Под ред. Л.А. ПАРАМОНОВОЙ
Продолжение. Начало см. в № 10, 16/2007
Развивающие занятия с детьми 5–6 лет
Фрагмент книги
Отдел реализации: (495) 784-67-74 *207, *208, *334, *337
(региональный отдел продаж).
*224, *220, *324, *227 (московский отдел продаж)
Факс: (495) 615-80-53; info@olma-press.ru, www.olma-press.ru
ПРИРОДА
«Природа в детском саду»
Задачи. Формировать представления о
разнообразии природы, знакомить с природными
объектами ближайшего окружения и их
взаимосвязями.
Материалы, инструменты, оборудование. Разноцветные
бусы (браслеты), лупы.
Место проведения. Первая часть занятия
проводится в групповом помещении, а затем
воспитатель ведет дошкольников по зданию
детского сада. Занятие можно также проводить в
зимнем саду, в экологической комнате, в живом
уголке. Если в здании детского сада есть
экологическая тропинка, то маршрут дошкольников
проходит по ней. (Такая тропинка включает объекты
живой и неживой природы: композиции комнатных
растений, уголки природы, фонтаны, песочницы и
центры песка и воды, аквариумы, мини-огороды и
т.п.)
Предварительная работа. Наблюдение за
растениями и животными в уголке природы. Дети
наблюдают и ухаживают за растениями и животными
в уголках природы, за обитателями аквариума,
пересаживают комнатные растения, исследуя почву.
Можно взять некоторые цветущие растения с клумбы
(бархатцы, декоративную капусту) и посадить их в
группе, понаблюдать за ними.
Содержание занятия. Воспитатель напоминает
детям о наблюдениях, проведенных на участке
детского сада; вместе с детьми уточняет, что на
участке есть растения, животные, земля, вода,
воздух, свет. Для актуализации и закрепления
полученных знаний воспитатель составляет с
детьми небольшие браслетики или бусы из бумажных
или пластмассовых бусинок разного цвета (шесть
белых и по одной бусине зеленого, серого,
коричневого, синего, голубого и оранжевого
цветов). Чтобы цветные бусинки были лучше видны,
между ними помещают белые. Воспитатель
предлагает детям нанизать на нитку первую белую
бусинку и вспомнить исследование, которое
проводилось на клумбе. Что дети наблюдали?
Растения, — нанизываем бусинку зеленого цвета, а
за ней снова белую. Были ли животные на клумбе?
(Дети вспоминают, кого они обнаружили в земле, кто
прилетал к цветкам, кто ползал на клумбе.)
Нанизываем серую бусинку, потом — белую. Что
держит корни растений, кормит и поит их? Земля, —
на бусах появляется коричневая бусинка, за ней —
белая. Что дает растениям свет и тепло, без
которых они не могут жить? Солнце, — добавляем к
предыдущим оранжевую бусинку, за ней снова белую.
Дождик поливает растения, им нужна вода, — бусы
пополняются синей бусинкой (и белой). Еще
растениям нужен воздух, — нанизываем голубую
бусинку и за ней — последнюю белую. Получившееся
ожерелье можно использовать в процессе работы с
детьми в течение всего года, вспоминая, что
символизирует та или иная бусинка.
Воспитатель
предлагает детям посмотреть, есть ли природа у
них в группе и в других помещениях детского сада,
пройти по детскому саду и найти разные объекты
природы. Начать можно с помещения группы. Дети
надевают бусы (или браслеты на руку).
Зеленая бусинка напоминает о растениях.
Есть ли растения в группе? Дети проводят
наблюдения за комнатными растениями и
растениями мини-огорода. Они низкие или высокие?
Какой у них стебель (прямой или вьющийся, толстый
или тонкий)? Какого цвета листья (светло- и
темно-зеленые, пестрые); большие или маленькие,
шершавые или гладкие? Дети рассматривают,
осторожно трогают листья, используют лупы. На
каких растениях есть цветки, бутоны? Для чего
выращивают комнатные растения в группе?
Серая бусинка напоминает о животных. Какие
животные есть в группе: птицы, рыбы, звери?
(Попугаи, канарейки; рыбки в аквариуме; хомячки,
морские свинки, белые декоративные мышки и
крысы.)
Дети рассматривают аквариум, наблюдают за его
обитателями. Кто живет в аквариуме? (Рыбы, улитки.)
Что в нем растет? (Разные растения.)
Коричневая бусинка напоминает о земле
(почве). Воспитатель спрашивает детей, есть ли в
группе земля. Для чего она используется? (Найти
почву в горшках с растениями, на мини-огородах.)
