/2007

УГОЛОК ЛОГОПЕДА

Авторский коллектив:

И.Б. КОЗИНА, кандидат педагогических наук,
доцент кафедры дошкольной
и специальной педагогики МГПИ им. Н.К. Крупской,
В.М. ВОРОНЧИХИНА,
С.Ю. ГУЩИНА,
Л.М. КУЗЬМИНЫХ,
Л.Р. ОБУХОВА,
Э.В. ОХОТНИКОВА

Учите детей говорить

Пособие по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения «Росток» Детский сад «Елочка» № 15 г. Йошкар-Ола

Особенности развития связной речи у детей с ОНР

Одной из центральных задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, является формирование связной речи. Наиболее отчетливо недоразвитие речи проявляется в несформированности связной речи ребенка, в неумении связно, последовательно передать свои мысли, рассказать о событиях собственной жизни. В связи с этим дети оказываются неподготовленными к обучению в школе. Успешность обучения детей к школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все это требует достаточного уровня развития связной речи.

Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с ОНР обусловлены недоразвитием центральных компонентов языковой системы — лексико-грамматического и фонетико-фонематического. Наличие у них вторичных отклонений в развитии психических процессов (восприятия, внимания, памяти) создает дополнительные затруднения в овладении связной
речью.

У детей с недоразвитием речи отмечаются трудности планирования развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний (пересказ, различные виды рассказов) характерны: нарушения связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, лексические затруднения, большое число аграмматизмов при построении предложений.

Почти недоступным для детей оказывается самостоятельное описание знакомой игрушки или какого-либо предмета. Рассказ-описание выглядит своеобразно: дети перечисляют некоторые признаки предмета в произвольной последовательности, нарушают стройность повествования, в рассказах наблюдаются смысловые повторы.

Дети с ОНР с большим трудом составляют рассказы по сюжетным картинам. Многим из них рассказ доступен лишь при наличии наводящих вопросов или указаний педагога. Между отдельными фразами у детей с ОНР присутствуют длительные, необоснованные паузы, свидетельствующие о затруднениях в составлении рассказа. Дети не могут уловить сюжет картины, выделить основных участников сюжета, перечисляют второстепенные, незначимые детали картины. Также у них часто возникают лексические затруднения, дети не могут подобрать нужное по значению слово.

Коррекционная работа по развитию навыков связной речи (В.П. Глухов, С.А. Миронова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина) строится в соответствии с общедидактическими принципами систематичности и последовательности обучения, учета возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей, направленности обучения на развитие их активности и самостоятельности.

Формирование связной речи ребенка с ОНР в логопедической группе осуществляется как в процессе разнообразной практической деятельности, при проведении игр, режимных моментов, наблюдения за окружающим, так и на специальных коррекционных занятиях.

Логопедическую работу по обучению детей рассказыванию можно вести, учитывая следующие этапы работы: старшая группа — 3 этапа и подготовительная группа — 3 этапа (В.П. Глухов). На первом этапе 1-го года обучения (сентябрь—ноябрь) детей учат навыкам составления простых предложений по вопросам, демонстрируемым действиям и по картинкам, с последующим составлением коротких рассказов.

На втором этапе (декабрь—март) совершенствуют навыки ведения диалога. Начинают обучение детей составлению простого описания предмета, коротких рассказов по картинкам и их серии, рассказов-описаний, простых пересказов.

На третьем этапе (апрель—май) предусматривается обучение составлению рассказа на заданную тему. Главная задача этого этапа — развитие самостоятельной связной речи детей.

Содержание работы по обучению детей рассказыванию на втором году обучения направлено на дальнейшее развитие связной речи. На первом этапе второго года обучения объем рассказа по картине увеличивается до 5—7 предложений, вводится обучение пересказу с изменением времени действий; детей учат пересказывать рассказ от имени другого действующего лица. Планируют составление рассказов-описаний по определенным схемам, а затем и без них, по памяти. Большое место на этом этапе работы В.П. Глухов рекомендует отводить рассказыванию сказок.

На втором этапе планируется творческое рассказывание, вначале придумывание конца сказки, рассказа по аналогии, а затем и самостоятельное придумывание сказки по заданным словам, придумывание рассказа-инсценировки к настольному театру игрушек.

На третьем, заключительном, этапе особое внимание уделяется закреплению навыка связного, последовательного и выразительного пересказа литературных произведений, обращая внимание на выразительную передачу в лицах интонаций разных героев, эмоциональную передачу переживаний действующих лиц. На этом этапе совершенствуются все виды связной речи.

Коррекционная работа по формированию навыков рассказывания в логопедических группах строится по тематическому принципу обучения и на основе тесной взаимосвязи в работе логопеда и воспитателей. Все литературные произведения, сказки, описания предметов, картин подбираются по той теме, которая изучается в течение всей недели.

При проведении занятий по обучению детей с ОНР выдвигаются следующие задачи:

— закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации;
— формирование навыков построения связных монологических высказываний;
— развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;
— активизация познавательных процессов (восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций), тесно связанных с формированием устного речевого сообщения.

Формирование у детей навыков построения связных развернутых высказываний, в свою очередь, включает:

— усвоение норм построения такого высказывания, соблюдение последовательности в передаче событий, логической связи между фрагментами рассказа, завершенность каждого фрагмента, соответствие его теме сообщения;
— формирование навыков планирования развернутых высказываний, обучение детей выделению основных смысловых звеньев рассказа;
— обучение лексико-грамматическому оформлению высказываний в соответствии с нормами родного языка.

