Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №17/2007

УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ

Чем «дышит» детский сад в Ижевске?

Тамара Сергеевна АНДРЕЕВАО системе дошкольного образования города рассказывает начальник Управления дошкольного образования и воспитания администрации города Ижевска Тамара Сергеевна АНДРЕЕВА.

У ижевских «дошкольников» есть свое Управление

Одна из особенностей дошкольного образования г. Ижевска — наличие специальной управляющей структуры. В 1998 году по инициативе администрации города было создано специальное Управление дошкольного образования — одно из первых и немногих в России. В 2008 году нашему Управлению исполнится десять лет.

Управление было создано не случайно. В конце 90-х началась активная передача ведомственных детских садов в ведение муниципалитетов и резко обострилась проблема сохранения сети. Для того чтобы эти проблемы решать, и понадобилось Управление — как некоторая заинтересованная в успехе предприятия структура. Благодаря появлению такой структуры нам удалось практически полностью сохранить сеть. Сегодня в Ижевске работают 211 муниципальных дошкольных учреждений, 4 ведомственных и 2 частных детских сада при общей численности жителей в 630 тысяч человек.

Поэтому и проблема очередей в нашем городе хотя и существует, но, на мой взгляд, стоит не так остро, как в других регионах. У нас 2300 очередников. В большинстве своем это малыши, ожидающие очереди в ясли или в группы раннего развития. Все пятилетки, желающие посещать сад, устроены в дошкольные учреждения. Даже детей четырех лет уже нет в очередях. Поэтому и проблемы предшкольного образования у нас как таковой не существует. Подготовка детей к школе осуществляется в рамках действующих ДОУ.

Конечно, перед нами стоит задача полностью ликвидировать очереди. Президент Удмуртской Республики Александр Александрович Волков отвел на ее решение два года. К 2009 году все дети, желающие посещать детский сад, должны получить такую возможность. И, я думаю, мы с поставленной задачей справимся. Генеральным планом развития города предусмотрено строительство новых детских садов. К тому же мы сейчас возвращаем дошкольному образованию здания, ранее используемые не по назначению. Возвращаем тихо, спокойно, без всяких скандалов и судебных исков. По общей договоренности. Внутри образовательной системы это в основном «переселение» школьников из детских садов. Когда-то детские сады пустовали, а школы были переполнены, дети там обучались в три смены. При таком положении вещей дети начальных классов могли обучаться на базе дошкольных учреждений. В пустующем здании сада мы могли разместить вечернюю школу или студию центра детского творчества. Теперь ситуация изменилась. В школах появились свободные площади, а детские сады, наоборот, нуждаются в помещениях. Поэтому мы переводим ту же вечернюю школу в здание школы общеобразовательной, для студии тоже ищем подходящие площади под школьной крышей. А детские сады ремонтируем и открываем там новые группы. Ремонт помещений, конечно, требует денег. Но деньги на это нам выделяют из регионального и городского бюджета.

Так что особенно болезненных проблем я здесь не вижу. Все идет своим чередом, все решается.

Право на эксперимент

Что касается системы дошкольного образования Ижевска, ее на сегодняшний день можно считать сложившейся, состоявшейся. О своих детских садах мы говорим с гордостью. И хотя все они — часть единой системы, каждое учреждение города имеет свое неповторимое лицо.

Мы уважаем право детских садов работать по образовательным программам, которые они сами себе выбрали. Всего в городе реализуется 16 образовательных программ. Есть у нас и детский сад, работающий по системе Марии Монтессори. Это одно из лучших дошкольных учреждений Ижевска. Он очень популярен у родителей, на его базе существуют группы кратковременного пребывания, которые малыши несадовского возраста посещают вместе с родителями. Почему не поддержать такой детский сад, если он показывает хорошие результаты? Результаты — вот что для нас важно.

Если в каком-нибудь коллективе решают начать экспериментальную работу, мы никогда не препятствуем. Наоборот — поддерживаем.

За счет инноваций вся система получает второе дыхание, обновляется. Поэтому в Ижевске много дошкольных учреждений, имеющих статус и региональных, и федеральных экспериментальных площадок. В 2002 году мы в республике провели первый фестиваль инновационных проектов и программ дошкольного образования. В 2006-м — второй такой фестиваль. Третий должен пройти в 2010 году. Рассказывать об этих фестивалях бесполезно: их надо видеть своими глазами. Это настоящий праздник педагогического творчества! Педагоги представляют и защищают свои программы, дают мастер-классы, демонстрируют работы детей. В результате получают право распространять защищенные программы в регионе, обучать других педагогов.