Дети рыхлят землю деревянной палочкой, чтобы в
ней было больше воздуха и растение лучше росло.
Синяя бусинка напоминает о воде.
Воспитатель обсуждает с детьми, где в группе
можно обнаружить воду: вода есть в кране, есть
вода для полива растений, в клетках животных, в
аквариуме. Как дети используют воду, — пьют, моют
руки, поливают растения, дают пить животным и т.п.
Дети определяют, нужно ли полить комнатные
растения (трогают землю в горшках и в случае
необходимости поливают), добавляют воду в
аквариум (если часть ее испарилась), подливают
воду в поилки животным.
Голубая бусинка — напоминание о воздухе.
Воспитатель спрашивает у детей, есть ли в группе
воздух, почему мы его не видим? (Воздух
прозрачный.) Воспитатель раздает детям
прозрачные полиэтиленовые пакеты и спрашивает,
есть ли что-нибудь внутри них. (Ответы ребят не
комментируются, правильность предположений они
проверяют сами.) Затем дошкольники «ловят»
воздух с помощью пакетов. (Открывают пакет и
машут им из стороны в сторону, чтобы он
наполнился воздухом.) Почему пакет раздулся? Чем
он наполнен? Воздухом. Значит, в комнате есть
воздух, только он невидим. Воздух нужен и людям, и
животным, и растениям.
Оранжевая бусинка — напоминание о солнце.
Воспитатель спрашивает у детей, есть ли в комнате
солнечный свет. Откуда он берется в помещении?
(Его лучи проходят через окна.) Воспитатель
закрывает окна шторами: что изменилось? Света
стало меньше. В солнечный день дети протягивают к
окну ладошки. Что они чувствуют при этом? (Тепло.)
Экскурсию по детскому саду можно продолжить и в
другое время, вне занятия.
Воспитатель вместе с детьми делает вывод о том,
что солнечный свет, тепло, воздух, вода, земля
нужны всем — людям, животным, растениям.
ЛЕПКА ПРЕДМЕТНАЯ
«Наши любимые игрушки»
Задачи. Учить детей лепить игрушки,
передавая характерные особенности их внешнего
вида (форму, цвет и соотношение частей).
Учить планировать работу — отбирать нужное
количество материала, определять способ лепки.
Инициировать свободные высказывания детей на
темы из личного опыта (описывать игрушки).
Предварительная работа. Беседа о любимых
игрушках на предыдущем занятии по развитию речи.
Материалы, инструменты, оборудование. Мягкие
игрушки, изображающие животных (собака, мишка,
заяц, обезьяна, жираф и др.), пластилин или глина,
клеенки, салфетки матерчатые, поворотный диск
для демонстрации поделок, стеки. Незавершенная
модель (туловище в форме овала или яйца (овоида) и
голова в форме шара) и отдельные детали (уши,
лапки, хобот) для показа способа лепки на основе
обобщенной формы.
Содержание занятия. Перед занятием
воспитатель размещает на столе мягкие игрушки
так, чтобы дети могли их рассмотреть.
— У нас в детском саду много игрушек. Игрушки
скучали летом без вас, а теперь обрадовались и
приглашают поиграть — угадать их по описанию.
Для этого тот, кто будет водить, должен задавать
всем нам вопросы, чтобы мы отвечали «да» или
«нет», — например, такие: «Это игрушка? Эта
игрушка сидит на столе? У нее большие уши? У нее
есть хобот?» и т.д. А теперь выберем считалкой
того, кто будет водить.
Яблочко катится
Вокруг огорода.
Кто его схватит —
Тот воевода!
Водящий выходит за дверь, оставшиеся дети
выбирают одну из игрушек для составления
загадки. Вернувшийся водящий пытается отгадать,
какую игрушку загадали. Игра повторяется два-три
раза.
После игры воспитатель предлагает каждому
ребенку слепить ту игрушку, которая понравилась
больше всего. Воспитатель ставит на поворотный
круг незавершенную лепную работу — туловище в
форме овоида (яйца) и голову в форме шара. Просит
детей отгадать, кто или что может получиться из
этой формы. После высказываний детей
демонстрирует способ лепки на основе заданной
формы. Если прилепить длинные уши, лапки и
короткий хвостик — появится зайчишка-плутишка.
Если прилепить маленькие круглые ушки и толстые
лапки — выйдет косолапый мишутка. Если голову
«посадить» на длинную-предлинную шею, туловище
повернуть и прикрепить к нему снизу четыре
одинаковых ноги — получится длинношеий жираф.
