Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №17/2007

МЕТОДИЧЕСКИЙ ОЛИМП

Татьяна ПУХАРЕВАТатьяна ПУХАРЕВА,
заместитель заведующего по воспитательно-методической работе
детского сада № 111,
г. Пермь

Команду не создашь формально!

Мы, руководители учреждения, несем ответственность за достижение целей образовательного процесса. Но иногда, стремясь достичь его эффективности, забываем, что в процесс включены не только дети, но и взрослые. Они пришли работать в сферу образования не только из-за любви к ребятам, но и для того, чтобы удовлетворить собственные потребности. Любой начинающий педагог боится собственной несостоятельности во взаимодействии с детьми, их родителями, опасается критики администрации и опытных коллег. Чтобы этого не произошло, начинающим и вновь пришедшим педагогам нужно целенаправленно помогать.

Как же сделать так, чтобы педагоги трудились хорошо, достигая целей образовательного процесса и удовлетворяя свои желания? Необходимо создать команду единомышленников. Ее характер зависит от степени сплоченности коллектива, его творческой направленности, профессиональной зрелости каждого сотрудника.

Долгое время создание сплоченной, дееспособной команды связывали с наставничеством: к каждому молодому педагогу прикрепляли наставника. При этом доминировала ориентация на внешний контроль, оценку, потребность в руководителе, который знает, «как надо».

Сегодня ситуация изменилась. В число приоритетных ценностей попали независимость, свобода выбора, возможность творчества, поиска. Большинство начинающих воспитателей нуждаются не столько в наставничестве, сколько в возможности получить методическую, психолого-педагогическую помощь.

Опираясь на инновационный опыт работы школ и собственный опыт работы, мы пришли к выводу: эволюционные преобразования в инновационной деятельности в нашем ДОУ требуют смены взаимоотношений между коллегами. Наставничество должно существовать в форме сотрудничества. А сотрудничество, в свою очередь, носит неформальный характер. Его эффективность во многом определяется доверительными, дружескими отношениями между «учителем и учеником», которые обычно не возникают между людьми, имеющими разный статус.

Как показывает практика, педагог добивается существенных успехов только в том случае, если напарник по стилю своей деятельности похож на него. Когда есть большие стилевые различия, будущий педагог оказывается не в состоянии успешно заимствовать приемы работы опытного коллеги даже при высоком уровне его педагогического мастерства. Поэтому мы, руководители, обращаем внимание на темперамент, темп работы начинающего воспитателя, для того чтобы определить ему напарника. Разумеется, межличностные контакты и сотрудничество в коллективе могут развиваться и без участия руководителей. Так, «новичок» порой сам сближается с опытными работниками и по собственной инициативе начинает ходить на занятия, обращается за советом. После налаживания такого сотрудничества мы стараемся особенно активно не вмешиваться в их деятельность. Как уже отмечалось, такое сотрудничество зарождается на неформальной основе, носит в известной мере интимный характер.

Одной из наиболее эффективных форм педагогического сотрудничества, на наш взгляд, является творческая группа, которую мы рассматриваем как школу педагогического мастерства, так как ее членами являются педагоги-профессионалы. Одна из задач творческой группы — дать педагогам почувствовать, что они не просто воспитатели, но и исследователи.

На заседании группы идет углубленный анализ содержания, методов обучения, приемов, стиля общения, вырабатываются конкретные предложения и рекомендации для коллег. Творческая группа может проходить в разных формах: в форме деловой игры, «круглого стола», коллективно-творческой деятельности, разработки тех или иных вопросов в микрогруппах.

Как правило, педагоги объединяются в микрогруппы на основании общего интереса к проблемам и в силу положительных личных взаимоотношений друг с другом. В микрогруппу обязательно входят «новенькие» воспитатели. Результатом деятельности творческой группы и микрогрупп является не только взаимообучение педагогов, но и некий продукт деятельности: перспективные планы, структура планирования воспитательно-образовательного процесса, технологические карты, конспекты, пособия.

Опытные педагоги стали основателями проведения «Недель творчества для “новеньких”». Во время таких недель проходят открытые мероприятия с использованием современных методов и приемов организации детской деятельности. Педагоги демонстрируют свой педагогический опыт, отличающийся оригинальностью и индивидуальным стилем. Каждый педагог сопоставляет увиденное с тем, что делает сам, и понимает, что можно еще сделать лучше. Так происходит своеобразная индукция творчества от одного педагога к другому и возникает всплеск творческой активности.

В нашем детском саду стало традицией проводить конкурсы профессионального мастерства под названием «Мисс Воспитатель», в которых принимают участие воспитатели, претендующие на повышение квалификационной категории. Участие в конкурсе является одной из форм прохождения аттестации. Педагог показывает свои умения, знания, представляет опыт работы по теме самообразования. Подготовка к конкурсу происходит сообща в рамках микрогрупп, где оказывается помощь в подготовке атрибутов, пособий, при выполнении «домашнего задания». Члены микрогруппы и помощники воспитателей являются группой поддержки участниц и готовят соответствующие задания.

По окончании конкурса профессионального мастерства «Мисс Воспитатель» каждая участница получает звание в номинации. Например «Мисс Эрудированность», «Мисс Артистичность» и т.п. Организуются в детском саду и конкурсы профессионального мастерства для помощников воспитателей. На конкурсе «Наша прекрасная няня» они показывают свои знания в соблюдении санитарно-гигиенических условий, демонстрируют мастерство в умении правильно сервировать стол, правильно организовать игровую деятельность и общение с детьми. Такие мероприятия решают проблему в ДОУ — создание единого образовательного пространства среди всех категорий коллег.

 

Рейтинг@Mail.ru