Под ред. Л.А. ПАРАМОНОВОЙ
Продолжение. Начало см. в № 10/2007
Развивающие занятия с детьми 5–6 лет
Фрагмент книги
Отдел реализации: (495) 784-67-74 *207, *208, *334, *337
(региональный отдел продаж).
*224, *220, *324, *227 (московский отдел продаж)
Факс: (495) 615-80-53; info@olma-press.ru, www.olma-press.ru
Сентябрь. 2-я неделя
Планирование работы
Направленность педагогической работы.
Образовательная работа на этой неделе
направлена на обогащение представлений детей о
самих себе. Дети будут иметь возможность
подумать, что они уже умеют делать и чему еще
хотят научиться. На разных занятиях уточняются и
дополняются их представления о деятельности
людей разных профессий. Чтение глав из книги
Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей»
позволит детям выстроить некоторые аналогии
между жизнью сказочных героев и их собственной
жизнью в детском саду. Они попробуют свои силы в
творческой работе по «сочинению» стихов.
Продолжится знакомство детей с простейшими
знаками и символами, они узнают, что такое герб,
попробуют придумать герб своей группы. На
занятии по развитию математических
представлений у детей будут формироваться
представления о независимости числа от
расположения и цвета предметов, будет
развиваться внимание и координация движений.
День недели |
Временные отрезки дня |
Содержание образовательной
работы |
1-й день |
Утро |
Игры по инициативе детей |
|
Занятия |
1. Развитие речи. «Что мы умеем»
2. Рисование. «Наши руки не для скуки»
3. Физкультура № 2.1. Закрепление
правильной техники в прыжке в длину с места;
техники челночного бега. Развитие силы мышц рук
(упражнения с акцентом на выполняемое движение —
с силой согнуть руки, крепко сжать кулаки и т.д.) |
Прогулка |
Экскурсия по территории
детского сада
Игра на велосипеде «По узкой дорожке»,
подвижная игра «Подбрось повыше»
Игры по инициативе детей |
После обеда |
Чтение 1-й главы книги Н.Носова
«Приключения Незнайки и его друзей» («Коротышки
из Цветочного города») |
Вечер |
Игры по инициативе детей |
2-й день |
Утро |
Наблюдение в уголке природы* |
Занятия |
1. Конструирование из
строительного материала. «Наш детский сад»
2. Познание окружающего мира. «Мы —
группа»
3. Музыка № 2.1. Музыкальное движение: Игровые
упражнения «Качание рук и мельница» (английская
народная мелодия), «Ветерок и ветер» (Л. ван
Бетховен «Лендлер»), этюд «Цветок вырастает,
качается и засыпает» (В.Витлин «Цветок»). Игра
на детских музыкальных инструментах: Е.Тиличеева
«Колыбельная» |
Прогулка |
Наблюдение в природе*
Рисование забавных рожиц палочками на
песке (предварительная работа к занятию по
аппликации)
Игра на велосипеде «По узкой дорожке»,
подвижная игра «Подбрось повыше»
Игры по инициативе детей |
После обеда |
Чтение 2-й главы из книги
Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей»
(«Как Незнайка был музыкантом») |
Вечер |
Игры по инициативе детей |
3-й день |
Утро |
Уход за растениями и
животными в уголке природы* |
Занятия |
1. Природа. «Природа в
детском саду»
2. Лепка предметная. «Наши любимые
игрушки»
3. Физкультура № 2.2. Восстановление
умения сохранять равновесие после внезапной
остановки во время бега; умения ползать на
четвереньках между предметами различными
способами (змейкой, по прямой, вокруг предмета и
т.д.). Развитие выносливости (увеличение
длительности бега во время разминки — на 15—20
секунд) |
Прогулка |
Труд в цветнике и на
участке детского сада. Выкладывание забавных
рожиц из камешков, веточек (предварительная
работа к занятию по аппликации). Игра на
велосипеде «Прокатись по кругу», подвижная игра
«Мы — веселые ребята». Игры по инициативе детей |
После обеда |
Чтение 3-й главы из книги
Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей»
(«Как Незнайка был художником») |
Вечер |
Игры по инициативе
детей. Рассматривание фотографий,
художественных открыток и репродукций портретов
известных художников — В.А. Серова,
И.Е. Репина, И.Н. Крамского (предварительная
работа к занятию по аппликации) |
4-й день |
Утро |
Наблюдение и уход
за растениями и животными в уголке природы* |
Занятия |
1. Математические
представления № 2
2. Аппликация из бумаги. «Веселые
портреты»
3. Музыка № 2.2. Слушание музыки: И.С. Бах
«Шутка». Пение: распевки «Василек», «Баю»,
русская народная песня «На зеленом лугу», «Про
водичку» (музыка В.Жубинской, слова И.Михайловой).
