Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №14/2007

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Продолжение. Начало см. в № 13/2007

Любимые игры минувших времен

Из воспоминаний старой воспитательницы

Воспоминания старых воспитателей — тех, что прошли «школу» дворовых сообществ и коллективных игр, — сегодня напоминают рассказы, записанные учеными-собирателями в этнографических экспедициях. Уже кажется, что это было давно — во время войны, сразу после войны, через десять лет после войны.
То, чем жили тогдашние дети, сильно отличается от того, с чем мы сталкиваемся в жизни сегодняшней.
Но точно так же, как фольклорные тексты и ритуалы, которые мы для себя вдруг «открываем», освежают современную педагогику и неожиданно дают ей новый толчок к развитию, — точно такую же роль могут сыграть в нашей жизни игры, о которых остались только воспоминания. Дело за малым — научиться в них играть.

Вышибалы

Еще мы с детьми играли в вышибалы. Это тоже игра моего детства. Мы ее очень любили. В нее играли и мои собственные дети. И сейчас еще можно увидеть, как в нее играют. В отличие от камушков и веревки, она не исчезает и передается из поколения в поколение. Игра-долгожительница. Почему так — не знаю. Правда, мои дети говорили, что сейчас есть какие-то разные варианты игры.

Я с детьми в детском саду играла так, как мы в свое время играли во дворе.

Делились на две команды и бросали жребий. Одной команде выпадал жребий быть в кругу, другой — выбивать. Площадку для бега ограничивали с четырех сторон. Ее длина была такой, чтобы ребенок средних физических возможностей мог добросить мяч до противоположной линии или почти добросить. А ширина площадки определялась количеством игроков, вставших в ряд, к которым прибавлялось два воображаемых игрока — на запас.

Затем игроки вышибающей команды выстраивались по обе линии узкой стороны прямоугольника, а игроки другой команды — «в кругу».

Вышибающие не имели права заступать за линии и бить сбоку. Те, кого вышибали, тоже не могли выбегать за площадку. Если они увертывались от мяча, нарушая границы, то считались выбитыми. Можно было ловить «свечи» — мяч, летящий по воздуху: «свеча» могла спасти выбитого игрока по выбору поймавшего «свечу», или можно было оставлять «свечи» для выручалы. Но мяч, пойманный от земли, был «горячим» и тоже означал, что игрок вылетает.

Вышибать всегда скучнее, чем бегать в кругу. Но только в том случае, если каждый игрок вышибающей команды думает только о том, чтобы самому схватить мяч. Тогда игра будет вялой, многие дети будут стоять без дела и быстро потеряют интерес к игре. Поэтому очень важно научить детей именно вышибать. Я обучала их некоторым хитростям.

Например: чем больше устают игроки бегающей команды, тем медленнее становится их реакция, тем хуже они увертываются от мяча. Значит, нужно их «загонять» — заставить бегать туда-сюда в напряженном темпе, почти без передышки. Передышку же они получают, если вышибающие теряют мяч, если он улетает далеко за пределы поля и за ним нужно куда-то бежать.

Поэтому для вышибающих важно не только кинуть мяч как можно сильнее, но и рассчитать свой удар так, чтобы мяч удобно было схватить игрокам на противоположной линии. Хватает мяч тот, ближе к кому он летит. И вначале неважно, меткий игрок его бросит или нет. Вначале важно, чтобы мяч летал через площадку быстро. Главное при этом — не давать «свечи», то есть бить ударом о землю или низко. А вот потом, когда бегающая команда устанет и это станет заметно, мяч нужно быстро передавать самому меткому и сильному игроку выбивающей команды. Особенно важно это во время «выручал» — когда последний оставшийся в кругу игрок должен продержаться десять ударов. Продержится — завоюет для своей команды право снова бегать в кругу. Поэтому для вышибающих это не время развлекаться. Время работать «на поражение выручалы». Поэтому ловят мяч все, а кидают самые меткие. Это правило нужно усвоить.

Но в конце концов определенных умений и сноровки достигали все дети, которые регулярно играли в эту игру.

Пионербол

Но была одна игра, которую я осваивала вместе с детьми, потому что моему поколению она была неизвестна, — пионербол. Эту игру, видимо, придумали где-нибудь в конце шестидесятых — начале семидесятых. Теперь, конечно, название «пионербол» странно звучит, а раньше все были пионерами, и название игры быстро стало привычным. И «подсмотрели» мы ее в пионерском лагере.