Кадры и сейчас все решают

А мы каждый раз убеждаемся в старой истине: кадры решают все! Есть кадры в детских садах, дошкольное образование живет и развивается. Нет кадров, любые благие начинания бесполезны. Еще в 1998 году, когда наше Управление только появилось, первым его делом стало создание Центра повышения квалификации работников дошкольного образования, который мы назвали «Альтернатива». 3,5 тысячи сотрудников дошкольных учреждений города ежегодно повышают свою квалификацию. Не только воспитатели, но и бухгалтеры, медицинские сестры, психологи. В нашей системе есть такие сады, где от каждого работающего требуется высочайший уровень профессионализма. Взять, к примеру, ижевские логопедические центры для детей с тяжелыми нарушениями речи. Там специальную подготовку проходят не только специалисты и педагоги, но и младшие воспитатели.

А педагогам, воспитывающим детей с синдромом Дауна или детей с детским церебральным параличом, разве не нужна специальная подготовка? Обязательно нужна. Об этом мы заботимся и понимаем: без представителей науки этой задачи не решить. Поэтому для Ижевска характерен союз педагогов и представителей науки.

Во-первых, к нам в рамках программ повышения квалификации периодически приезжают авторы программ, реализующихся в детских садах.

Так что наши педагоги получают информацию, что называется, из первых уст. Во-вторых, мы очень продуктивно дружим с Удмуртским государственным университетом, на базе университета проходят тематические и постоянно действующие семинары, в частности, по проблемам включения национально-регионального компонента в программы дошкольных учреждений, по проблемам преподавания национальных языков и формирования толерантных отношений представителей различных культур в системе многонациональной республики.

Но есть предметы обучения, лежащие совсем в иной сфере и на первый взгляд не имеющие прямого отношения к педагогике.

К примеру, в настоящее время мы обучаем всех желающих «дошкольников» искусству ландшафтного дизайна, на базе Международного восточно-европейского университета. Такое обучение оказалось необходимо в связи с реализацией нового городского проекта «Ижевск — цветущий город». Как детские сады могут в нем не участвовать? Ведь в большинстве своем они владеют замечательными территориями, уход за которыми требует умелого подхода. В результате наших усилий с мая по октябрь участки наших детских садов похожи на ботанические сады, все там цветет и благоухает.

Поощрять попечительское движение

Конечно, для озеленения и украшения территории знаний мало. Нужны еще деньги, и немалые. Но каждое дошкольное учреждение Ижевска, могу смело сказать, имеет опыт зарабатывания денег. Несмотря на то, что собственных финансовых счетов у наших садов нет, у них есть лицевые счета, субсчета. И все заработанные учреждением деньги идут на его нужды. К тому же мы серьезно подумываем о переводе некоторых детских садов в статус автономных учреждений.

Это могло бы пойти на пользу учреждениям с точки зрения увеличения финансового благополучия. Особенно — тем, где созданы сильные попечительские советы.

У нас в городе вообще развито попечительское движение. У детского сада с организацией попечительского совета, конечно, возникает больше сложностей, чем, например, у школ. Хотя бы потому, что в школе ребенок учится одиннадцать лет, а в детский сад ходит 4–5 лет. Поэтому, чтобы стимулировать развитие попечительства, мы решили организовать конкурс попечителей дошкольных учреждений. В этом году провели его впервые.

Хотя дело новое, в желающих участвовать недостатка не было. Это нас очень порадовало. Конкурс проходил в три этапа. Участники представили свои проекты содействия развитию детского сада. Мы рассмотрели 200 проектов (при наличии 211 детских садов в городе). На следующий этап вышли 12 проектов. На третий, последний, — 9. На торжественной церемонии награждения были объявлены победители, занявшие три призовых места.

Лучшим попечителям были вручены дипломы администрации г. Ижевска в присутствии представителей всех детских садов. От каждого сада на церемонии присутствовали заведующая и председатель попечительского совета (или его заместитель). Но это не только акт общественного признания попечительства и его пропаганда. Это своеобразная школа попечителей. Ведь награжденные представили присутствующим свои проекты, рассказали о своей работе.

Так что дошкольное образование Ижевска живет. И живет интенсивной жизнью.

 

Рейтинг@Mail.ru