Игра на детских музыкальных инструментах: И.С. Бах
«Шутка», Е.Тиличеева «Колыбельная» |
Прогулка |
Наблюдение в
природе*
Игры на велосипеде «По узкой дорожке»,
«Прокатись по кругу»
Игры по инициативе детей |
После обеда |
Чтение 4-й главы из
книги Н.Носова «Приключения Незнайки и его
друзей» («Как Незнайка сочинял стихи») |
Вечер |
Игры по
инициативе детей |
5-й день |
Утро |
Наблюдение и уход
за растениями и животными в уголке природы* |
Занятия |
1. Художественная
литература. «Знакомство с рифмой»
2. Свободное занятие
3. Физкультура № 2.3. Закрепление навыка
ходьбы по ограниченной поверхности; техники
прыжков с продвижением вперед. Развитие быстроты
посредством подвижной игры («Шишки, желуди,
орехи», «День и ночь» и др.) |
Прогулка |
Наблюдение в
природе*
Игры на велосипеде «По узкой дорожке»,
«Прокатись по кругу»; подвижная игра «Мы —
веселые ребята»
Игры по инициативе детей |
После обеда |
Чтение 5-й главы из
книги Н.Носова «Приключения Незнайки и его
друзей» («Газированный автомобиль») |
Вечер |
Игры по
инициативе детей |
___________________
* См. раздел «Природа».
Педагогическая поддержка сюжетных игр детей.
Если прочитанное художественное произведение о
Незнайке и его друзьях станет эмоционально
значимым для детей, то сюжеты самодеятельных игр
могут возникнуть на основе этого содержания.
Педагог, безусловно, поддержит инициативу детей,
дополнив предметно-игровую среду игрушечными
музыкальными инструментами, микрофонами,
сделанными из подручных средств (из скакалки и
пластмассового стаканчика), и другими
предметами, наделенными игровым значением. Дети
могут создавать музыкальные и вокальные группы,
с удовольствием выполнять роли певцов,
музыкантов, танцоров.
Воспитатель может показать, как совместными
усилиями придумать сюжет игры и при этом
обойтись без игрушек и предметов-заместителей.
Например, взрослый рисует на бумаге дорогу и
автомобиль, сообщает об этом желающему
подключиться к игре ребенку. Принимая
«эстафету», ребенок может изобразить любое
событие в рамках изображенного ранее: его машина
выехала на встречную полосу и произошла авария
или изображается ремонт машины и пр. Развитие
сюжета происходит в речевом плане с
использованием изобразительных средств.
Педагог играет, как маленький, дети уже
привыкли к этому. Он — партнер. Только в таком
статусе возможно самому играть в то, во что
хочешь, на глазах у детей. Дети, как показывает
опыт, проявляют интерес и с согласия взрослого
включаются в игру. Таким образом, можно показать
новые для детей способы выполнения игровых
действий (игровые умения), способы совместного
сюжетосложения, развитие сюжета с помощью
диалогического общения.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
«Что мы умеем»
Задачи. Вовлекать детей в общий разговор.
Уточнять представления детей о деятельности
людей разных профессий.
Активизировать глаголы.
Учить передавать содержание рассказа своими
словами.
Учить различать и правильно произносить звуки [с]
и [з]. Выделять их голосом.
Слышать звуки изолированно и в словах. Развивать
речевое внимание, фонематический слух детей.
Обогащать словарь образными словами и
выражениями.
Материалы, инструменты, оборудование.
Корзинка, слон, лиса, заяц, коза, собака, змея,
салфетка.
Содержание занятия. Воспитатель предлагает
детям послушать рассказ Евгения Пермяка «Для
чего руки нужны»:
«Петя с дедушкой были большими друзьями и
любили задавать друг другу разные вопросы.
Спросил как-то дедушка внука:
— А для чего, Петенька, людям руки нужны?
— Чтобы в мячик играть, — ответил Петя.