Осуществление указанных специальных задач обучения рассказыванию связывается с общими задачами познавательного развития детей, нравственного и эстетического воспитания, творческого развития личности.

При развитии у детей с ОНР связной речи используются все ее традиционные формы, но важно учитывать специфику речевых возможностей детей. Особая роль в формировании связной речи у детей с ОНР отводится пересказу. При этом совершенствуется структура речи, произношение, усваивается построение отдельных предложений и целого текста. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания.

Большое внимание следует уделять выбору произведений для пересказа. На начальном этапе работы применяются небольшие тексты, в дальнейшем их объем увеличивается по мере возрастания речевых возможностей детей. Рекомендуется использовать тексты с наличием однотипных эпизодов, повторяющихся сюжетных моментов, тексты с четким делением на фрагменты-эпизоды и ясной логической последовательностью событий. Примерами таких произведений могут служить «Синица» Баркова, «Цыпленок» К.И. Чуковского, «Божья коровка» В.Зотова и др. Особое внимание обращается на познавательность содержания, доступность лексического и грамматического материала текста для детей с ОНР.

Мы рекомендуем проводить обучение пересказу на материале каждого произведения на двух занятиях. В общую структуру занятий входит: организационная часть занятий с включением вводных, подготовительных упражнений, чтение произведения, разбор текста (первое занятие); пересказ текста, упражнение на усвоение и закрепление соответствующего языкового материала и анализ детских рассказов (второе занятие).

Цель подготовительных упражнений — организовать внимание детей, подготовить их к восприятию рассказа: отгадывание загадок о персонажах произведения, уточнение значения отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте, демонстрация соответствующих картинок.

Текст прочитывается дважды в медленном темпе. При повторном чтении рекомендуется использовать прием завершения детьми отдельных, незаконченных логопедом предложений. Для этого выбираются предложения, содержащие обозначение вводимых в действие рассказа новых персонажей, тех или иных действий, событий. Это способствует лучшему восприятию текста, направляет внимание на важные смысловые моменты и некоторые языковые особенности произведения.

Разбор содержания произведения проводится в вопросно-ответной форме. Подготовленные логопедом вопросы должны быть направлены на выделение основных моментов сюжетного действия, их последовательности, определение действующих и наиболее значимых деталей повествования. В процессе разбора применяется иллюстративный материал, изображающий персонажей рассказа в статике и динамике, место действия.

Помимо разбора содержания, для детей с ОНР нужно проведение специального лексического разбора текста (также в вопросно-ответной форме, с использованием наглядности). Лексический разбор включает: выделение из текста слов-определений, сравнительных конструкций, служащих для характеристики предметов («Что говорится в сказке о цыпленке, петухе?», «Вспомните, как сказано о нем, какой он?»), а также выделение и воспроизведение в ответах языкового материала, содержащего обозначение последовательных действий персонажей, функции предметов, действий, производимых с ними, т.е. ключевых в смысловом отношении слов. Проведение такого разбора значительно облегчает детям с ОНР последующее составление пересказа. Вторая часть занятия по пересказу начинается с повторного чтения текста с установкой на пересказ, после чего дети приступают к его составлению.

При обучении детей с ОНР пересказу применяются вспомогательные методические приемы, облегчающие составление связного последовательного сообщения, что особенно важно на начальных этапах работы. На первом году обучения они овладевают навыками воспроизведения текста с опорой на иллюстративный материал и помощь логопеда. К числу облегчающих приемов относится выделение основных содержательных звеньев сюжета произведения по ходу составления рассказа (пересказ по образцу логопеда, показ иллюстраций, последовательно отражающих содержание произведения, а в дальнейшем — отдельных иллюстраций с изображением персонажей и существенных деталей). Первоначально дети пересказывают по одному фрагменту текста, в последующем переходят к индивидуальному пересказу нескольких фрагментов и текста в целом, к концу первого года обучения они учатся составлять пересказ по предваряющему плану-схеме.

Опорные вопросы к тексту даются в виде развернутого словесного плана перед началом пересказа. На втором году обучения дети должны овладеть пересказом без опоры на наглядный материал.

Эффективным при обучении пересказу является прием использования детского рисунка. После разбора и пересказывания текста по вопросам логопеда на отдельном занятии детям предлагается выполнить рисунок по выбору, после чего они самостоятельно составляют пересказ фрагмента произведения с учетом своего рисунка.

По мере роста речевых возможностей детей (второй год обучения) при пересказе отдельных произведений, помимо обычного воспроизведения текста, дети овладевают некоторыми доступными приемами его языковой трансформации. Так, при пересказе рассказа «Петя и Дина» детям предлагают вести рассказ от первого лица.

При подготовке к занятиям педагогу нужно тщательно изучить текст для пересказа и четко определить отрабатываемые языковые средства в соответствии с коррекционными задачами периода обучения.

Обучение рассказыванию по картинам занимает важное место в общей коррекционной работе по развитию связной, грамматически правильной речи детей с ОНР.

Методика обучения строится с учетом речевого нарушения и особенностей развития познавательных процессов. Это касается проведения специальной подготовительной работы, отбора и последовательности использования картинного материала, структуры занятий и приемов коррекционной работы.

В целях формирования связной речи старших дошкольников с ОНР рекомендуется проведение следующих видов занятий с картинным материалом.

