Грибная охота
Развлечение с элементами математики
для детей предшкольного возраста
Игру можно проводить как в достаточно
просторном помещении, так и на улице, если там
можно установить переносные магнитные доски и
столики для карточек.
В игре могут принимать участие две команды детей.
Оптимальное число участников — по 7–8 человек в
каждой команде. Допустимо, чтобы каждая команда
состояла и из 10 игроков. Но тогда степень
активности участников несколько снизится,
потому что в каждом конкурсе задействовано по 2–4
игрока.
В ходе игры предусмотрено специальное задание
для родителей, которые в данном развлечении
играют роль зрителей, но в решающую минуту могут
заработать для команды сына или дочери
дополнительное очко.
За каждое удачно выполненное задание командам
начисляются очки. За начислением очков следит
жюри, состоящее из взрослых или подростков (то
есть из тех, кто умеет хорошо считать).
Предполагается, что во время выполнения большей
части заданий дети бегают от старта к доске. Но
расстояние между стартом и досками не должно
быть очень большим — 7–8 м. Доски должны быть
расположены так, чтобы дети легко до них
доставали, не задирая голову вверх.
Если в группе есть слабовидящий ребенок, нужно
давать команде дополнительное время, так как
такой малыш не сможет решать задачи на
расстоянии, а только в тот момент, когда добежит
до доски.
Ведущий: Ребята, сегодня мы собрались
с вами на необычные состязания. В чем их
необычность? Отгадайте загадку, тогда объясню.
Маленький, удаленький,
Сквозь землю прошел,
Красную шапочку нашел.
(Из русского фольклора)
Дети: Гриб!
Ведущий: Верно. Гриб. Каждый из вас,
наверное, хоть раз в жизни собирал грибы.
Некоторые люди так любят это занятие, что
прозвали его «грибной охотой». Я приглашаю вас
сегодня принять участие в такой охоте. Только у
нас она будет необычной — математической.
Согласны?
Дети: Согласны!
Ведущий: Но сначала давайте проверим,
знаете ли вы грибы. А ну-ка, назовите их названия.
Дети выкрикивают названия грибов.
Ведущий: А теперь я проверю, умеете ли
вы отличать съедобные грибы от несъедобных.
Сейчас я буду называть гриб. Если он съедобный, вы
будете отвечать: «Да!» Если его можно есть только
после вымачивания и длительного вываривания,
отвечайте: «Когда — нет, когда — да!» А если это
гриб несъедобный, кричите: «Никогда!» Поняли?
Ведущий предлагает родителям помогать детям.
Выбираются наиболее распространенные и
известные грибы.
Ведущий: Ну, что ж! Грибы вы знаете. А
вот как вы эти грибы сосчитаете? Особенно, если
много их найдете? Сейчас проверим. Для начала
наши команды отправятся в грибной лес и
попробуют там сориентироваться.
Сосчитай кусты да елки на лесном
пригорке
Разминочная эстафета
Дети делятся на две команды и строятся в
колонны для эстафеты.
На доске вывешены две колонки картинок с
изображением деревьев и кустов (8–10 картинок в
каждой).
Напротив каждой картинки нужно укрепить цифру,
соответствующую количеству деревьев.
Цифры выложены перед доской. Для каждой команды
— свой ряд.
По условному сигналу игроки каждой команды,
стоящие впереди, бегут к доске, выбирают нужную
цифру, прикрепляют ее рядом с картинкой, бегом
возвращаются назад и передают право хода
следующему игроку.
Выигрывает команда, которая первой и без ошибок
выполнит задание.
У команды есть право исправления ошибки своего
игрока. Но исправить ее может лишь тот, кто бежит
сразу за допустившим ошибку.
За победу в конкурсе команда получает пять очков.
За каждую ошибку вычитается одно очко. За
исправленную ошибку начисляется пол-очка. Если
команда и проиграла по времени, и допустила
ошибку, она набирает очки со знаком — по
количеству ошибок.
Ведущий: С этим заданием команды легко
справились. А вот и первые грибы! Собирать их
приглашаются капитаны команд.