— А еще для чего? — спросил дед.
— Чтобы ложку держать.
— А еще?
— Чтобы камешки в речку бросать...
Весь вечер отвечал Петя дедушке. Правильно
отвечал. Только он маленьким был и обо всех
других людях по своим рукам судил, а не по
трудовым, рабочим рукам, которыми вся жизнь, весь
белый свет держится».
Воспитатель спрашивает детей:
— А как бы вы ответили, ребята, для чего руки
нужны? Что умеют делать руки? (Свободные
высказывания детей.)
— Что делают дети в детском саду? Как ответил
Петя дедушке на вопрос «для чего людям руки
нужны?» (Ответы детей.) Петя был маленький и судил
по своим маленьким рукам. А какие руки строят
дома, дороги, водят поезда? (Рассуждения детей.)
Что еще умеют делать трудовые руки? Что делают
повар, портной, дворник, шофер?
Предлагает детям послушать еще раз рассказ о
Пете и дедушке, а затем пересказать его. После
повторного чтения воспитатель вызывает детей по
желанию для пересказа, оказывает им необходимую
помощь. Затем воспитатель говорит:
— Дети в детском саду делают много разных дел. А
еще они играют. Играют игрушками, словами и
звуками. Отгадывают загадки. Отгадайте загадки:
Сама рыжеватая,
Мордочка плутоватая.
(Лиса)
Зимой — белый,
Летом — серый.
(Заяц)
Бегут по дорожке
Борода да ножки.
(Коза)
Гладишь — ласкается,
Дразнишь — кусается.
(Собака)
Воспитатель загадывает детям загадку (автор —
И.Лопухина):
Пестрой лентой притворяясь,
В зелени травы скользя,
Извиваясь, изгибаясь,
По земле ползет...
(Змея)*
______________________________________
* Лопухина И. Логопедия. 550
занимательных упражнений для развития речи. М.:
Аквариум, 1995. С. 105.
По мере отгадывания загадок воспитатель
достает игрушки и выставляет их на столе.
— Послушайте слова: ссслон, лиссса, сссобака. Произнесите
эти слова, как я, но все вместе (хором). Какой звук
мы выделили в этих словах? [с]
— Послушайте слова: зззаяц, коззза, зззмея.
Произнесите эти слова, как я, но все вместе
(хором). Какой звук выделили в этих словах? [з]
— Давайте потянем звук [с] долго. (Хором.) А
теперь потянем звук [з]. (Хором.)
— Я буду вразбивку называть звуки [с] и [з]. Когда
услышите звук [з], хлопните в ладоши, а когда
услышите звук [с] — поднесите палец к губам (жест
«тихо»).
Далее воспитатель называет вразбивку звуки: [с,
с, з, з, с, з, с, з] и т.д., приложив ко рту лист бумаги,
чтобы не было видно движения губ.
РИСОВАНИЕ
«Наши руки не для скуки»
Задачи. Познакомить с возможностью
создания образов, символов и эмблем на основе
одинаковых элементов. Развивать воображение.
Формировать умение вырезать изображение по
сложному контуру (рисунок кисти руки). Вызвать
интерес к собственной руке.
Предварительная работа. Беседа о руках
человека.
Материалы, инструменты, оборудование. Цветная
бумага, ножницы, простые карандаши, клей, клеевые
кисточки, большие листы бумаги для составления
образов из силуэтов рук (бабочка, рыбка, солнышко,
дружба и пр.), цветной картон для создания
коллективной работы. Гуашевые краски и листы
белой бумаги.
Содержание занятия. Воспитатель читает
детям стихотворение М.Пляцковского:
Без чего сосну не срубишь?
Без чего
Нельзя построить новый дом?
Без чего
Сосну не срубишь топором?
Без чего
Хлеба в полях не зашумят?
Без чего
Ракеты к звездам не взлетят?
Ты запомни это, ты запомни, друг:
В каждом деле
Обойтись нельзя
Без рук!
Воспитатель спрашивает детей, как они понимают
выражение «Наши руки не для скуки». Обобщает,
уточняет ответы детей и предлагает им поближе
познакомиться с их руками, с возможностью
использовать их форму в необычной
художественной деятельности. Прикладывает свою
ладонь с расставленными пальцами к листу цветной
бумаги, размещенному на мольберте, обводит и
вырезает, комментируя свои действия: сначала я
вырезаю рукавичку, а потом уже по отдельности
каждый пальчик, будто это перчатка.