1. Составление рассказов по сюжетным многофигурным картинам с изображением нескольких групп действующих лиц («Семья», «Зимние развлечения», «Дети покупают куклу»). Такие картины дают возможность составления коротких рассказов первоначально по отдельным фрагментам, что обеспечивает детям последующее составление связного рассказа по всей картине.

2. Составление небольших рассказов-описаний по сюжетным картинкам, в которых на первый план выступает изображение места действия, предметов, событий, определяющих тематику картин («Ранняя осень»).

3. Рассказывание по сериям сюжетных картинок, достаточно подробно изображающих развитие сюжетного действия. Могут быть использованы серии картинок по сюжетам Н.Радлова, картинный материал В.В. Гербовой.

4. Обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картине с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий (по опорным вопросам).

5. Описание пейзажной картины.

Занятия по обучению детей рассказыванию по картинам включают ряд общих элементов. Подготовку детей к восприятию содержания картины (предварительная беседа, чтение произведений по теме), разбор ее содержания; обучение детей составлению рассказа; анализ детских рассказов.

При обучении рассказыванию по картине или ее части также применяются следующие методические приемы, образец рассказа логопеда по данной картине или ее части, направляющие вопросы, предваряющие план рассказа, составление рассказов по фрагментам картины, коллективное сочинение рассказа детьми. Вначале они упражняются в составлении краткого, а затем развернутого рассказа целиком по направляющим вопросам; в дальнейшем переходят к составлению рассказа по подробному плану, предлагаемому логопедом.

Обучение рассказыванию по сериям сюжетных картинок рекомендуется проводить на основе общепринятой методики в следующем варианте. На первом занятии проводится последовательный разбор каждой картинки серии. После этого картинки в нужном порядке размещаются детьми на наборном полотне. По вопросам логопеда определяется общее содержание изображенных событий. Затем дети по очереди составляют высказывания по каждой из последовательных картинок. На втором занятии дети поочередно составляют рассказы по нескольким картинкам и по всей серии в целом.

Коррекционная логопедическая работа по формированию разных сторон речи детей на занятиях включает формирование грамматически правильной речи, развития фразовой речи, обогащение словаря и проводится с учетом особенностей картинного материала в соответствии с задачами каждого периода обучения.

В третьем периоде первого года обучения, по мере возрастания речевых возможностей детей, в систему формирования связной речи включаются задания по составлению небольших рассказов на тему из личного и коллективного опыта. Такие задания целесообразно строить на основе проводимых в детском саду мероприятий — утренников, экскурсий, а также наблюдений во время прогулок, трудовых процессов. Они рассказывают о празднике в детском саду, об интересной игре, о том, как ходили всей группой в музей, о том, что видели на экскурсии. Рассказы составляются с опорой на образец логопеда, по заранее подготовленным модельным схемам. Применяются: коллективная форма составления рассказа, прием его дополнения другими детьми.

Составление рассказов из коллективного опыта может проводиться с использованием фотографий, рисунков самих детей, отражающих события из жизни в детском саду. Обучение данному виду рассказывания проводится как на логопедических занятиях, так и на занятиях воспитателя (по плану логопеда). Составлению рассказов из опыта может предшествовать организация выставок детских рисунков.

Следующий вид связной речи — это обучение описанию предметов. Главная задача описания состоит в создании словесного образца объекта, признаки которого раскрываются в определенной последовательности. Занятия по обучению описанию предметов оказывают разностороннее воздействие на познавательное развитие детей и формирование их речемыслительной деятельности, способствуют активизации зрительного, речеслухового и тактильного восприятия, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе описания дети учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предмета, объединять отдельные высказывания в последовательное связное сообщение.

При обучении детей с ОНР описанию предметов ставятся следующие задачи:

1. Формирование умений выделять существенные признаки и основные части предметов.
2. Развитие обобщенных представлений о построении описания предмета.
3. Овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа.
4. Формирование умений описывать заданный предмет или явление, опираясь на модель-схему.

Такое обучение осуществляется поэтапно и включает в себя основные виды работы:

  • подготовительные упражнения к описанию предмета;

  • формирование первоначальных навыков самостоятельного описания, описание предметов по основным признакам;

  • обучение развернутому описанию предмета;

  • подготовку к обучению сравнительному описанию предметов.

Эффективность работы по развитию связной описательной речи зависит от того, насколько будут соблюдены следующие условия:

а) систематичность проведения;
б) распределение упражнений в порядке нарастающей сложности;
в) подчиненность заданий выбранной цели;
г) чередование и вариативность упражнений.

На первом, подготовительном, этапе — первый период обучения в старшей группе, основное внимание уделяется развитию у детей целенаправленного сенсорного восприятия и элементарного анализа воспринимаемого предмета; формирование установок на использование фразовой речи при ответах на вопросы логопеда, овладение необходимыми лексико-грамматическими средствами.

Работа на этом этапе должна включать упражнения на узнавание предмета по его описанию, сравнение предметов по существенным признакам; упражнение на составление словосочетаний и предложений с опорой на зрительное и тактильное восприятие предмета. Упражнения проводятся с использованием материала ряда лексических тем («Овощи», «Фрукты», «Игрушки», «Одежда» и др.) в соответствии с программой обучения детей старшей возрастной группы.

