Продолжение. Начало см.
в № 13/2007
Любимые игры минувших времен
Из воспоминаний старой
воспитательницы
Воспоминания старых воспитателей — тех, что
прошли «школу» дворовых сообществ и
коллективных игр, — сегодня напоминают рассказы,
записанные учеными-собирателями в
этнографических экспедициях. Уже кажется, что
это было давно — во время войны, сразу после
войны, через десять лет после войны.
То, чем жили тогдашние дети, сильно отличается от
того, с чем мы сталкиваемся в жизни сегодняшней.
Но точно так же, как фольклорные тексты и ритуалы,
которые мы для себя вдруг «открываем», освежают
современную педагогику и неожиданно дают ей
новый толчок к развитию, — точно такую же роль
могут сыграть в нашей жизни игры, о которых
остались только воспоминания. Дело за малым —
научиться в них играть.
Вышибалы
Еще мы с детьми играли в вышибалы. Это
тоже игра моего детства. Мы ее очень любили. В нее
играли и мои собственные дети. И сейчас еще можно
увидеть, как в нее играют. В отличие от камушков и
веревки, она не исчезает и передается из
поколения в поколение. Игра-долгожительница.
Почему так — не знаю. Правда, мои дети говорили,
что сейчас есть какие-то разные варианты игры.
Я с детьми в детском саду играла так,
как мы в свое время играли во дворе.
Делились на две команды и бросали
жребий. Одной команде выпадал жребий быть в
кругу, другой — выбивать. Площадку для бега
ограничивали с четырех сторон. Ее длина была
такой, чтобы ребенок средних физических
возможностей мог добросить мяч до
противоположной линии или почти добросить. А
ширина площадки определялась количеством
игроков, вставших в ряд, к которым прибавлялось
два воображаемых игрока — на запас.
Затем игроки вышибающей команды
выстраивались по обе линии узкой стороны
прямоугольника, а игроки другой команды — «в
кругу».
Вышибающие не имели права заступать за
линии и бить сбоку. Те, кого вышибали, тоже не
могли выбегать за площадку. Если они
увертывались от мяча, нарушая границы, то
считались выбитыми. Можно было ловить «свечи» —
мяч, летящий по воздуху: «свеча» могла спасти
выбитого игрока по выбору поймавшего «свечу»,
или можно было оставлять «свечи» для выручалы. Но
мяч, пойманный от земли, был «горячим» и тоже
означал, что игрок вылетает.
Вышибать всегда скучнее, чем бегать в
кругу. Но только в том случае, если каждый игрок
вышибающей команды думает только о том, чтобы
самому схватить мяч. Тогда игра будет вялой,
многие дети будут стоять без дела и быстро
потеряют интерес к игре. Поэтому очень важно
научить детей именно вышибать. Я обучала их
некоторым хитростям.
Например: чем больше устают игроки
бегающей команды, тем медленнее становится их
реакция, тем хуже они увертываются от мяча.
Значит, нужно их «загонять» — заставить бегать
туда-сюда в напряженном темпе, почти без
передышки. Передышку же они получают, если
вышибающие теряют мяч, если он улетает далеко за
пределы поля и за ним нужно куда-то бежать.
Поэтому для вышибающих важно не только
кинуть мяч как можно сильнее, но и рассчитать
свой удар так, чтобы мяч удобно было схватить
игрокам на противоположной линии. Хватает мяч
тот, ближе к кому он летит. И вначале неважно,
меткий игрок его бросит или нет. Вначале важно,
чтобы мяч летал через площадку быстро. Главное
при этом — не давать «свечи», то есть бить ударом
о землю или низко. А вот потом, когда бегающая
команда устанет и это станет заметно, мяч нужно
быстро передавать самому меткому и сильному
игроку выбивающей команды. Особенно важно это во
время «выручал» — когда последний оставшийся в
кругу игрок должен продержаться десять ударов.
Продержится — завоюет для своей команды право
снова бегать в кругу. Поэтому для вышибающих это
не время развлекаться. Время работать «на
поражение выручалы». Поэтому ловят мяч все, а
кидают самые меткие. Это правило нужно усвоить.
Но в конце концов определенных умений
и сноровки достигали все дети, которые регулярно
играли в эту игру.
Пионербол
Но была одна игра, которую я осваивала
вместе с детьми, потому что моему поколению она
была неизвестна, — пионербол. Эту игру, видимо,
придумали где-нибудь в конце шестидесятых —
начале семидесятых. Теперь, конечно, название
«пионербол» странно звучит, а раньше все были
пионерами, и название игры быстро стало
привычным. И «подсмотрели» мы ее в пионерском
лагере.
