Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №14/2007

УГОЛОК ЛОГОПЕДА

Авторский коллектив:

И.Б. КОЗИНА, кандидат педагогических наук,
доцент кафедры дошкольной
и специальной педагогики МГПИ им. Н.К. Крупской,
В.М. ВОРОНЧИХИНА,
С.Ю. ГУЩИНА,
Л.М. КУЗЬМИНЫХ,
Л.Р. ОБУХОВА,
Э.В. ОХОТНИКОВА

Продолжение. Начало см. в № 13/2007

Учите детей говорить

Пособие по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Рисунок Елены Цветаевой

Рисунок Елены Цветаевой

Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения «Росток» Детский сад «Елочка» № 15 г. Йошкар-Ола

Вариант 2

Хоровод «Васька-кот»

Ходит Васька серенький,
Хвост пушистый беленький,
Ходит Васька-кот.
Сядет, умывается,
Лапкой вытирается,
Песенки поет.
Дом неслышно обойдет,
Притаится Васька-кот,
Серых мышек ждет.
Мышки-мышки, вам беда,
Не ходите никуда,
Вас поймает кот.

 

Дети, взявшись за руки, ходят по кругу.

В центре круга ходит «кот».

Присев, дети изображают умывание.

Кот громко кричит: «Мяу!»

Идут по кругу друг за другом на цыпочках.

Грозят пальчиком «мышкам».

Кот ловит мышек.

Материал: Серия сюжетных картинок «Кот».

Занятие 4.

Тема «Наша армия».

Вид занятия. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «День защитника Отечества».

План-вопрос. Кто изображен на картинке? Где находятся дети и солдаты? Почему солдаты пришли в детский сад? Как выглядят солдаты, во что одеты?

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Мы пока что дошколята,
А шагаем, как солдаты.
Раз, два – дружно в ногу,
Три, четыре – тверже шаг.
На парад идут солдаты.
Они смелые ребята.

Дети шагают, командир отдает приказы.

Упражнение «Кто сильнее?». Ладони поочередно сцепляются сначала четырьмя, затем тремя, затем двумя, затем одним пальчиком. Тянут руки в разные стороны.

Материал: Сюжетная картина «День защитника Отечества».

Март

Занятие 1.

Тема «8 Марта».

Вид занятия. Пересказ рассказа А.Митяева «За что люблю маму».

План-вопрос. О чем спросила воспитательница детей? О чем хотел рассказать Петя? О чем подумала Зина? Что сказала Галя? Что решили дети? А вы за что любите своих мам?

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

«Мама! Мама! Что? Что? Что? Гости едут? Ну и что! Гости, здравствуйте!» (Ладони соединены. Во время диалога постукивают поочередно друг о друга, то пальцы 2–5 (вместе), то большие. В конце на слово «здравствуйте» – мизинцы и большие прижаты друг к другу, остальные переплетаются, шевелятся.)

Динамическая пауза (действия по тексту).

Я дома маме помогаю:
Пол мету, носки стираю.
Время зря я не теряю.
Я с собачкой погуляю.
Перемою всю посуду.
Отдыхать потом я буду!

Занятие 2.

Тема «Ранняя весна».

Вид занятия. Пересказ рассказа «Лодочка».

План-вопрос. Какое время года наступило? Что случилось со снегом? Что сделали дети? Как дети играли с лодочкой? Что из этого вышло? Что бы ты сделал, если б это случилось с тобой?

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Упражнения «Солнышко», «Лодочка».

Динамическая пауза.

Подвижная игра «Ручеек».

Материал: Сюжетная картина «Лодочка».

Занятие 3.

Тема «Ранняя весна».

Вид занятия. Творческое рассказывание (придумывание конца рассказа).

План-вопрос. Где гуляли ребята? Что делали ребята? Что слепил Алеша? Из чего он сделал нос и рот? Куда пошли дети после прогулки? Почему Алеша положил колобок в карман? Что случилось с колобком потом?

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Игра в снежки (лепка, бросание).

Динамическая пауза (действия по тексту).

На прогулку мы ходили.
Колобок мы там лепили:
Сделали мы снежный ком,
Ротик сделали потом,
И как раз вместо глаз
Угольки нашлись у нас.
Колобок наш хорош!
Лучше ты и не найдешь.

Материал: По рассказу Н.Калининой «Снежный колобок».

Занятие 4.

Тема «Перелетные птицы».

Вид занятия. Описательный рассказ по теме.

План-вопрос. Что это? Домашняя или дикая птица, зимующая или перелетная? Части тела птицы? Окраска оперения? Где живет? Как назвать птенцов? Чем питается? Какую пользу приносит?

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Вариант 1. Упражнение «Птица» (ладони скрещиваются, большие пальцы рук зацепляются друг за друга. Скрещенные ладони помахивают, как крылья).

Вариант 1

Лебеди летели, крыльями махали,
Прогнулись над водой, качают головой.

 

Имитация движения, наклоны вперед, кивки головой.

Вариант 2

Подвижная игра «Перелет птиц».

 

По сигналу «Птицы улетают!» дети-«птицы» летят, расправив крылья.
По сигналу «Буря!»: птицы скрываются от бури на деревьях.
(«Деревьями» могут служить гимнастическая стенка или скамейки, на которые дети влезают.)

Вариант 2. Упражнение «Выпусти птичку» (по карточке). (Пальцами правой руки закрыть изображения птиц. Поднимать поочередно пальцы, называя либо считая птиц.)

Материал: Схема картинки с изображением птиц, карточки с птичками для мелкой моторики.

Апрель

Занятие 1.

Тема «Дом и его части».

Вид занятия. Составление рассказа с использованием фланелеграфа.