Узнавание предмета по его описанию можно проводить в игровой форме с использованием игр — лото, игрушек и муляжей предметов, фланелеграфа. Упражнения в отгадывании загадок, включающих стихотворные описания предметов, проводятся на этом этапе с использованием как натуральных предметов и игрушек, так и игровых пособий — лото. После отгадывания загадок дети могут поочередно отвечать на вопросы, связанные с выделением признаков предмета, о котором говорилось в загадке. При проведении упражнений на сравнение предметов важно предварительно уточнить понятия формы, цвета и других отличительных признаков. Вначале дети упражняются в сравнении однотипных предметов, отличающихся каким-либо одним признаком (например, мячи разного цвета, но одинаковой величины), затем сравнивают предметы, относящиеся к одной тематической группе («Овощи», «Фрукты» и т.д.). Дальше можно перейти к сравнению предметов различных групп, но имеющих один-два общих признака (мяч — арбуз — помидор). Такие упражнения способствуют развитию зрительного и слухового восприятия, внимания к понятийной стороне речи и подготавливают детей к самостоятельному описанию предметов.

Последующее обучение должно предусматривать переход от составления детьми (с помощью логопеда) описания простого предмета к более самостоятельным и развернутым высказываниям (описания по вопросам, по плану-схеме).

Для описания по вопросам подбираются предметы и игрушки с ярко выраженными, легко определяемыми признаками (мяч, арбуз, морковь, лимон). Первоначально такие описания могут состоять из 4—5 фраз и включать определение (название) предмета, перечисление его основных внешних признаков (форма, цвет, величина) и некоторых отличительных свойств. Составление описания по вопросам может предваряться образцом, который давал логопед. Например: «Это лимон. Лимон желтого цвета. По форме лимон овальный. На ощупь он твердый. На вкус лимон кислый». Такой образец дает детям обобщенное представление о форме описания и ориентирует их на развернутые фразовые ответы. При затруднениях в составлении ответов можно использовать прием дополнения предложения, начатого логопедом, с последующим повторением ребенком всей фразы.

После проведения серии таких занятий можно переходить к описанию предметов по предваряющему плану. При этом можно последовательно использовать наглядный и речевой материал как ранее пройденных, так и других лексических тем.

Как отдельный вид работы с детьми можно использовать коллективное составление описания одного предмета несколькими детьми («по цепочке»), каждый из которых может давать характеристику предмета по 1—3 признакам.

По мере усвоения навыков описания непосредственно воспринимаемого предмета рекомендуется вводить некоторые новые виды работы. Описание предмета по памяти, собственному рисунку, включение описаний в игровые ситуации.

Прием описания предмета по выполненному рисунку эффективен при обучении детей с ОНР описанию предметов. Ребенку предлагается выполнить рисунок какого-либо предмета или игрушки, а затем дать его описание по вопросному плану. Включение предметно-практических действий в процесс обучения детей описательной речи способствует закреплению представлений об основных свойствах предметов и повышает интерес к самим занятиям. Первоначально этот вид работы проводится на логопедических занятиях, а затем воспитателем по заданию логопеда.

В конце третьего периода первого года рекомендуется начинать подготовительную работу по обучению детей сравнительному описанию двух предметов. Занятия проводятся с применением игрушек, муляжей предметов, предметных тематических картин среднего и крупного формата. В их структуре предусматриваются упражнения:

— дополнение детьми предложений, начатых логопедом, нужным словом, обозначающим признак предмета («У гуся шея длинная, а у утки — ...»);
— выделение контрастных признаков двух предметов (апельсин большой, а мандарин маленький);
— выделение признаков, отличающих предметы какой-либо одной группы (ель и береза).

В основном работа по формированию навыков сравнительного описания осуществляется на втором году обучения.

Обучение творческому рассказыванию играет важнейшую роль в развитии словесно-логического мышления, представляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, способствует активизации знаний и представлений об окружающем.

К основным видам творческого рассказывания относятся рассказ по аналогии, придумывания предложения и завершение рассказа, составление его по нескольким опорным словам и на предложенную тему. Формирование навыков творческого рассказывания у детей с ОНР представляет большие трудности. Они испытывают серьезные затруднения в определении замысла рассказа, последовательном развитии сюжета и его языковой реализации. Такие трудности могут быть обусловлены недостатком знаний и представлений об окружающей действительности.

Все это определяет необходимость проведения систематической работы с детьми с ОНР, направленной на формирование у них навыков рассказывания с элементами творчества.

Обучение детей с ОНР составлению самостоятельных рассказов с элементами творчества в основном на втором году обучения. Однако, начиная с третьего периода первого года обучения, в занятия по пересказу, рассказыванию по картинам рекомендуется включать отдельные доступные им задания творческого характера. На занятиях по обучению составлять рассказ по сюжетным картинкам и сериям картин ребенку предлагается придумать на основе наглядного содержания завязку или продолжение изображенного сюжетного действия.

Примером творческого задания, способствующего развитию воображения и словесного творчества ребенка, является игра-упражнение «Угадай-ка!» с использованием многофигурной картины («Зимние забавы», «Летом в парке» и др.).

Перед детьми ставится задача представить и воспроизвести в речи наглядное содержание одного из фрагментов картины, закрытого экраном. Логопед помогает детям, называет место действия, изображенного на закрытой его части. Дети, ориентируясь на общее ее содержание, делают догадки о возможных персонажах и их действиях, а логопед выбирает правильно угаданные ими близкие к изображенному варианты (персонажи, предметы, моменты действия). Затем экран убирается, и дети составляют по данному фрагменту рассказ-описание.