Грибы-хитрецы
Конкурс для капитанов
Капитану каждой команды предлагается
зашумованная картинка с изображением грибов.
Нужно пересчитать все грибы.
Далее следуют конкурсы для представителей
команд.
Сложи картинку
Представителям команд предстоит сложить
большую разрезную картинку с изображением
грибов. Капитаны команд тянут жребий. Одному
достается геометрическая фигура зеленого цвета,
другому — синего. (Цвета должны быть
отличающимися, но близкими.) Это значит, что одной
команде предстоит выбирать кусочки картинки на
зеленом фоне, другой — на синем. Капитаны должны
назвать фигуру, которую они вытянули. Правильный
ответ приносит команде дополнительное очко.
Неправильный не приносит очка. Затем от каждой
команды выбирают трех участников. По условному
сигналу они начинают собирать картинку.
Выигрывает та команда, которая справится с
работой быстрее.
За выполнение задания очко получает
команда-победительница.
Мы шли, шли, шли и грибок нашли
От каждой команды выбирается по два игрока.
На доске одна под другой укрепляются карточки с
изображением различного количества грибов — для
каждой команды своя колонка.
Игрокам вручают большой планшет в крупную
клетку. Это корзинка.
По сигналу ведущего игроки начинают выкладывать
фишки на планшете.
В первом ряду должно быть столько фишек, сколько
грибов на первой карточке; во втором — столько
же, сколько грибов на второй карточке. И так
далее. Всего предлагаются четыре-пять карточек.
С выполнением задания нужно уложиться в
определенный отрезок времени, отмеряемый
песочными часами. Победившей считается та
команда, которая выполнила задание быстрее и без
ошибок. После того, как весь песок высыпется,
игроки обязаны прекратить работу.
Очки начисляются команде по количеству
правильно заполненных фишками «корзинок».
Ведущий: А теперь нам предстоит
углубиться в лес. В самые грибные места.
Следующие три задания рассчитаны на детей,
«продвинутых» в математике, или для тех, кто уже
поступил (поступает) в первый класс и оказался на
празднике в качестве гостя. Если педагоги не
уверены в том, что детям по силам выполнить
предложенные задания, лучше заменить их
заданиями, аналогичными предыдущему: вместо
грибов там могут фигурировать листья или орехи.
Из задания «В лесной чаще» можно убрать часть по
формулированию задач. Тогда оно будет по силам и
пятилеткам.
В лесной чаще
Задачки для соперника
Для участия в конкурсе каждая команда
выдвигает четырех игроков. Они выстраиваются в
колонну лицом к ведущему.
Ведущий предъявляет играющим крупные карточки —
одну за другой.
Изображения деревьев на каждой карточке разбиты
на две части. Например, ближе к одному концу
карточки нарисованы две березы, а ближе к другому
— еще одна. Это нарисованные задачи, в которых
нужно подсчитать общее количество деревьев на
картинке.
Члены одной команды по очереди формулируют
условие задачи по картинке: «На одном пригорке
росли три елки, а на другом — две березы. Сколько
всего деревьев росло на пригорках?»
Члены другой команды дают ответы по очереди.
Совещаться нельзя. Чья очередь отвечать
выпадает, тот идет к доске, отыскивает
цифру-ответ и прикрепляет напротив картинки.
Если он ошибся, капитан команды может молча,
только указанием, определить другого игрока,
который исправит ошибку. Ошибку можно исправлять
только один раз.
Затем ведущий вывешивает картинку-задачку для
другой команды. И все повторяется сначала.
Задачку формулирует член противоборствующей
команды, очередь которого подошла. Ответ дает
соответствующий игрок из другой команды.
Все задачки однотипные. Перед тем, как команды
начнут сочинять задачки, педагог может
предложить образец задачи.
В этом конкурсе играющие могут получить два раза
по четыре очка — за формулирование задач и за их
решение. За каждую допущенную ошибку вычитается
одно очко. За исправление ошибки (в ходе решения)
начисляется пол-очка.
Где растет сосёнка, там ищи опёнка
От каждой команды выдвигают трех игроков.