План-вопрос. Что строим сначала? (Я строю фундамент.) Что ставим на фундамент? Что устанавливаем на стены? (На стену устанавливаю крышу.) Что пристроим к дому? (Крыльцо.) Что вставим в стены? (Рамы, двери.) Какой получился дом? (Получился красивый, большой, кирпичный или деревянный дом.) Для кого ты строил дом? (В нем будут жить зайчата.)

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Упражнение «Дом, ворота». На поляне дом стоит (пальцы обеих рук под углом друг другу, широко расставлены, соприкасаются только кончики одноименных пальцев). Ну, а к дому путь закрыт (большие пальцы обеих рук – вверх, внутренняя сторона ладоней к себе, остальные пальцы в горизонтальном положении). Мы ворота открываем (ладони поворачиваются параллельно). В этот домик приглашаем (повторяются движения 1-й строки).

Вариант 1

У медведя дом большой,
А у зайки маленький,
Наш медведь пошел домой,
Поскакал и заинька.

Вариант 2

Игра «Вокруг домика хожу»

Вокруг домика хожу и в окошечки гляжу,
К одному я подойду и тихонько постучу,
Кто там? – Это я (имя ребенка),
Пойдем, побегаем.

Вариант 3

Целый день тук да тук.
Раздается громкий стук.
Строим дом.
Дом большой, и с крылечком, и с трубой, Разукрасили мы дом, наверху флажок прибьем.
Будут жить в доме том
Зайка с мишкой и слоном.

 

Круговые движения руками от груди вверх.
Малый круг руками.
Имитация «медвежьей» походки,
«заячьи» прыжки.

 

 

Дети идут по кругу, «руки в боки». Один ребенок ходит за кругом, заглядывая в окошки. Бегут за кругом в разные стороны, кто быстрее займет место.

 

Стучат кулак об кулак.

Руки в стороны. Вверх, руки у груди, вверху «красят», на пальцах «флажок». Приставляют ладошки к голове. Затем кулачки. Руки вперед, ладони соединены.

Материал: Фланелеграф, части дома, различные животные.

Занятие 2.

Тема «Насекомые».

Вид занятия. Пересказ по ролям рассказа В.Зотова «Божья коровка» (в форме диалога).

План-вопрос. Кого увидела пчела на листочке? Почему она подумала, что это не божья коровка, а мухомор? Как божья коровка лечит растения? Почему ее можно сравнить с доктором Айболитом?

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Упражнения «Пчела», «Две пчелы». Пальцы сжаты в кулаки, выставлен только указательный палец, им ребенок совершает круговые движения, затем добавляется и вторая рука. «Пчела летает и жужжит». Я летаю и жужжу, над цветочком я кружу.

Динамическая пауза.

Игра «День — ночь».

День – все насекомые летают. Жужжат. Сова спит, наступила ночь. Все насекомые засыпают. Сова начинает охоту. Кто шевелится, забирает в свое дупло. Игра продолжается.

Занятие 3.

Тема «Деревья».

Вид занятия. Пересказ с опорой на серию схематичных рисунков.

План-вопрос. Есть ли зимой на деревьях почки? Что есть на ветках, если приглядеться? Меняются ли почки весной? С чем можно сравнить закрытую почку? Что появляется из лопнувшей почки?

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

«Деревья» – локти на столе, пальцы рук разведены и подняты вверх. «Кусты» – кисти рук на столе, пальцы рук разведены и подняты вверх. «Елка» – пальцы рук скрещены.

Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше, выше.
Руки подняли и покачали.
Это деревья в лесу,
Руки согнули, кисти стряхнули,
Ветер сбивает росу.

Плавные движения кистями рук.


Руки над головой.
Плавное покачивание руками.
Встать на носочки.
Движения по тексту.

Материал: Схематичные рисунки.

Занятие 4.

Тема «Первоцветы».

Вид занятия. Пересказ с опорой на серию схематичных рисунков.

План-вопрос. Какое время года наступило? Какая весна наступила? Как вы догадались, что наступила ранняя весна? Какой цветок первым появляется на проталинах? Какой стала полянка?

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Упражнение «Цветок».

Вырос высокий цветок на поляне (руки в вертикальном положении, ладони друг к другу, развести пальцы и слегка округлить их). Утром весенним раскрыл лепестки (развести пальцы). Всем лепесткам красоту и питанье (ритмичное движение пальцами). Дружно дают под землей корешки (ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести).

Вариант 1

Наши алые цветки распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки.
Тихо засыпают, головой качают (2 раза).

Вариант 2

Игра на внимание.

По сигналу «Солнце» – «цветы» встают и «распускаются».
По сигналу «Тучи» – «цветы» приседают и «закрываются».

 

Плавное раскрытие пальцев.

Помахивание руками перед собой.

 

 

 

Плавное опускание рук на стол.

Май

Занятие 1.

Тема «Сад. Огород».

Вид занятия. Творческий рассказ с опорой на предметные картинки.

План-вопрос. Предварительная беседа. Чем занимаются люди весной в садах и огородах? Почему люди должны этим заниматься? Помогали ли вы взрослым в саду (огороде)? Что делали ваши родители? Какими инструментами пользовались?

Дождик песенку поет,
Только кто ее поймет?
Не пойму ни я, ни ты,
Но зато поймут цветы,
И зеленая трава,
И весенняя листва,
Лучше всех поймет зерно.
Прорастать начнет оно.

Пальцы постукивают по столу.
Сначала медленно,
Затем все быстрее.
Пальцы барабанят быстро-быстро – ливень!
Пальцы стучат все медленнее и медленнее,
останавливаются.

 

Вариант 1

Грядку мы в саду копали, боронили, удобряли.
Семена в нее сажали.
А потом мы поливали.
От работы мы устали,
Всей семьей мы отдыхали.

Вариант 2

Бабка сеяла горох! Ох!
Уродился он не плох! Ох!
Уродился он густой!
Мы помчимся за тобой!

 

Имитация движений.

 

 

 

Дети ведут хоровод и произносят слова.
Водящий в центре круга. В конце слов ловит детей.