При обучении рассказыванию по образцу педагога рекомендуется вспомогательный прием совместного составления рассказа по предлагаемой логопедом сюжетной схеме. Например: «В выходной день наша семья (папа, мама, я и брат...) отправились (на дачу, рыбалку, в лес и т.д.). Папа взял с собой..., мама..., а я захватил с собой... Мы ехали на... (в... поезде, машине и др.). Там (где?) очень красиво. Рядом есть... (лес, озеро, река). Мы ходили в... (на..., за...). (Что было дальше?) Домой мы вернулись... Мне очень понравилось на... (в...).

Дети заканчивают предложения. Затем педагог объединяет их высказывания в законченный текст, который применяется как образец для составления ими своих вариантов рассказа.

Для составления рассказов по аналогии могут быть использованы и произведения для пересказа с последующей заменой действующих лиц, деталей повествования, действий отдельных персонажей.
В дальнейшем обучение детей составлению рассказов по аналогии с прослушанным текстом небольшого объема может проводиться без предварительного пересказа. Структура таких занятий включает:

— двукратное чтение и разбор содержания текста;
— конкретные указания по составлению рассказа (изменение времени года, места действия и т.д.);
— рассказы детей с последующим коллективным анализом и оценкой.

Составление продолжения рассказа (окончания) по заданному началу рекомендуется проводить в двух последовательно используемых вариантах: с опорой и без опоры на наглядный материал.

В первом варианте предлагается картина, изображающая кульминационный момент неоконченного рассказа. После разбора ее содержания дважды прочитывается текст начала рассказа. Предлагается несколько вариантов возможного его продолжения в соответствии с данной сюжетной ситуацией.

Для второго варианта задания (окончание рассказа без наглядной опоры) текст неоконченного рассказа после двукратного чтения пересказывается одним-двумя детьми. Затем дается задание придумать окончание рассказа по одному из предложенных вариантов. Для занятий подбираются тексты, позволяющие выбор нескольких вариантов предложения рассказа.

Для составления рассказа по наборам игрушек могут быть следующие темы: «У Вовы день рождения», «Подарок для Деда Мороза» и др. На составление рассказов желательно отводить два занятия, в структуру которых входит:

1) отгадывание загадок о персонажах и предметах будущего рассказа;
2) характеристика персонажей;
3) описание предметов-атрибутов;
4) определение темы рассказа;
5) образец рассказа или его начала, предлагаемый логопедом;
6) составление детьми рассказов с использованием данного плана;
7) анализ детских рассказов.

Систематическое и последовательное проведение работы по обучению детей рассказыванию позволит преодолеть недостатки в развитии их речи и подготовить таких детей к обучению в школе.

1-й год обучения

Сентябрь

Занятие 1.

Тема «Игрушки».

Вид занятия. Пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию.

План-вопрос. Кто вошел в группу? Что взял Коля? Что взяла Катя? Что делал с машинкой Коля? Что делала с куклой Катя?

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

«Заводные зайчики»: зайчик шевелит ушками, зайчик чешет ушки, зайчик ходит на ушках.

Динамическая пауза.

Принесли нам всем игрушки.
Кто захочет, тот возьмет.
Вот вам кукла с лентой яркой,
Конь, волчок и самолет.

На эти слова дети идут по кругу.
Один ребенок стоит в центре круга,
он выбирает одну из названных игрушек.
Дети играют, изображая ее.

КОНЬ

Скачет конь мой цок-цок-цок,
Слышен цокот быстрых ног.

ВОЛЧОК

Покружился наш волчок,
Устал, улегся на бочок.

 

Скачут по кругу, «как лошадки».

 

Кружатся, приседают.

САМОЛЕТ

Самолет летит, гудит,
Летчик смелый в нем сидит.

 

Руки в стороны. Летают, как самолеты.
Встают на пол, на одно колено, руки в стороны.

Материал: Машинка, кукла, самолет, волчок, лошадка.

Примечание: Дети готовятся заранее.

Занятие 2.

Тема «Наше тело».

Вид занятия. Составление рассказа по демонстрируемому действию.

План-вопрос. Что делали дети? (Зарядку, гимнастику.) Что сделали сначала? А потом? А что было после приседаний?

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

«Маланья». У Маланьи, у старушки жили в маленькой избушке 7 сыновей, все без бровей. Вот с такими носами. Вот с такими усами. Вот с такими ушами. Вот с такой головой. Вот с такой бородой. Они не пили и не ели, на Маланью все глядели.

Динамическая пауза.

Вариант 1

Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик тот достать.
Надо на носочки встать.

Вариант 2

Ручками похлопали,
Ножками потопали,
Глазками помигали,
Вокруг себя попрыгали.

 

Дети поднимают руки вверх.
Выполняют наклоны вперед.
Разводят руки в стороны.
Качают головой.
Встают на носочки.
Поднимают руки вверх.

 

Дети выполняют движения, соответствующие тексту.

Материал: Пиктограммы.

Октябрь

Занятие 1.

Тема «Семья».

Вид занятия. Пересказ сказки «Репка» (с использованием фланелеграфа).

План-вопрос. Как называется сказка? Кто посадил репку? Какой выросла репка? Что стал делать дед? Кого позвал на помощь? Можно ли сказать, что мышка самая сильная?

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

«Семья». Этот пальчик — дедушка. Этот пальчик — бабушка. Этот пальчик — папочка. Этот пальчик — мамочка. Этот пальчик — я. Вот и вся моя семья (разгибание пальчиков из кулака).

Динамическая пауза.

Мы белье прополоскали
И ни капли не устали.
Будем снова полоскать,
Будем маме помогать.

Движения в соответствии с текстом.