Воспитатель убирает все детали, оставляя
исходную форму. Еще раз показывает ее детям,
поворачивая в воздухе (туловище может
располагаться так, будто игрушка стоит на двух
лапках или же на четырех) и по-разному скрепляя
части друг с другом (голова может прикрепляться к
туловищу сверху или сбоку, на шее или без нее).
Дети начинают лепить игрушки по своему выбору и
размещают их на общей подставке.
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Занятие № 2
Задачи. Учить детей определять равное
количество в группах разных предметов
(предпосылки возникновения образа числа).
Развивать у детей внимание и координацию
движений под счет.
Формировать у детей представления о
независимости числа от расположения и цвета
предметов: устанавливать равенство в группах из
пяти предметов при определении их численности,
когда они расположены по кругу, по квадрату или в
виде любой другой фигуры; когда они различны по
цвету.
Учить детей отсчитывать от большего количества
меньшее по названному числу.
Уточнять понимание детьми независимости числа
от формы расположения сосчитываемых предметов.
Материалы, инструменты, оборудование
Демонстрационный материал:
Круги двух цветов (например, красные и синие) по
пять каждого цвета (5 см в диаметре).
Две числовые карточки с пятью точками,
расположенными горизонтально.
Раздаточный материал:
По 8–10 кружков на подносе.
Содержание занятия. У воспитателя на столе
небольшими группами стоят или лежат разные
предметы, например: три мяча, три кораблика, три
матрешки, три грибочка. Воспитатель просит детей
обратить внимание на то, какие это предметы,
сколько групп и по сколько предметов в каждой
группе.
Посчитали, уточнили общее количество групп (в
нашем случае их четыре) и по сколько предметов в
каждой группе (по три). Далее воспитатель просит
детей у себя на столах составить различные
группы, но так, чтобы в каждой были одинаковые
предметы, одно и то же количество, и чтобы эти
предметы не повторялись в других группах: у
кого-то по две игрушки, у кого-то по четыре и т.д.
(не больше пяти). Дети могут работать парами,
тройками, как им удобно. А затем все
рассматривают и определяют словом, что
получилось. Например: «У Сережи и Андрюши три
группы, в каждой по четыре игрушки», указывая,
говорят: «Четыре самолетика, четыре космонавта,
четыре шишки, все игрушки разные». «А у Анечки и
Сонечки четыре группы по два предмета в каждой.
Два камушка, два каштана, два желудя, два
карандаша».
Игра «Руки — ноги»
Воспитатель рассказывает детям правила игры:
один хлопок — сигнал для рук, два хлопка — сигнал
для ног. «Когда я хлопну в ладоши один раз, вы
поднимаете руки, хлопну еще один раз — опускаете
руки. Хлопну два раза — встаете. Хлопну еще два
раза — садитесь». Например, последовательность,
один хлопок — подняли руки; два хлопка — встали с
поднятыми руками; один хлопок — стоя, опустили
руки; два хлопка — сели с опущенными руками и т.п.
При первом проведении игры желательно, чтобы не
было выбывших детей, чтобы дети продолжали
играть, несмотря на допущенные ими ошибки (при
последующих проведениях вводится правило: кто
ошибся, выбывает из игры — садится на ковер).
Перед детьми на доске красные кружки,
расположенные по кругу. Их пять. Рядом пять синих,
расположенных квадратом. Воспитательница
интересуется, в какой из этих фигур может быть
больше или меньше кружков, а также не поровну ли
их: «Как можно это узнать?» Дети скорее всего
ответят: «Посчитать». Иногда они говорят:
наложить кружки, синие на красные или наоборот,
красные на синие. Воспитатель говорит: «Это
правильно, но мы тогда не узнаем «сколько», а
хотелось бы...» Останавливаемся на варианте:
«Посчитать!» Чтобы дети не посчитали один и тот
же кружок дважды или не сбились со счета, как это
часто бывает, воспитатель договаривается с ними,
с какого кружка начнут считать. И около
названного кружка слева ставит жирную точку.
Сообщает детям — это «точка отсчета». «Точкой
отсчета» может быть и маленький кружок (лучше
всего на магнитике), который ставится рядом с
предметом, с которого начинается счет.
Посчитали
кружки по кругу. Пять. Положили рядом числовую
карточку.
Посчитали кружки по квадрату. Пять. Так же
положили рядом числовую карточку.
Карточки с одинаковым количеством кружков.
Названное числительное одно и то же.
Следовательно, и тех и других кружков поровну.