Развитие мелкой моторики пальцев рук. «Дождик».

Материал: Схематичные рисунки.

Занятие 2.

Тема «Поздняя весна».

Вид занятия. Творческий рассказ из личного опыта.

План-вопрос. Повтори начало и продолжи рассказ. Был месяц май. Ярко светило солнце. Стояла теплая погода. Мы пошли гулять в парк. В парке я увидел...

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

«Цветок и солнышко». Цветок в бутончик собрал лепестки (собрать в горстку пальцы левой руки). Солнце свои посылает лучи (сверху раскрыть пальцы правой руки). Утром под солнцем цветы раскрываются (пальцы на левой руке распрямляются). Солнышко село, сумрак сгустился, и до утра мой цветочек закрылся (собрать пальцы левой руки в горстку, пальцы правой руки свести вместе и опустить вниз).

Ветер дует нам в лицо,
закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише,
деревцо все выше, выше.

Движение кистями рук, покачивание руками над головой, потянуться на носочках.

Занятие 3.

Тема «Лето».

Вид занятия. Пересказ с опорой на сюжетную картину.

План-вопрос. Куда любит ходить дедушка? Кого он берет с собой? Что берет дедушка для рыбной ловли? Что делают ребята? Почему они отходят купаться подальше от того места, где дедушка ловит рыбу?

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Вариант 1. Упражнение «Человечки»

Побежали вдоль реки дети наперегонки (пальцы обеих рук «бегут» по столу).

Вариант 2. Упражнение «Прогулка»

Пошли пальчики гулять, а вторые догонять (синхронные движения большими, указательными пальцами). Третьи пальчики бегом (синхронные движения средних пальцев), а четвертые пешком (медленные движения безымянными пальцами), пятый пальчик поскакал и в конце пути упал.

Динамическая пауза (бег на месте. Имитация движений по тексту).

Мы бежим, бежим, бежим,
Мы на месте не стоим,
Мы гуляем, загораем,
В речке плаваем, ныряем.
Мы бежим, бежим, бежим,
Мы на месте не стоим,
Мы по берегу гуляем
И ракушки собираем.

Материал: Сюжетная картина «На рыбалке».

2-й год обучения

Сентябрь

Занятие 3.

Вариант 1.

Тема «Игрушки».

Вид занятия. Составление рассказа по картине «Дети купают куклу».

План-вопрос.

– Кто изображен на картинке?
– Как сказать про них по-другому?
– Где они находятся?
– Что делают?
– Что делает мальчик?
– Что делает девочка?
– Что будет потом?

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Принесли нам всем игрушки,
Кто захочет, тот возьмет.
Вот вам кукла с лентой яркой,
Конь, волчок и самолет.
Конь: Скачет конь мой – цок, цок, цок,
Слышен цокот быстрых ног.
Волчок: Покружился наш волчок,
Устал, уселся на бочок.
Самолет: Самолет летит, гудит,
Летчик смело в нем сидит.
Кукла: Кукла, кукла, попляши,
Лентой яркой помаши.

Дети идут по кругу.

Один ребенок выбирает игрушку, и все изображают, как они с ней играют.

Имитация движения лошади.

Кружатся, присели.

Дети бегут, раскинув руки в стороны.

«Заводные зайчики» (синхронные движения указательными и средними пальцами обеих рук).

Динамическая пауза (один ребенок выбирает игрушку, и все изображают, как они с ней играют. Имитация движения лошади).

Материал: Сюжетная картина «Дети купают куклу»; игрушки (самолет, лошадка, волчок и кукла).

Занятие 3.

Вариант 2.

Тема «Игрушки».

Вид занятия. Описательные рассказы по схеме (дидактическая игра «Магазин игрушек»).

План-вопрос.

– Что это?
– Какого цвета?
– Какого размера?
– Какие части у игрушки (какой формы)?
– Из какого материала сделана?
– Что с ней будешь делать?

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

«Гармошка» (пальцы раскрытых ладошек сходятся и расходятся).

Ты беги, беги, матрешка
Быстро, быстро по рукам,
У кого в руках матрешка,
Тот и спляшет нам немножко.

Дети в круге передают друг другу матрешку, ребенок выходит в круг и пляшет, дети повторяют движения.

Материал: Схематические карточки; игрушки.

Занятие 4.

Тема «Осень».

Вид занятия. Составление рассказа по картине «Ранняя осень» с придумыванием последующих событий.

План-вопрос.

– Какое время года?
– Как вы догадались?
– Где находятся дети?
– Как вы догадались, что день был теплый и солнечный?
– Зачем дети пришли в лес?
– Почему дети не сорвали мухоморы?
– Кто еще собирает грибы, а кто уже собрал?
– Что они будут делать с грибами, когда придут домой?
– Были ли вы в осеннем лесу?

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Вариант 1

Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.

(Пальцы руки в кулаке; поочередно разгибаем пальцы от мизинца до большого пальца.)

Вариант 2

Меж еловых мягких лап
(дети поглаживают подушечками пальцев поверхность стола)
Дождик кап, кап, кап
(стучат пальцами по столу).
Где сучок давно засох
(касаются стола первым и пятым пальцами раскрытых кистей рук),
Серый мох, мох, мох
(поднимают руки над столом, пальцы то складывают вместе, то раскладывают широко).
Где листок к листку прилип,
Вырос гриб, гриб, гриб
(указательным пальцем левой руки поочередно касаются всех пальцев правой руки).
Кто нашел его, друзья?
(Сжав все пальцы левой руки, разжать.)
Это я, я, я!

Утром дети в лес пошли
И в лесу грибы нашли.
Наклонялись, собирали,
По дороге растеряли.
Гриша шел, шел, шел,
Гриша гриб нашел.
Раз-грибок, два-грибок,
Положи их в кузовок.