Материал: Фланелеграф, герои сказки.

Занятие 2.

Тема «Овощи».

Вид занятия. Описательный рассказ (с опорой на линейную схему).

План-вопрос. Что это? Какого цвета? Какой формы? Какой величины? Как собирают? Как употребляют в пищу?

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

«Солим капусту». Мы капусту рубим, мы капусту жмем. Мы капусту солим, мы капусту мнем.

Динамическая пауза.

Хоровод. Песня «Урожайная»

Мы корзиночки несем,
Хором песенку поем.
Урожай собирай
И на зиму запасай.

Мы — ребята-молодцы,
Собираем огурцы,
И фасоль, и горох,
Урожай у нас не плох.

Ты пузатый кабачок,
Отлежал себе бочок.
Не ленись, не зевай,
А в корзинку полезай.

Едем, едем мы домой
На машине грузовой.
Ворота открывай,
Едет с поля урожай.

Материал: Овощи, линейная схема.

Занятие 3.

Тема «Осень».

Вид занятия. Составление рассказа с опорой на картинки.

План-вопрос. Какое время года наступило? Какое осенью небо? Как светит солнце? Какие идут дожди? Что появилось на дорогах? Что происходит с листьями деревьев? Куда улетают птицы?

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

«Дерево, куст, трава». («Дерево» — локти стоят на столе, пальцы разведены. «Куст» — на столе стоят кисти рук, пальцы направлены вверх, разведены в стороны. «Трава» — на столе находятся только пальцы, направленные вверх.)

Динамическая пауза.

Маленькие листики тихо сидят,
Глазки закрыли, крепко спят.
Вдруг веселый ветер с шумом прилетел,
И каждый листочек гулять захотел.
Ветер дуть перестал,
К земле листики прижал.

Дети сидят, присевши, глаза закрыты.

Кружатся по комнате.

Снова присели.

Материал: Картинки — «осеннее небо», «солнце», «дождь», «лужи», «листопад», «летящая стая птиц».

Занятие 4.

Тема «Фрукты».

Вид занятия. Составление загадки о фрукте.

План-вопрос. Образец загадки о фрукте. Это фрукт. Он желтый, длинный. На вкус сладкий, кожура гладкая. Его любят и люди, и обезьяны.

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

«ЕЖИК»

Ходит еж в саду по травке.
Натыкает на булавки: грушу, сливу,
Всякий плод, что под деревом найдет.
И с подарочком богатым
Возвращается к ребятам.

Динамическая пауза (проводится в форме подвижной игры).

Мы делили апельсин:
Много нас, а он один.
Эта долька для ежа,
Эта долька для чижа,
Эта долька для котят,
Эта долька для утят,
Эта долька для бобра,
А для волка — кожура.
Он сердит на нас — беда,
Разбегайтесь кто куда!

Материал: Фрукты, муляжи фруктов.

Ноябрь

Занятие 1.

Тема «Одежда».

Вид занятия. Составление рассказа по сюжетной картине «Не замерзни, Лидочка».

План-вопрос. Кто собрался гулять? Кто одевает девочку? Что уже надето на Лидочку? Как вы думаете, на улице тепло или холодно?

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Дети изображают надевание перчаток: гладят каждый пальчик от ногтя до основания.

Динамическая пауза.

Игра-эстафета «Чья команда быстрее оденет куклу?».

Дети делятся на две команды. Каждый член команды надевает какой-то один вид одежды на свою куклу.

Материал: Картина «Не замерзни, Лидочка», куклы, кукольная одежда.

Занятие 2.

Тема «Обувь».

Вид занятия. Пересказ рассказа с использованием сюжетной картинки «Мальчик переобувается».

План-вопрос. Кто это? Куда собирается? Что делает? Почему надевает сегодня резиновые сапоги?

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Шнуровка ботинок «Деревянный башмачок».

Вариант 2.

Посчитаем в первый раз,
Сколько обуви у нас:
Туфли, тапочки, сапожки
Для Наташи и Сережки,
Да еще ботинки
Для нашего Валентинки,
А вот эти валенки
Для малышки Галеньки,
И сандальки для Артема,
А кроссовки носит Рома,
Босоножки носит Поля,
Шлепанцы надела Оля
И пинеточки на ножки
Малышу Алешке.

Хоровод

«Посмотрите Машеньке на ножки,
Хороши у Машеньки сапожки.
Каблучок мой, топай смелее,
Да пускайся в пляс веселее».




Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Топают одной ногой, кружатся.

Динамическая пауза.

Материал: Сюжетная картина «Мальчик переобувается».

Занятие 3.

Тема «Дикие животные».

Вид занятия. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Ежик».

План-вопрос. Куда пришли дети? Кого они увидели в лесу? Куда дети принесли ежа? Чем они его напоили?

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

«Ежик» идет по дорожке, у него озябли ножки (пальцы скрещены, смотрят вверх, большие соединены между собой).

«ТРИ МЕДВЕДЯ»

Три медведя шли домой,
Папа был большой-большой,
Мама чуть поменьше ростом,
А сынок — малютка просто.
Очень маленьким он был,
С погремушками ходил.

 

Дети идут по кругу,
руки вверх.
Затем руки на уровне груди.
Затем присели,
покачиваются в присядке,
звенят погремушками.

Динамическая пауза.

Материал: Серия сюжетных картин «Ежик».

Занятие 4.

Тема «Посуда».

Вид занятия. Составление рассказа по серии сюжетных картин «Чайник разбился».