Игроки выстраиваются в колонну, друг за другом —
как в эстафетах.
На доске для каждой команды выкладывают колонку
из трех заданий.
Каждое задание представлено двумя карточками,
размещенными друг под другом. На одной карточке
нарисованы елочки (или другие деревья), на другой
— грибы. Грибов может быть больше или меньше, чем
деревьев.
Игроки должны определить, чего больше — грибов
или деревьев, и насколько, подбежать к доске,
найти нужную цифру и разместить ее рядом с
карточками.
Состязание прерывается, как только игроки одной
из команд решат все задачи.
За выполнение этого задания игроки могут
получить три очка. Как и в предыдущих случаях,
допущенную одним из игроков ошибку может
исправить бегущий за ним. Но за допущенную и
исправленную ошибку снимается пол-очка.
Полезай в корзинку, гриб
От каждой команды выдвигают трех игроков.
Игроки выстраиваются в колонну, друг за другом —
как в эстафетах.
На доске для каждой команды выкладывают колонку
из трех заданий.
Каждое задание представлено карточками с
изображением корзинок с грибами внутри и грибами
снаружи. Между корзинками и грибами размещен
знак «+» или знак «–».
Ведущий объясняет: «Каждая команда представила
нам настоящих грибников, которые с полными
корзинками возвращаются из леса. По дороге они
могут найти гриб. А могут — и потерять. Знак «+»
означает, что грибов в корзинке прибавилось. Знак
«–» означает, что грибов в корзинке уменьшилось.
Игроки должны сосчитать, сколько грибов стало в
каждой корзинке».
По условному сигналу игроки бегут к доске,
выбирают нужную карточку с ответом и прикрепляют
ее напротив карточки с картинкой.
Состязание прерывается, как только игроки одной
из команд решат все задачи.
Каждое правильно выполненное задание
оценивается двумя очками. Ошибочные задания не
засчитываются.
Пошла Маша за грибами
Это конкурс-шутка. Все участники игры
становятся в круг. От одной команды выбирается
«Маша» — девочка, на голову которой повязывают
платочек. Из игроков другой команды выбирают
пять-шесть детей, которые будут грибами. «Грибы»
берут в руки по две картинки: на одной изображен
съедобный гриб, на другой — мухомор. Маше
завязывают глаза. Под веселую музыку «грибы»
бегают внутри круга. Когда музыка обрывается, они
застывают, вытягивают руки с картинками вперед и
больше не имеют права трогаться с места. «Маша»
идет собирать грибы. Натыкаясь на какого-нибудь
игрока в кругу, она должна взять у него одну из
картинок. Остальные играющие в это время
произносят слова: «Маша по лесу пошла, сыроежку
там нашла» или «Маша по лесу пошла, подосиновик
нашла». Гриб называется в зависимости от того, к
игроку с какой картинкой приближается «Маша».
Игроки «Машиной» команды могут усилением голоса
предупреждать ее об ошибке в выборе гриба. После
одного-двух выборов снова начинает играть
музыка. «Маша» застывает, а грибы движутся. Игра
повторяется два-три раза. Затем Маше развязывают
глаза. Она выкладывает карточки с грибами на пол
или на стол, и все считают, сколько хороших грибов
она собрала и сколько мухоморов. Затем выбирают
«Машу» и «грибы» из других команд и играют снова.
Я знаю пять названий грибов
Конкурс для родителей
Конкурс проводится с целью добыть для команды
дополнительные очки.
Вызываются два человека из родителей детей,
принадлежащих разным командам и хорошо
разбирающихся в грибах.
Им вручается мяч. Игроки тянут жребий, с помощью
которого выясняют, кто делает первый ход. Один
соперник кидает мяч другому, называя
какой-нибудь съедобный гриб. Другой возвращает
ему мяч, в свою очередь, называя гриб. И так до тех
пор, пока кто-то из играющих не сделает паузу.
Выигрывает тот, за кем остается последнее слово.
После проведения родительского конкурса жюри
подсчитывает итоги.
В это время дети поют летние песни и песни про
грибы.
Марина АРОМШТАМ
|