Шаги с высоким подниманием ног.
Размеренное приседание.
Наклоны вперед.
Руки развести в стороны.
Шаги с высоким подниманием ног.
Присели и встали.
Наклоны вперед.
Имитация движения.

Материал: Сюжетная картина «Ранняя осень».

Октябрь

Занятие 1.

Вариант 1.

Тема «Семья».

Вид занятия. Составление рассказа по картине «Семья».

План-вопрос.

– Кто изображен на картине?
– Как можно назвать всех этих людей?
– Какая это семья?
– Почему так решил?
– Где они находятся?
– Когда это происходит?
– Чем они заняты?
– Как сказать, не называя занятия, чем они заняты?
– Чем каждый занят?
– Хорошо ли им вместе?

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья.

(Пальцы руки разжаты; поочередно загибаем пальцы руки от большого до мизинца.)

Динамическая пауза (дети имитируют движения).

У Маланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей – все без бровей,
Вот с такими носами,
Вот с такими усами,
Вот с такой головой,
Вот с такой бородой.
Они не пили и не ели,
На Маланью все глядели.

Материал: Сюжетная картина «Семья».

Занятие 1.

Вариант 2.

Тема «Семья».

Вид занятия. Творческий рассказ (из личного опыта) «Моя семья».

План-вопрос.

– Какая у тебя семья?
– Сколько человек в твоей семье?
– Кто в твоей семье есть?
– Как их зовут и где они работают?
– Чем любят заниматься члены твоей семьи?
– Кто младше, а кто старше?
– Дружная ли у вас семья?

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья.

(Поочередно загибаем пальцы руки от большого до мизинца.)

Динамическая пауза (дети имитируют движения).

Мы белье прополоскали
И ни капли не устали.
Будем снова полоскать,
Будем маме помогать.

Материал: Сюжетная картина «Семья».

Занятие 2.

Тема «Овощи».

Вид занятия. Пересказ рассказа с подбором синонимов прилагательных «Наш огород».

План-вопрос.

– Какая выдалась осень?
– Где находится наш огород?
– Какой урожай вырос?
– Какие кочаны на грядке?
– Какие помидоры у забора?
– Какая морковка?
– Что пора делать с овощами?

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Мы капусту рубим,
Мы капусту жмем,
Мы капусту солим,
Мы капуту мнем.
(Имитация движений.)

Дом зеленый тесноват,
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда –
Треснул домик гладкий.
Поскакали кто куда
Круглые ребятки.

Дети идут в хороводе,
затем садятся на стулья.
В конце стихотворения разбегаются по группе.
Ведущий собирает в конце игры «стручок гороха».

Занятие 3.

Тема «Фрукты».

Вид занятия. Сравнительный описательный рассказ с использованием схематических карточек «Овощ и фрукт».

План-вопрос.

– Что это?
– Какого цвета?
– Какой формы?
– Какого вкуса?
– Где растет?
– Что готовят из этого овоща и фрукта?

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Ходит еж в саду по травке,
Натыкает на булавки (шагаем подушечками пальцев рук по столу)
Грушу, сливы, всякий плод,
Что под деревом найдет
(соединяем попарно пальцы кистей рук).

Динамическая пауза (дети имитируют движения).

Мы делили апельсин.
Много нас, а он один.
Эта долька для ежа,
Эта долька для чижа,
Эта долька для утят,
Эта долька для котят,
Эта долька для бобра,
А для волка кожура.
Он сердит на нас – беда.
Разбегайтесь кто куда!

Материал: Муляжи фруктов, овощей; схематические карточки. Первоначально возможно описание в паре: взрослый—ребенок.

Занятие 4.

Тема «Дом».

Вид занятия. Пересказ сказки С.Михалкова «Три поросенка».

План-вопрос.

– Как звали поросят?
– Чем они занимались?
– Что предложил Наф-Наф в начале осени?
– Что ответили поросята?
– Когда ленивые братья-поросята взялись за постройку домов?
– Какие дома построили Ниф-Ниф и Нуф-Нуф?
– Как долго они их строили?
– Как строил свой дом Наф-Наф?
– Что сказал Наф-Наф братьям, когда строил дом?
– Почему дом поросенка должен быть крепостью?
– Что братья ответили?
– Как хвастались поросята, гуляя по лесу?
– Кого они вдруг увидали?
– Что случилось потом?
– Кто первым добежал до своей хижины?
– К кому побежал Ниф-Ниф?
– Что случилось с домиком Нуф-Нуфа?
– Где Ниф-Ниф и Нуф-Нуф спрятались от волка?
– Как Наф-Наф перехитрил волка?

Развитие мелкой моторики пальцев рук: выкладывание домика с использованием палочек.

Упражнение «Десять поросят».

Динамическая пауза.

Вариант 1

Вокруг домика хожу
И в окошечки гляжу.
– Тук, тук, тук.
– Кто там?
– Я — Миша, а ты кто?
– Я — Коля. Побежали наперегонки?

Вариант 2

У медведя дом большой,
А у зайки маленький,
Наш медведь пошел домой,
Поскакал и заинька.

 

Дети стоят по кругу; руки на поясе.
Один ребенок ходит за кругом.
Двое детей называют свое имя и дети бегут по кругу в разном направлении.
Кто первый займет место, тот выиграл, оставшийся становится ведущим.

 

Дети имитируют круговые движения руками: от груди вверх, в стороны, наклон, руками малый полукруг.
Дети имитируют «медвежью» походку и «заячьи» прыжки.

Материал: Сказка С.Михалкова «Три поросенка»; палочки.

Ноябрь

Занятие 1.

Вариант 1.

Тема «Одежда».

Вид занятия. Пересказ рассказа «Петя и Дина» с переносом действующего лица (3 л. – 1 л.).

План-вопрос.

– Сколько Дине и Пете лет?
– Где сидит Петя?
– Что делает Дина?
– Что надевает Дина на Петю?
– Куда Дина поведет Петю?