План-вопрос. Что делал мальчик? Что стояло на столе? Что случилось? Что скажет мама, когда придет домой?

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Изображение посуды детьми.

Самовар — руки в бок;
Кастрюля — руки к плечам;
Чайник — одна рука в бок, другая поднята под углом;
Ложка — руки соединены вверху над головой.
Бочонок — пальцы сжаты в неплотные кулаки.

 

Дети ходят по группе, по сигналу логопеда
изображают, стоя на месте, посуду.

Динамическая пауза.

Материал: Серия сюжетных картин «Чайник разбился».

Декабрь

Занятие 1.

Тема «Продукты питания».

Вид занятия. Пересказ рассказа «Кот Васька» с опорой на предметные картинки.

План-вопрос. Кого поймали мальчики? Куда они отнесли сома? Что сделал кот?

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Упражнение «Мышки-шалунишки».

Пять маленьких мышек забрались в кладовку. В бочонках и банках орудуют ловко. На сыр забирается первая мышка, в сметану ныряет вторая малышка. А третья с тарелки все масло слизала. Четвертая в миску с крупой угодила, а пятая мышка медком угощается. И тут неожиданно кот просыпается. «Бежим!» — пропищала подружка-малышка, и спрятались в норку проказницы-мышки.

В магазин мы все ходили
И продукты там купили:
Хлеба, мяса, молока,
Масло, рыбы, творога.
Все к обеду принесли,
Чуть до дома донесли.

Дети идут по кругу,
Взмах руками влево,
вправо, прямо.
Затем широко разводят руки,
приседают.

Динамическая пауза.

Материал: Предметные картинки.

Занятие 2.

Тема «Зима».

Вид занятия. Составление рассказа по сюжетной картине «Саша и снеговик». Придумывание конца рассказа.

План-вопрос. С чего начинают лепить снеговика? Что они сделали потом? Куда поставили самый маленький комок? Из чего сделаны глаза, нос? Что надели снеговику на голову?

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Вариант 1

Как на горке снег, снег.
И над горкой снег, снег.
И на елке снег, снег.
И под елкой снег, снег.
И под елкой спит медведь.
Тихо, тихо, не шуметь.

Вариант 2

Мы замерзли с вами? Да-да-да.
Мы стучим зубами? Да-да-да.
Мы топаем ногами? Да-да-да.

 

Дети идут по кругу.
Поднимают руки вверх.
Показывают ветки елки.
Приседают, изображают медведя.
Грозят пальцем.

 

Можно изменить ритм: да — да-да или
да-да — да.

«Снежинки» (ладони-«тучки» над столом, каждым пальцем касаемся крышки стола).

Динамическая пауза.

Материал: Сюжетная картина «Саша и снеговик».

Занятие 3.

Тема «Новый год».

Вид занятия. Пересказ рассказа «Новый год» с использованием фланелеграфа.

План-вопрос. Как бывает в лесу зимой? Кто спешит к зверятам на новогодний праздник? Где остановился Дед Мороз? Какие звери выбегали на полянку? Что Дед Мороз привез зверятам? Любят ли звери Новый год?

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Были бы у елочки ножки (указательный и средний пальцы на столе).
Побежала бы она по дорожке (пальцы двигаются вперед).
Заплясала бы она вместе с нами (пальцы двигаются налево, направо).
Застучала бы она каблучками (пальцы ходят на месте).

Динамическая пауза.

Хоровод «Маленькой елочке холодно зимой».

Материал: Фигурки для фланелеграфа (зимний лес, Дед Мороз на тройке лошадей, елка, зверята: заяц, мишка, белочка, лисичка; подарки, морковка, бочонок меда, орешки, рыба).

Январь

Занятие 1.

Тема «Птицы зимой».

Вид занятия. Пересказ рассказа Баркова «Синица».

План-вопрос. Кого легко узнать по желтой грудке и черному галстуку? Какая у синицы грудка? Что есть на грудке? Какие щечки? Какая у синички шапочка? Легко ли синичке зимой? Как помочь синичке?

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Птички прилетели («птички»).
На деревья сели («деревья»).
Поклевали, поклевали (клюют)
И снова полетели.

Синичка, синичка, мудрая головушка.
Левый бок, правый бок.
Прыг-скок, прыг-скок,
Синичка умелая, ходит все по делу.

Вращение головой.
Наклоны влево, вправо.
Прыжки.
Ходьба на месте.

«Птица» — перекрестить кисти рук, большие пальцы соединить, ладони имитируют взмахи крыльев.

Динамическая пауза.

Занятие 2.

Тема «Транспорт».

Вид занятия. Составление рассказа по серии сюжетных картин «Паша и мишка».

Вариант 2.

Составление пересказа по набору игрушек, расположенных в определенной последовательности (вводная беседа логопеда).

План-вопрос. Кто это? Что принесли дедушка с бабушкой внуку? Почему дедушка с бабушкой дарят Паше подарок? Что есть у Паши? Как играет мальчик с мишкой?

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Упражнение «Лодка с веслами». Ла-ла-ла (2 р.).

Лодка весело плыла. Ло-ло-ло (2 р.). Поднимаем мы весло. (Положить ладонь правой руки на тыльную сторону левой ладони так, чтобы большие пальцы смотрели в стороны.)

Вариант 1

«ПОЕЗД»

Мимо речек и полей
Мчится поезд все быстрей.
Ничего, что путь далек,
Мы приедем точно в срок.

 

 

Дети встают, держась друг за друга, и изображают поезд.