Пять и пять. Если дети быстро и успешно
справились с этим заданием, педагог предлагает
им закрыть глаза и быстренько кладет синие
кружки треугольником. Дети открывают глаза.
Дальнейшая процедура та же самая.
После нескольких вариантов размещений и
пересчета делается вывод: «Посмотрите, красные
лежат кружком, а синие квадратиком, мы посчитали
и узнали, их пять и пять, поровну, все равно
одинаково». Воспитатель делает вывод: как бы не
были расположены предметы по кругу, по квадрату,
по треугольнику, какого бы они ни были цвета, если
их поровну, одинаковое количество, то форма
расположения и цвет не имеют значения.
Перед каждым ребенком на подносах лежат по 8–10
кружков одного цвета. Воспитатель просит детей
отсчитать по пять кружков и разложить их так, как
им хочется: в виде круга, квадрата,
прямоугольника или треугольника. Дети выполняют
и рассказывают о своих вариантах: «У меня пять
синих кружков, я разложила их кругом»; «А у меня
пять красных кружков, я разложил их квадратом» и
т.д.
АППЛИКАЦИЯ ИЗ БУМАГИ
«Веселые портреты»
Задачи. Учить составлять портрет из
отдельных частей (овал — лицо, полоски или комки
мятой бумаги — прическа).
Познакомить с новым способом вырезания овала из
бумаги, сложенной вдвое (по самостоятельно
нарисованному контуру).
Развивать цветовое восприятие (подбирать цвет
бумаги и карандаша в соответствии с цветом волос
и глаз).
Предварительная работа. Чтение
романа-сказки Н.Носова «Незнайка в Солнечном
городе». Рисование портретов палочками на песке
(на земле) во время прогулки, карандашами и
фломастерами на бумаге в самостоятельной
художественной деятельности.
Материалы, инструменты, оборудование.
Цветная бумага для причесок, прямоугольники
розовой бумаги для лица, фантики, серпантин,
белый и цветной картон для фона портретов,
фломастеры, цветные карандаши, клей, клеевые
кисточки, матерчатые салфетки, ножницы, клеенки.
У воспитателя модель для показа способа и
варианты причесок (из прямых полосок, из смятых
комочков, из разорванных кусочков бумаги).
Содержание занятия. Воспитатель предлагает
детям устроить выставку портретов —
автопортретов или портретов своих друзей, только
не нарисованных, а выполненных в технике
аппликации.
— Сначала нужно
выбрать фон — основу для будущего портрета. Для
этого лучше всего взять цветной картон или
плотную бумагу (показывает подготовленный
материал). Если у человека светлые волосы, его
портрет лучше будет смотреться на ярком или
темном фоне. Если волосы темные, можно выбрать
светлый фон, но подойдет и яркий. Как лучше
расположить лист? (Дети приходят к выводу, что
лучше разместить лист-основу вертикально, потому
что лицо удлиненное.) Посмотрите друг на друга.
Какой формы лицо? Как можно вырезать овал?
Посмотрите: я беру лист бумаги розового цвета, он
меньше фона по размеру. Складываю лист вдоль
пополам, рисую полуовал — будто радуга
поднимается над линией сгиба — и вырезаю.
Раскрываю! (Пауза.) Какая форма получилась? Овал.
Это лицо. Приклеиваю лицо на фон, чтобы вверху
осталось место для прически. Затем выбираю
бумагу в цвет волос. Если волосы прямые, прическу
можно сделать из бумажных полосок — вот так
(показывает вариант прически и выставляет
образец для сравнения с последующими
прическами). Если волосы кудрявые, можно вырезать
волнистые полоски или использовать готовый
серпантин, а можно разорвать бумагу на кусочки и
смять в комочки — вот так (показывает еще один
вариант прически). Еще интереснее всю прическу
сделать из разорванных кусочков бумаги
(выставляет все варианты причесок).
Возьмите прямоугольники розового цвета,
сложите вдоль пополам. Разгладьте линию сгиба и
нарисуйте над ней полуовал, как радугу. Аккуратно
вырезайте. Раскройте. Что у вас получилось? Овалы
— это лица. Продолжайте делать портреты: лица и
прическу наклейте, а все остальное дорисуйте.
После занятия мы устроим выставку.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
«Знакомство с рифмой»
Задачи. Знакомить детей с рифмой. Развивать
фонематический слух, поэтическое чутье, чувство
ритма.
Предварительная работа. Чтение главы «Как
Незнайка сочинял стихи» из книги Н.Носова
«Приключения Незнайки и его друзей».