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Маша варежку надела (имитация действия).
Ой, куда я пальчик дела? (большой палец спрятать)
Маша варежку сняла (имитация движения),
Поглядите-ка, нашла (распрямить пальцы руки).

Динамическая пауза.

Соревнование «Кто быстрее оденет куклу».

Материал: Две куклы для подвижной игры-соревнования.

Занятие 1.

Вариант 2.

Тема «Одежда».

Вид занятия. Описательный рассказ по схематическим карточкам.

План-вопрос.

– Что это?
– Какого цвета?
– Из какого материала?
– Из скольких деталей состоит?
– В какое время года носят?
– Для кого предназначена (мужская, женская, детская)?
– Действия с одеждой?

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Упражнение «Надевание перчаток» (имитация).

Динамическая пауза.

Соревнование «Кто быстрее застегивает и расстегивает пуговицы».

Материал: Две полоски с пуговицами и материалом для застегивания.

Занятие 2.

Вариант 1.

Тема «Обувь».

Вид занятия. Описательные рассказы «Подбери обувь для Машеньки».

План-вопрос.

(Логопед зачитывает рассказ, дети выбирают обувь для Машеньки и описывают ее.)

– Какие части у обуви?
– Из какого материала?
– Какого цвета?

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Соревнование «Шнуровка ботинок».

Сшила цапля башмачки
Не малы, не велики.
Не искала цапля броду,
Ну и ноги – прямо в воду.
Полюбуйтесь, кулики,
На подметки, каблуки.
А пока она хвалилась,
Обувь с ног ее свалилась.
Утонул один башмак,
А другой – в воде размяк.
Цапля ногу поднимает,
Ничего не понимает
И весь день среди ракит
На одной ноге стоит.

 

Дети ставят поочередно каждую ногу на пятку, разводя руками в стороны.
Шагают.
Руки на поясе; поочередно поднимают каждую ногу.
Прыгают.

 

 

Руки на поясе; стоят поочередно на правой и левой ноге.

Материал: Игра «Одень Машеньку».

Занятие 2.

Вариант 2.

Тема «Обувь».

Вид занятия. Пересказ рассказа С.Прокофьева «Про башмачки» с придумыванием окончания.

План-вопрос.

– Где жили башмачки?
– Что сказал правый башмачок левому?
– Что они увидели посреди комнаты?
– Что ответил башмачкам стол?
– Что сказали башмачки кошке?
– Что ответила кошка?
– Что сказали башмачки уточке?
– Что ответила уточка?
– Что сказали башмачки ужу?
– Что ответил уж?
– Кого увидели башмачки на лугу?
– Что ответила им корова?
– Куда прилетел воробей?
– Что предложили ему башмачки?
– Почему башмачки заплакали?
– Чьи ножки надели башмачки и как они побежали?

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Я по лугу, по лугу
В кроссовках новеньких бегу
(второй и третий пальцы в быстром темпе двигаются по столу).
Я по лугу, по лугу
В сапожках новеньких иду
(второй и третий пальцы медленно шагают по столу).

По дорожке Валя шла.
Валя тапочки нашла.
Стала Валя выбирать,
Кому тапочки отдать.
– Вот как тапки хороши.
На, надень и попляши!

Дети идут по кругу, а один ребенок в центре круга движется в противоположную сторону и произносит слова.

«Валя» выводит в центр круга ребенка, они вместе танцуют, а дети хлопают в ладоши.

Материал: Сказка С.Прокофьева «Про башмачки»; фланелеграф, фигурки действующих героев сказки.

Занятие 3.

Тема «Дикие животные».

Вид занятия. Пересказ рассказа по серии сюжетных картинок «Петя и волки».

План-вопрос.

– Откуда шел Петя?
– Где нужно было идти Пете, чтобы попасть в деревню?
– По какой дороге шел Петя?
– Кого вдруг увидел Петя на опушке леса?
– Куда забрался мальчик?
– Могли ли волки достать Петю?
– Где сидели волки?
– Как долго просидел Петя на сосне?
– Кто помог вечером мальчику?

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Волк и лиса

Серый волк бежит по лесу,
А за ним бежит лиса.
Поднялись у них трубою
Два пушистеньких хвоста.

Волк. Делаем «пароходик», большие пальцы разводим в стороны. Указательные пальцы сгибаются внутрь ладоней и образуют лоб, а остальные в виде «лодочки» – верхнюю и нижнюю челюсти.

Лиса. Выполняем то же самое, но внутрь ладони сгибаем еще мизинцы, чтобы мордочка у лисы была острее. Большие пальцы чуть сгибаем. Одна фигурка вытекает из другой.

Динамическая пауза.

Игра «Волк во рву»

Поперек площадки двумя шнурами обозначается ров. Во рву – «волк». Дети стоят у края площадки – это козы. Взрослый говорит: «Козы, в поле!». Дети бегут на противоположный край площадки, по пути перепрыгивая ров. Волк бегает, не выходя за пределы рва, и ловит тех коз, которые не смогли перепрыгнуть (коснулись земли в пределах рва). Козы резвятся в поле. Через некоторое время новая команда: «Козы, домой!». Дети вновь перепрыгивают ров, игра повторяется.

Материал: Серия сюжетных картинок «Петя и волки».

Занятие 4.

Вариант 1.

Тема «Посуда».

Вид занятия. Описательные рассказы «Выбери посуду по каталогу».

План-вопрос.

(Детям предлагаются журналы с различной посудой.) Дети выбирают посуду, подходят к телефону и делают «заказ». Заказ принимает у другого телефона взрослый или ребенок, который при затруднении задает наводящие вопросы.

– Что вы хотите заказать?
– Какого цвета?
– Какие части есть у посуды?
– Из какого материала посуда?
– Для чего нужна посуда?