Дети выбирают цвет бумаги по своему желанию и
выполняют задание. Быстро справившимся детям
воспитатель предлагает взять лист другого цвета
и вырезать еще раз.
Воспитатель предлагает детям перенести
«ручки» на большой лист белой бумаги,
размещенный на свободном столе или на полу, и
составляет из вырезанных силуэтов две-три
композиции: например, бабочку, цветок, птицу,
солнышко, рыбку, аплодисменты, рукопожатие. Дети
включаются в составление композиций. Наиболее
интересные из них воспитатель предлагает
приклеить на цветной картон. Например:
«солнышко» (пальчики — это солнечные лучи; мы
хотим, чтобы всегда светило солнце, всем людям и
животным было тепло); «дружба» (разноцветный
венок из цветов, лепестки цветов — это наши
ручки; мы хотим, чтобы всегда на земле цвели цветы
и все жили дружно). Занятие хорошо завершить
несложным игровым упражнением, во время которого
дети раскрашивают свои ладошки гуашевыми
красками и ставят отпечатки на листах белой
бумаги. Впоследствии об этом способе можно время
от времени напоминать детям во второй половине
дня, чтобы с небольшой группой детей ставить
небольшие спектакли, героями которых будут
раскрашенные руки (петух, бабочка, собака, волк,
лохматый человек и пр.).
Внимание. В процессе занятия воспитатель с
небольшой группой детей тонирует основу для
будущей композиции «Город» (аппликация).
КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ СТРОИТЕЛЬНОГО
МАТЕРИАЛА
«Наш детский сад»
Задачи. Учить детей сооружать различные
постройки, объединенные общим содержанием.
Развивать умение работать совместно, выполняя
порученную часть работы. Дать представление о
плане и условных изображениях на нем, учить
располагать знаки в соответствии с реальными
постройками.
Предварительная работа. Экскурсия по
детскому саду и участку, знакомство с разными
помещениями, площадками и их назначением,
установление специфики здания (сколько этажей,
входов, как они расположены) и участка (на нем
есть горки, качели, беседки, лесенки и пр.).
Материалы, инструменты, оборудование. Набор
строительного материала для каждого ребенка; на
каждый стол — набор условных знаков (символов),
обозначающих постройки на участке: горка,
песочница, качели, домик, бум (гимнастическое
бревно) и др., имеющиеся в детском саду.
Содержание занятия. Воспитатель размещает
наборы со строительным материалом на сдвинутых
попарно столах (для коллективной постройки).
Приглашает детей разместиться за любым из них.
Напоминает о проведенной недавно экскурсии по
территории нашего детского сада, о постройках,
имеющихся на участке. Предлагает выбрать из
набора символов тот, которым можно обозначить
эту постройку. Предлагает построить детский сад
и территорию вокруг него из строительного
материала.
Горка Бум Домик Песочница
Качели
Далее педагог говорит детям, что сегодня они
будут строить не каждый сам по себе, а вместе — по
несколько человек. А чтобы работа шла быстрее,
они договорятся, кто что будет строить: один
человек будет строить здание детского сада,
другой — горку, третий — качели, четвертый —
песочницу и т.д. (За каждым столом размещаются не
более шести детей.) Предлагает детям выбрать из
набора условных знаков (символов) тот, который
обозначает выбранную им постройку. Просит детей,
которые будут строить здание детского сада,
выполнить следующие условия: здание должно быть
в два этажа и иметь входную дверь. Спрашивает
детей, в какой части стола лучше разместить
здание детского сада? (В центре.) Где удобнее
расположить постройки на участке? (Справа, слева
и позади здания, оставляя спереди место для
входа.)
Педагог разрешает детям начать строительство.
В процессе работы следит за взаимоотношениями
детей, напоминает о необходимости помогать друг
другу, советоваться, удобно располагаться, не
мешая товарищам.
В конце занятия в распоряжение детей
предоставляются мелкие игрушки (например, из
«киндер-сюрпризов») и отводится несколько минут
для игры с ними. В завершение педагог хвалит всех,
говорит, что теперь, как только захочется
поиграть в детский сад, дети без труда смогут
сами создать все постройки и поиграть.