Это было летом, когда мои воспитанники
перешли в подготовительную группу, и детский сад
выехал на дачу. Территория нашего детского сада и
пионерский лагерь принадлежали общему детскому
городку завода «Красный пролетарий». Иногда мы с
детьми ходили в лагерь на экскурсию — посмотреть
линейку, скульптуры на аллеях. Однажды увидели,
как пионеры младших отрядов играют в мяч через
сетку в игру, напоминающую волейбол: только мяч
надо было не отбивать, а ловить и кидать на
площадку противника. Это и был пионербол. Я
подумала: мои дети ловят мяч хорошо. Попробую-ка с
ними через сетку поиграть.
Мы устроили на участке специальную
площадку. Маленькую. Такой длины, чтобы обычный
ребенок мог докинуть мяч с задней линии одной
стороны площадки до середины другой. А сетку
натянули на такой высоте, чтобы ребенок среднего
роста мог кончиками пальцев дотянуться до ее
верхнего края. И стали учиться играть. Несколько
прогулок посвятили тому, что учились просто
перебрасывать мяч через сетку и ловить. Затем
учились кидать с задней линии — подавать.
Наконец я объяснила детям, что игроки на площадке
занимают определенные позиции и меняют их после
каждого падения мяча на своей стороне или в
результате неудачной подачи. После этого можно
было приступить собственно к игре.
В отличие от той же «Школы мяча», где
каждый за себя, пионербол — командная игра.
Поэтому нужно было обязательно объяснить детям:
важно не просто ловить мяч и перебрасывать его
обратно через сетку. Важно играть в союзе с
другими игроками собственной команды —
пасоваться: тот, кто стоит дальше, должен кинуть
мяч тому, кто ближе к сетке. Чем больше пасов, чем
быстрее игроки передают друг другу мяч, тем более
неожиданным оказывается удар для противников. У
нас даже были специальные разминочные пасовки:
делимся на команды, встаем на позиции, и по
свистку игроки каждой команды начинают
перебрасывать мяч друг другу — по кругу, через
одного, через центрального игрока.
После такой «учебы» наши игры стали
динамичными. За ними даже со стороны было
интересно наблюдать. Особенно оживлялись
состязания, если в командах появлялись «сильные»
игроки — из приходящих пионеров, которые были
братьями или сестрами моих воспитанников. Они
хорошо ловили мяч, умели создавать опасные
ситуации и придавали играм особое спортивное
напряжение. О том, что команды лучше создавать из
детей разных возрастов, я знала еще со времени
первых лет своей работы. Пятилеткам и
шестилеткам идет на пользу, если в команде с ними
оказывается школьник — как лидер, как живой
пример успешной игры. Иногда и я играла за
какую-нибудь команду, но только в том случае, если
за вторую сражались двое ловких школьников или
другой взрослый. Правда, тут было очень важно
сделать так, чтобы ведущие игроки не
перетягивали всю игру на себя: мол, маленькие
плохо кидают мяч, так пусть себе и стоят без дела.
Маленьких непременно нужно было задействовать. А
младшие, наоборот, должны были учитывать
возможности ведущих, быстро и вовремя
перебрасывать им мяч.
Все это нужно было постоянно
обсуждать, объяснять, демонстрировать на
примерах. В результате пионербол стал для нас
любимым занятием.
Мы «воспитали» судей, которые
устраивались на особом судейском месте при
площадке со своими свистками. У нас появились
болельщики — те дети, которые ждали своей
очереди играть или просто получали удовольствие
от зрелища спортивных страстей. Мы даже провели
товарищескую встречу с командой самого младшего
лагерного отряда. Разбили ее в пух и прах.
Удивительного тут ничего не было. Мои дети
постоянно тренировались, умели действовать
согласованно и были настроены на серьезное
состязание. А те думали, что разобьют «малявок»
без напряжения. Что это просто смешно — играть с
детским садом. Вот и получили по заслугам.
В общем, здорово играли.
Сейчас, вспоминая прошедшее, свою
работу, я думаю: это были самые лучшие минуты — те
минуты, когда я играла с детьми.
Будь моя воля, я бы молодых
воспитателей, прежде чем они в детский сад
попадут, учила бы разным играм. Таким вот
зажигательным, как в моем детстве были. Пусть бы
они попрыгали через веревочку, мяч покидали у
стенки — чтобы было потом, чем с детьми
поделиться.
Хотя, может, у них тоже есть что-то в
запасе, про что мы не знаем. Не видим. Ведь не
может быть, чтобы не было.
Рассказала Маргарита АВСТРИЯНИК
(год рождения 1933-й).
Записала Марина АРОМШТАМ
|