Содержание занятия. Воспитатель вместе с
детьми вспоминает, как Незнайка сочинял стихи.
Обсуждает, почему у него стихи не сразу стали
получаться. (Он не умел придумывать рифмы —
слова, которые складно звучат.) Напоминает детям,
что писатель, который пишет стихи, называется
поэт.
Воспитатель предлагает детям послушать
стихотворение о рифмах «Об удивительных птицах»
(Д.Чиарди, перевод Р.Сефа)1.
Воспитатель спрашивает, какие слова подходят к
слову «кочка». Дети называют те слова, которые
звучали в стихотворении (бочка, строчка, точка), и
другие.
Воспитатель говорит: «Для того чтобы научиться
подбирать рифмы, давайте вспомним стихи, которые
вы хорошо знаете. Я буду начинать, а вы
заканчивайте:
Зайку бросила хозяйка, —
Под дождем остался... (зайка).
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки... (промок).
Спать пора! Уснул бычок,
Лег в коробку... (на бочок).
Сонный Мишка лег в кровать,
Только слон не хочет... (спать).
Головой кивает слон,
Он слонихе шлет... (поклон).
(А.Л. Барто)
— А теперь я буду читать стихотворения, в
которых пропущены слова. Вы постарайтесь
догадаться и назвать их». (Возможны разные
варианты подходящих по смыслу и звучанию слов.
Воспитателю не стоит пресекать и детского
словотворчества — «неожиданных» слов.)
Тучка с солнышком опять
В прятки начали...
Только солнце спрячется,
Тучка вся расплачется.
А как солнышко найдется,
В небе радуга...2
Без воды и без мочала
Кошка сына...3
Коровушка, коровушка!
Рогатая головушка!
Малых деток не бодай,
Молока им лучше... !4
1 Сеф Р. Стихи для детей.
Избранное. М.: Вагриус, 2004. С. 251.
2 Берестов В. Тучка // Берестов В. Кошкин
щенок. М.: Дрофа-плюс, 2004. С. 20.
3 Берестов В. Кошкин щенок // Там же.
С. 8.
4 Берестов В. Коровушка // Там же.
С. 33.
На, машина, чашку,
Ешь, машина, кашку.
Вот тебе кроватка, —
Спи, машина, сладко.
Я тобою дорожу,
Я тебя не завожу,
Чтобы ты не утомилась,
Чтобы ты не простудилась,
Чтоб не бегала в пыли.
Спи, машина, не...1
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме...
<...>
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять и...2
(В.Берестов)
1 Берестов В. Про машину //
Берестов В. Кошкин щенок. М.: Дрофа-плюс, 2004. С.
33.
2 Берестов В. Читалочка // Там же.
С. 41.
— А теперь мы будем читать стихотворение, в
котором пропущены слова или части слов. Вы
постарайтесь догадаться и поставить слова на
место. Стихотворение про кошку по имени Котауси и
мышку по имени Мауси («Котауси и Мауси» — из
английского фольклора, пересказ К.Чуковского).
Жила-была Мауси
И вдруг увидала Котауси.
У Котауси злые гла (-зауси)
И злые-презлые зу (-бауси).
Подбежала Котауси к (Мауси).
И замахала хвос (-тауси).
«Ах, Мауси, Мауси, Мауси,
Подойди ко мне, милая Мауси,
Я спою тебе песенку, Мауси,
Чудесную песенку, Мауси».
Но ответила умная (Мауси):
«Ты меня не обманешь, (Котауси).
Вижу злые твои гла (-зауси)
И злые-презлые зу (-бауси)».
Так ответила умная (Мауси)
И скорее бегом от (Котауси).
Воспитатель предлагает детям поиграть в
дидактическую игру «Загадай рифму».
На столе раскладываются разные предметы и
игрушки (можно заменить картинками), из названия
которых можно подобрать рифмованную пару.
Например: мишка, книжка, мартышка, шишка, крышка,
иголка, футболка, палка, скалка, скакалка,
картина, корзина, рябина, ребенок, жеребенок,
котенок, ложка, кошка, тряпка, шапка и др. Педагог
берет со стола пару предметов (мишка-шишка) и
просит детей отгадать, какую рифму она загадала.
А затем предлагает детям по очереди выбрать пару
предметов, названия которых звучат складно. Если
другие дети предлагают новые рифмы к этим словам
— педагог поощряет это. Совсем не страшно, если в
игре появятся «новые слова», которых нет в
русском языке, — чем больше казусов и смеха, тем
веселее игра.
|