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Кастрюля-хитруля
Нам кашки сварила.
Нам кашки сварила,
Платочком накрыла
И ждет нас, пождет,
И ждет нас, пождет.

Встаньте смирно, без движенья,
Начинаем упражненья:
Сколько чашек здесь у нас,
Столько мы присядем раз.
Сколько блюдец на картинке,
Столько раз наклоним спинки.
Сколько здесь у нас бачков,
Столько сделаем хлопков.

Стоят по кругу.

 

Логопед показывает картинку с пятью чашками,
С шестью блюдцами,
С четырьмя бачками.

Кто первым придет?

Указательным пальцем левой руки круговыми движениями «варим кашу»; на правой ладони прижать пальцы правой руки, кроме большого, к тыльной стороне ладони; поочередно разгибаем пальцы.

Динамическая пауза.

Материал: Журналы с картинками посуды, два телефона, счетный материал.

Занятие 4.

Вариант 2.

Тема «Посуда».

Вид занятия. Пересказ рассказа «Помощница» по предметным картинкам с придумыванием окончания.

План-вопрос.

– Как сегодня себя чувствовала мама?
– Почему она устала?
– Каким стал дом?
– Что попросила мама у своей дочки Оли?
– Что сделала Оля?
– Как пригласила Оля маму к столу?
– Что было дальше?

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

За столом сидит Антошка
И в стакане крутит ложкой.
А зачем же, отвечай?
Просто он мешает чай.

Дети берут большой палец правой руки левой рукой и вращают его по часовой стрелке и в обратную сторону, затем положение рук меняется.

Динамическая пауза – дети имитируют посуду.

«Чайник»: ноги на ширине плеч; правая рука на поясе, а левая поднята вверх.

«Самовар»: ноги на ширине плеч; руки на поясе.

Материал: Предметные картинки (мама, девочка, стол, стул, чашки, сахарница, конфетница с конфетами, чайник, плита).

Декабрь

Занятие 1.

Вариант 1.

Тема «Продукты питания».

Вид занятия. Составление рассказа по схематическим карточкам «Как я варил суп».

План-вопрос.

– В какой магазин ты ходил?
– Что ты купил в магазине?
– Что ты делал с овощами сначала?
– Что ты делал после того, как их помыл?
– Какие овощи ты положил в кастрюлю?
– Что ты налил в кастрюлю?
– Какие овощи ты жарил на сковороде?
– Какой суп получился?

Развитие мелкой моторики пальцев рук (имитация приготовления супа).

Вымоем руки, снимем с полки кастрюлю,
Наполним кастрюлю водой и зажжем газ,
Поставим кастрюлю на плиту,
Выложим из пакетика крупу,
Помешаем, посолим, закроем крышкой,
Пробуем и раскладываем по тарелкам.

В магазин мы все ходили
И продукты там купили:
Хлеба, мяса, молока,
Масла, рыбы, творога.
Все к обеду принесли,
Чуть до дома донесли.



Дети идут по кругу.
Наклоны влево, вправо, прямо.
Широко развести руки.
Присесть.

Материал: Схематические карточки.

Занятие 1.

Вариант 2.

Тема «Продукты питания».

Вид занятия. Составление рассказа по сюжетной картине «У Вовы день рождения».

План-вопрос.

– Кто изображен на картине?
– Как его зовут?
– Что делают взрослые?
– Почему они дарят мальчику попугая в клетке?
– Как накрыт праздничный стол?
– Что стоит в центре стола?
– Какие продукты лежат в большой вазе?
– Что лежит в тарелках?
– Какие фрукты ты видишь на столе?
– Какие сладости?
– Какое настроение у мальчика?

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Потихоньку, помаленьку,
Понемножку, не спеша
(поочередно загибаем пальцы от мизинца до указательного)
Ели мы с тобою кашу
(подушечками пальцев гладим тыльную сторону ладони).
Правда, каша хороша?
(большой палец поднимаем вверх, остальные пальцы прижаты к ладони).

Динамическая пауза. Дети имитируют движения по тексту.

В день веселый в воскресенье
Для друзей леплю пельмени.
Я три горсточки муки
Сыплю в миску из руки,
Подолью воды немножко,
Размешаю тесто ложкой.
Все с яйцом я перетру,
Тесто я руками мну.
Разделяю на кусочки.
Делаю я колобочки.
Превращу я колобки
Скалкой в плоские кружки.
Мясорубку покручу,
Фарш мясной я получу.
Отделяю фарша горстку,
На кружок кладу я горку,
Я края соединяю,
Пальчиками их сжимаю,
Покажу свое уменье –
Вылеплю я сто пельменей!
Соли горсточку возьму я,
Воду ею посолю я,
И пельмени в кипяток
Прыгнут за дружком дружок!
Я тарелки расставляю.
На пельмени приглашаю!

Материал: Сюжетная картина «У Вовы день рождения».

Занятие 1.

Вариант 3.

Тема «Продукты питания».

Вид занятия. Пересказ рассказа Г.Юдина «Как варить компот».

План-вопрос.

– Про кого эта история?
– Чем хвалился кот?
– Что оказалось у животных самым вкусным?
– Почему компот оказался несъедобным?

Материал: Рассказ Г.Юдина «Как варить компот».

Занятие 2.

Вариант 1.

Тема «Зима».

Вид занятия. Восстановление и пересказ деформированных текстов.

План-вопрос.

Один раз Лида упала.
Лида пошла на каток
У Лиды коньки.
Потом она каталась хорошо

У Вани лыжи.
Потом он катался с горки.
Ваня пошел в лес.
Сначала он ехал по лыжне.

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Мы — веселые ребята,
Нас по счету ровно пять.
Мы — веселые ребята,
Любим бегать и играть.
Мы — веселые ребята,
Ну, попробуй нас догнать.


Сжать пальцы в кулак и разжать,
вторыми и третьими пальцами быстро передвигать по столу.