Это было летом, когда мои воспитанники перешли в подготовительную группу, и детский сад выехал на дачу. Территория нашего детского сада и пионерский лагерь принадлежали общему детскому городку завода «Красный пролетарий». Иногда мы с детьми ходили в лагерь на экскурсию — посмотреть линейку, скульптуры на аллеях. Однажды увидели, как пионеры младших отрядов играют в мяч через сетку в игру, напоминающую волейбол: только мяч надо было не отбивать, а ловить и кидать на площадку противника. Это и был пионербол. Я подумала: мои дети ловят мяч хорошо. Попробую-ка с ними через сетку поиграть.

Мы устроили на участке специальную площадку. Маленькую. Такой длины, чтобы обычный ребенок мог докинуть мяч с задней линии одной стороны площадки до середины другой. А сетку натянули на такой высоте, чтобы ребенок среднего роста мог кончиками пальцев дотянуться до ее верхнего края. И стали учиться играть. Несколько прогулок посвятили тому, что учились просто перебрасывать мяч через сетку и ловить. Затем учились кидать с задней линии — подавать. Наконец я объяснила детям, что игроки на площадке занимают определенные позиции и меняют их после каждого падения мяча на своей стороне или в результате неудачной подачи. После этого можно было приступить собственно к игре.

В отличие от той же «Школы мяча», где каждый за себя, пионербол — командная игра. Поэтому нужно было обязательно объяснить детям: важно не просто ловить мяч и перебрасывать его обратно через сетку. Важно играть в союзе с другими игроками собственной команды — пасоваться: тот, кто стоит дальше, должен кинуть мяч тому, кто ближе к сетке. Чем больше пасов, чем быстрее игроки передают друг другу мяч, тем более неожиданным оказывается удар для противников. У нас даже были специальные разминочные пасовки: делимся на команды, встаем на позиции, и по свистку игроки каждой команды начинают перебрасывать мяч друг другу — по кругу, через одного, через центрального игрока.

После такой «учебы» наши игры стали динамичными. За ними даже со стороны было интересно наблюдать. Особенно оживлялись состязания, если в командах появлялись «сильные» игроки — из приходящих пионеров, которые были братьями или сестрами моих воспитанников. Они хорошо ловили мяч, умели создавать опасные ситуации и придавали играм особое спортивное напряжение. О том, что команды лучше создавать из детей разных возрастов, я знала еще со времени первых лет своей работы. Пятилеткам и шестилеткам идет на пользу, если в команде с ними оказывается школьник — как лидер, как живой пример успешной игры. Иногда и я играла за какую-нибудь команду, но только в том случае, если за вторую сражались двое ловких школьников или другой взрослый. Правда, тут было очень важно сделать так, чтобы ведущие игроки не перетягивали всю игру на себя: мол, маленькие плохо кидают мяч, так пусть себе и стоят без дела. Маленьких непременно нужно было задействовать. А младшие, наоборот, должны были учитывать возможности ведущих, быстро и вовремя перебрасывать им мяч.

Все это нужно было постоянно обсуждать, объяснять, демонстрировать на примерах. В результате пионербол стал для нас любимым занятием.

Мы «воспитали» судей, которые устраивались на особом судейском месте при площадке со своими свистками. У нас появились болельщики — те дети, которые ждали своей очереди играть или просто получали удовольствие от зрелища спортивных страстей. Мы даже провели товарищескую встречу с командой самого младшего лагерного отряда. Разбили ее в пух и прах. Удивительного тут ничего не было. Мои дети постоянно тренировались, умели действовать согласованно и были настроены на серьезное состязание. А те думали, что разобьют «малявок» без напряжения. Что это просто смешно — играть с детским садом. Вот и получили по заслугам.

В общем, здорово играли.

Сейчас, вспоминая прошедшее, свою работу, я думаю: это были самые лучшие минуты — те минуты, когда я играла с детьми.

Будь моя воля, я бы молодых воспитателей, прежде чем они в детский сад попадут, учила бы разным играм. Таким вот зажигательным, как в моем детстве были. Пусть бы они попрыгали через веревочку, мяч покидали у стенки — чтобы было потом, чем с детьми поделиться.

Хотя, может, у них тоже есть что-то в запасе, про что мы не знаем. Не видим. Ведь не может быть, чтобы не было.

Рассказала Маргарита АВСТРИЯНИК
(год рождения 1933-й).
Записала Марина АРОМШТАМ

 

Рейтинг@Mail.ru