Строительный материал аккуратно разбирается и
раскладывается по коробкам. Педагог стимулирует
детей не только быстро сложить детали в свою
коробку, но и помочь товарищам. (Если дети в
процессе работы перепутают все детали, педагог
подскажет, сколько и каких деталей лежало в
каждой коробке, или оставит эту работу на вечер.)
ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
«Мы — группа»
Задачи. Знакомить детей с
устройством простейшего плана участка детского
сада, формировать у детей представления о
профессиях взрослых и их профессиональных
принадлежностях, знакомить с условными знаками и
символами, обозначающими занятия людей, учить
детей соблюдать правила поведения в детском
саду.
Предварительная работа. Создание и
размещение на плане участка разных построек из
строительного материала (горок, качелей и т.п.) на
предыдущем занятии по конструированию.
Материалы, инструменты,
оборудование. План участка детского сада,
условные знаки для оборудования на участке.
Содержание занятия. Воспитатель
показывает детям простой план участка детского
сада и обсуждает с ними, что обозначают на плане
серые полоски (дорожки), серые прямоугольники
(веранды), зеленые прямоугольники (газоны), где
находится здание детского сада. Показывает детям
маленькие рисунки-символы и спрашивает детей,
какой из символов обозначает качели, какой —
горку, какой —
домик и т.д. По очереди подходит к каждой из групп
детей, кладет рядом план участка детского сада и
просит их расположить рисунки-символы на плане
детского сада так же, как стоят их постройки.
Вначале следует внимательно посмотреть, где
стоят качели, горка, домик, гимнастическое
бревно, и рассказать об этом (например, качели
рядом с горкой, горка между качелями и домиком,
гимнастическое бревно за домиком и т.п.). Потом
расположить на плане рисунки-символы. Остальные
дети проверяют вместе с воспитателем
правильность выполнения задания.
Затем воспитатель спрашивает у детей,
что им нравится делать в детском саду, просит
детей назвать свои любимые занятия. Спрашивает
по возможности всех детей, комментируя и обобщая
ответы (в детском саду играют, узнают новое,
дружат, вместе придумывают игры, отмечают
праздники...).
Воспитатель обсуждает с детьми, что в
детском саду дети учатся еще одному важному делу
— играть вместе и дружить. Спрашивает, можно ли
мешать другим, обязательно ли принимать в игру
того, кто хочет играть вместе с другими, и т.д.
Правила поведения обсуждаются затем с детьми в
течение всей недели.
Воспитатель переходит к созданию
символа группы, поэтому он подходит к двери и
рассказывает примерно следующее: «Посмотрите,
вот — дверь в группу. О себе дверь говорит так:
“Утром через меня проходят дети, чтобы войти в
комнату. Они здороваются с воспитательницей.
Сегодня Саша ни с кем не поздоровался, и я очень
расстроилась, так что даже заскрипела. Мне уже
много лет, я здесь с самого начала детского сада.
Меня три раза красили и один раз сменили ручку. На
Новый год меня украшают. Я не люблю, когда мною
хлопают, когда меня открывают и закрывают ногами.
Я бы очень хотела, чтобы на мне всегда висело
какое-нибудь украшение, а также чтобы все
понимали, что я — дверь именно в вашу группу”».
Воспитатель обсуждает с детьми, что
можно сделать, чтобы дверь в группу была
узнаваемой, чтобы все сразу догадывались, чья
здесь группа. Воспитатель спрашивает детей,
какое название для своей группы они хотят
выбрать (комментирует предложения). После того
как название придумано, дети предлагают варианты
герба своей группы. Можно использовать работы
детей, выполненные ими на этой неделе на занятии
по рисованию. Например, если при обсуждении
названия группы был выбран вариант «Дружные
ребята», то символом группы может быть круг из
детских ладошек, обозначающий дружбу.
Примерные правила поведения в детском
саду
1. Если кто-то занимается делом или
играет, ему нельзя мешать.
2. Если хочешь играть с другими, попросись в игру;
того, кто просится играть с другими, нужно
принять в игру.
3. Если хочешь взять чужую игрушку или другую
вещь, нужно спросить разрешения.
4. Если не хочешь что-то показывать или давать
другим, вежливо извинись, но можешь не показывать
и не давать.
5. Нельзя обижать: говорить плохие слова, дергать
за волосы, за одежду, смеяться над другими.
Продолжение следует
|