Спрятать руки за спину.

Динамическая пауза.

Стало все кругом бело,
Все тропинки замело,
И на утренней заре
Лес проснулся в серебре.
Хоть и злится Дед Мороз,
Щиплет уши нам и нос,
На дворе у нас гора,
Во дворе идет игра.
Мы стрелой несемся вниз:
Эй, с дороги сторонись!
Вмиг и санки на боку,
Все хохочут, все в снегу.

Дети идут по кругу, руки соединены
крест-накрест над головой.
«Погрозить пальцем» — соответствующие движения.
Руки поднять вверх.
Бег по кругу.
Остановиться, сесть на пол.

Материал: Деформированные тексты о зиме.

Занятие 2.

Вариант 2.

Тема «Зима».

Вид занятия. Описательный рассказ по опорным схематическим картинкам (вариативная схема рассказа).

План-вопрос.

– Какое время года?
– Какой снег падает?
– Какие деревья стоят зимой?
– Что произошло с реками и озерами?
– Как зимой одеваются люди?
– В какие игры играют дети?
– Чем питаются зимующие птицы?

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

«Снежинки»: ладони-«тучки» над столом; поочередно касаемся каждым пальцем поверхности стола.

Динамическая пауза. Дети имитируют движения по тексту.

Залетели в форточку
Две снежинки-звездочки,
Две снежинки залетели,
Покружились, на пол сели.
Пусть летят к нам в форточку
Две снежинки белые,
Нам совсем не холодно,
Мы зарядку делаем.

Материал: Схематические карточки.

Занятие 2.

Вариант 3.

Тема «Зима».

Вид занятия. Придумывание окончания рассказа «Как Надя потеряла и нашла свою варежку».

План-вопрос.

– Чем на прогулке занималась Надя?
– Как случилось, что она потеряла варежку?
– Как она искала ее?
– Кто ей помогал найти варежку?

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Маша варежку надела,
– Ой, куда я пальчик дела?
Маша варежку сняла,
Поглядите-ка, нашла!

Динамическая пауза.

Мы замерзли с вами? Да, да, да.
И стучим зубами? Да, да, да.
Мы хлопаем руками? Да, да, да.
Мы топаем ногами? Да, да, да.
(Повтор с другим ритмом да — да, да.)

Дети имитируют движения по тексту.

Занятие 3.

Тема «Новый год».

Вид занятия. Творческий рассказ «Подарок для Деда Мороза».

План-вопрос.

– Какой праздник наступил?
– Почему хочешь сделать подарок Деду Морозу?
– Какой подарок ты бы подарил?
– Что бы сказал или пожелал Деду Морозу, вручая подарок?

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Были бы у елочки ножки,
Побежала бы она по дорожке,
Заплясала бы она вместе с нами,
Застучала бы она каблучками,
Закружились бы на елочке игрушки:
Разноцветные фонарики, хлопушки.
Завертелись бы на елочке флаги
Из пунцовой, из серебряной бумаги.
Засмеялись бы на елочке матрешки
И захлопали б от радости в ладошки,
Потому что нынче ночью у ворот
Постучался развеселый Новый год.
Новый-новый, молодой,
С золотою бородой!

Динамическая пауза.

Наша елка высока,
Наша елка велика —
Выше мамы, выше папы,
Достает до потолка.
Будем весело плясать,
Будем песни напевать,
Чтобы елка захотела
В гости к нам прийти опять.

Поднялись на носочки; руки вверх.
Присели два раза.
Потянулись как можно выше, покружились. Влево, вправо.
Левую ногу на пятку, на носок; то же правой ногой.

Игра «Заморожу». Дети, вытянув вперед руки, стоят по кругу; в центре – ведущий. Он пытается задеть руки, т.е. «заморозить»; дети при приближении ведущего прячут руки за спину, а при отдалении снова протягивают вперед. «Замороженные» выбывают из круга, остаются самые ловкие и быстрые.

Вариант 2.

Материал: В начале занятия рассказ с использованием фланелеграфа «Подарок Деду Морозу».

Январь

Занятие 2.

Вариант 1.

Тема «Зимующие птицы».

Вид занятия. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Синичка».

План-вопрос.

– Какое время года было?
– Кто находился дома?
– Почему синичка постучалась в окно?
– Как ухаживали дети за синичкой?
– Где жила синичка у ребят?
– Когда дети отпустили синичку?

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Пой-ка, подпевай-ка (поочередно разгибаем пальцы кисти руки)
Десять птичек стайка,
Вот ворона, галка тут,
Тут воробушки живут,
Сидя на снегу глубоком,
Растрещалася сорока,
Красногрудый снегирек
Солнышку подставил бок,
А синица-озорница
Со сестрицами резвится,
Дятел дерево долбит,
Молча клест в гнезде сидит.

Динамическая пауза.

Подвижная игра «Ворона и воробьи»

Две команды выстраиваются в ряд спинами друг к другу. Первая команда – воробьи, а вторая – вороны. Ведущий называет одну из команд, например, «воробьи». Дети этой команды бегут к своей черте, «в гнездо». Команда «ворон» бросается вдогонку, стараясь осалить «воробьев» до того, как они доберутся до гнезда.

Материал: Серия сюжетных картинок «Синичка».

Занятие 2.

Вариант 2.

Тема «Зимующие птицы».

Вид занятия. Составление рассказа по сюжетной картине «Зимой в парке».

План-вопрос.

– Кто нарисован на картине?
– Что делают дети?
– Какие птицы сидят на кормушке?
– Какие птицы клюют семечки?
– Кого кормит мальчик?
– Какая птица долбит кору?
– Что делают взрослые?
– Где гуляют дети и взрослые?
– Что можно сказать про этих детей?
(или как оценить поступки этих детей?)

Развитие мелкой моторики пальцев рук: «Выпустили птиц».

Пальцами кисти руки накрыть изображения птиц на бумаге. Запястье неподвижно лежит на столе. Поочередно поднимаем пальцы.

Поглядите: боком, скоком
Ходит галка мимо окон.
Скок-поскок, скок-поскок,
Дайте булочки кусок!

Руки на поясе; дети поворачиваются боком, притопывая ногой.

На носочках прыжки вправо и влево, присесть и протянуть ладонь.

Материал: Сюжетная картина «Зимой в парке», карточки с изображением птиц.

Занятие 2.

Вариант 3.

Тема «Зимующие птицы».

Вид занятия. Описательные рассказы на основе дидактической игры «Умный стульчик».

План-вопрос. Ребенок сидит на стуле. За его спиной выставляется рисунок птицы. Ребенок отгадывает птицу с помощью полных и точных вопросов. Например: «Витя, у этой птицы черное оперение?» Дети дают односложные ответы. После отгадывания ребенок описывает эту птицу.

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть,
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.

Поочередно загибаем пальцы правой руки:
от мизинца до большого; имитация птицы;
скрестить пальцы рук и вращать по дуге.

Динамическая пауза.

Синичка-синичка, мудрая головушка.
Левый бок, правый бок.
Прыг-скок, прыг-скок.

Вращение головой.
Наклоны туловищем вправо, влево.
Прыжки на месте.

Материал: Картинки с изображением птиц.

Занятие 3.

Вариант 1.

Тема «Транспорт».

Вид занятия. Составление рассказа с опорой на план-схему передвижения и предметные картинки «Путешествие Айболита в Африку».

План-вопрос. В Африке заболело много зверей, и Айболиту нужно срочно добраться из Москвы в Африку, а из африканского города через пустыню до оазиса. Посоветуйте Айболиту, на каком транспорте лучше добраться до оазиса.

Развитие мелкой моторики пальцев рук. Выкладывание машины из палочек.

Динамическая пауза (дети идут по кругу, имитируя движения по тексту).

Карусели, карусели,
Мы с тобой на поезд сели
И по-е-ха-ли...
Карусели, карусели,
Мы с тобой в ракету сели
И взле-те-ли...
Карусели, карусели,
В самолет мы дружно сели
И по-ле-те-ли...

Материал: План-схема передвижения; картинки с изображением транспорта, палочки.

Занятие 3.

Вариант 2.

Тема «Транспорт».

Вид занятия. Сравнительный описательный рассказ «Автобус и троллейбус».

План-вопрос.

– Что это?
– Какой вид транспорта?
– Какие части у автобуса?
– Какие части есть у троллейбуса? (По ходу перечисления идет сравнение сходности и различия частей.)
– Кто водит троллейбус?
– Кто водит автобус?
– Что необходимо для движения автобуса?
– Что необходимо для движения троллейбуса?
– Где может ездить автобус?
– Где может ездить троллейбус?

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Вот волшебный самолет отправляется в полет.

Дети кладут карандаш под середину среднего пальца, указательный и безымянный – снизу;
дети покачивают карандаш, имитируя движение крыльев самолета.

Динамическая пауза.

Качу, лечу во весь опор —
Я сам шофер, я сам мотор,
Нажимаю на педаль,
И машина мчится вдаль.

Дети бегут по кругу,
присели.
Дети подпрыгнули как можно выше
из положения сидя.

Материал: Игрушки: автобус и троллейбус, карандаши.

Занятие 4.

Вариант 1.

Тема «Домашние птицы».

Вид занятия. Пересказ рассказа «Птичий двор» по серии сюжетных картинок с придумыванием окончания рассказа.

План-вопрос.

– Семьи каких птиц жили в одном дворе?
– Куда пригласила утка курицу и цыплят?
– Где находился лужок?
– Почему курица с цыплятами остановилась?

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

«Курица»

Курица прыг на крыльцо,
Я снесла тебе яйцо
(соединить первый и второй пальцы руки).

Динамическая пауза. Танец утят (под музыку).

Материал: Сюжетные картинки «Птичий двор».

Занятие 4.

Вариант 2.

Тема «Домашние птицы».

Вид занятия. Сравнительный описательный рассказ «Утка и гусь».

План-вопрос.

– Кто это?
– Какие это птицы?
– Какая голова у утки и гуся?
– Какая шея у птиц?
– Какое туловище у птиц?
– Какие крылья и хвосты у утки и гуся?
– Какие лапки у птиц?
– Какое оперение у птиц?
– Сравните клювы у птиц.
– Какие повадки у утки и гуся?
– Как называют птенцов у утки и гуся?

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Упражнение «Гусь»

Гусь идет и все гогочет,
Может быть, он кушать хочет?
(Поставить руку локтем на стол, руку согнуть в запястье; четыре пальца плотно прижаты, а большой опущен немного вниз.)

Динамическая пауза.

Ха-ха-ха, ха-ха-ха,
Есть у нас два петуха.
Ах-ах-ах, ах-ах-ах,
Вот один поет в кустах.
Ух-ух-ух, ух-ух-ух,
К нему бежит второй петух.
Хо-хо-хо, хо-хо-хо,
Будет дело плохо.
Ух-ух-ух, ух-ух-ух,
Полетит от Петек пух.
Ха-ха-ха, ха-ха-ха,
Без хвостов два петуха.

Материал: Предметные картинки с изображением птиц.

Продолжение следует

Публикация статьи произведена при поддержке Торгового дома «Фабрик», представляющего на рынке России и стран СНГ продукцию итальянского бренда BURLESCO: леггинсы, колготки, чулки, гетры, носки, мужское белье, тапочки для дома, митенки, термобелье, пляжную одежду и прочее. Так, например, вы можете приобрести оптом и домашние тапочки – уютные, стильные и комфортные. Поставки возможны как крупным оптом, так и в розничные магазины. Гибкие условия, широкая дилерская сеть.

Рейтинг@Mail.ru