Вариант 2

Подвижная игра «Воробушки и автомобиль».

Дети-«воробушки» сидят в гнездышках.
Ребенок-«автомобиль» с рулем в руках
стоит на противоположной стороне.
Воробушки летают, на сигнал «автомобиль»
оробушки быстро возвращаются в свои гнезда.

Вариант 3

«ЛЕТЧИКИ»

Вот мотор включился,
Пропеллер закружился: ж-ж-ж.
К облакам поднялись,
И шасси убрались.
Вот лес — мы тут,
Приготовим парашют.
Толчок, прыжок, летим, дружок.
Парашюты все раскрылись,
Дети мягко приземлились.

 

 

Дети выполняют вращательные движения руками.
Поочередное поднятие колен.
Покачивание руками,
разведенными в стороны.
Прыжок вверх, руки в стороны.
Приседания, руки в стороны.

Динамическая пауза.

Материал: Серия сюжетных картин «Паша и мишка». 2-й вариант — игрушки: автобус, троллейбус, такси.

Занятие 3.

Тема «Домашние птицы».

Вид занятия. Пересказ рассказа К.И. Чуковского «Цыпленок».

План-вопрос. Кто это? Каким был цыпленок? Кто любил цыпленка? Чем его кормила мама? Кто взлетел на забор? Что кричал петух? Что произошло с цыпленком, когда он стал хвалиться? Кто спас цыпленка?

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

1. Петушок-петушок,
покажи свой кожушок.
Кожушок горит огнем,
Сколько перышек на нем?

Вариант 1

Ах! Красавец, петушок!
На макушке гребешок,
А под клювом-то бородка,
Очень гордая походка:
Лапы кверху поднимает,
Важно головой кивает.
Раньше всех петух встает,
Громко на заре поет:
«Ку-ка-ре-ку! Хватит спать!
Всем пора давно вставать!»

 

Действия по тексту.

Вариант 2

«Танец утят» (под грамзапись)

 

Вариант 3

Ха-ха-ха, ха-ха-ха!
Есть у нас два петуха.
Ах-ах-ах, ах-ах-ах!
Вот один поет в кустах.
Ух-ух-ух, ух-ух-ух!
К нему бежит второй петух.
Хо-хо-хо, хо-хо-хо!
Будет дело плохо.
Ух-ух-ух, ух-ух-ух!
Полетит от Петек пух.
Ха-ха-ха, ха-ха-ха!
Без хвостов два петуха!

 

Хлопки в ладоши.
Указательный и средний пальчики правой руки подняты вверх.

Хлопки в ладоши.
Указательный пальчик левой руки поднят вверх.
Бег на месте.





Развести руки в стороны.

Вариант 4

Ха-ха-ха, ха-ха-ха!
Есть у нас два петуха.
Хи-хи-хи, хи-хи-хи!
В поле пели петухи.
Хи-хи-хи! Подралися петухи.
Ха-ха-ха! Без хвостов два петуха!

 

Хлопки в ладоши.

Взмахи ладонями.
Хлопки в ладоши.

Посмотреть друг на друга.

2. Упражнения «Петушок», «Курица».

Динамическая пауза.

Материал: фланелеграф, фигурки персонажей рассказа К.И. Чуковского «Цыпленок».

Февраль

Занятие 1.

Тема «Профессии людей».

Вид занятия. Составление рассказа по сюжетной картине «В поликлинике».

План-вопрос. Где это происходит? Кто пришел в поликлинику? Что делает врач? Что делает медсестра? Что будет потом?

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

1. Упражнение «Продавец».

2. Пекарь, пекарь, из муки испеки нам колобки, да сушки — Ванюшке, да баранки — Танюшке, да бублики — Гришке, да крендель — Маришке.

Динамическая пауза.

Игра «Кто быстрее соберет аптечку?»

На двух столах лежат различные предметы, среди них игрушечные медикаменты, на столах, стоящих напротив, пустые аптечки. Дети делятся на 2 команды. Каждый по очереди кладет в аптечку по одному предмету.

Материал: Сюжетная картина «В поликлинике».

Занятие 2.

Тема «Мебель».

Вид занятия. Составление загадок.

План-вопрос. Образец загадки: «У этой мебели есть крышка, четыре ножки. За ним обедают. Что это?»

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Упражнения:

Я подхожу к стулу, я кладу руки на стол, я убираю руки со стола, я обхожу стул, я сажусь на стул, я встаю со стула, я обхожу стул, я кладу руки на стул, я убираю руки со стула, я отхожу от стула.

Дети производят действия по словам логопеда.

«Стол». Правая ладонь сжата в кулак, левая плотно прижата сверху.

«Стул». Ладонь сжата в кулак, другая прижата вертикально.

Динамическая пауза.

Материал: Кукольная мебель, ширма.

Занятие 3.

Тема «Домашние животные».

Вид занятия. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Кот».

План-вопрос. Что было в бидоне? Что сделал кот? Что случилось с молоком? Что было потом?

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

1. Вышла кошечка гулять, хвостиком виляет, а навстречу из ворот две собачки лают.

2. Этот теленок пьет молоко. Этот теленок ушел далеко. Этот теленок травку жует. Этот теленок копытцами бьет. Этот теленок мычит: «Почему все разошлись? Скучно мне одному!» (разгибание пальцев из кулака).

Вариант 1

Вот идет черный кот,
Притаился: мышку ждет.
Мышка норку обойдет
И к коту не попадет.

Проводится в форме подвижной игры.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru