Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №17/2007

КНИЖНЫЙ ШКАФ

Под ред. Л.А. ПАРАМОНОВОЙ

Продолжение. Начало см. в № 10, 16/2007

Развивающие занятия с детьми 5–6 лет

Фрагмент книги

Отдел реализации: (495) 784-67-74 *207, *208, *334, *337 (региональный отдел продаж).
*224, *220, *324, *227 (московский отдел продаж)
Факс: (495) 615-80-53; info@olma-press.ru, www.olma-press.ru

ПРИРОДА

«Природа в детском саду»

Задачи. Формировать представления о разнообразии природы, знакомить с природными объектами ближайшего окружения и их взаимосвязями.

Материалы, инструменты, оборудование. Разноцветные бусы (браслеты), лупы.

Место проведения. Первая часть занятия проводится в групповом помещении, а затем воспитатель ведет дошкольников по зданию детского сада. Занятие можно также проводить в зимнем саду, в экологической комнате, в живом уголке. Если в здании детского сада есть экологическая тропинка, то маршрут дошкольников проходит по ней. (Такая тропинка включает объекты живой и неживой природы: композиции комнатных растений, уголки природы, фонтаны, песочницы и центры песка и воды, аквариумы, мини-огороды и т.п.)

Предварительная работа. Наблюдение за растениями и животными в уголке природы. Дети наблюдают и ухаживают за растениями и животными в уголках природы, за обитателями аквариума, пересаживают комнатные растения, исследуя почву. Можно взять некоторые цветущие растения с клумбы (бархатцы, декоративную капусту) и посадить их в группе, понаблюдать за ними.

Содержание занятия. Воспитатель напоминает детям о наблюдениях, проведенных на участке детского сада; вместе с детьми уточняет, что на участке есть растения, животные, земля, вода, воздух, свет. Для актуализации и закрепления полученных знаний воспитатель составляет с детьми небольшие браслетики или бусы из бумажных или пластмассовых бусинок разного цвета (шесть белых и по одной бусине зеленого, серого, коричневого, синего, голубого и оранжевого цветов). Чтобы цветные бусинки были лучше видны, между ними помещают белые. Воспитатель предлагает детям нанизать на нитку первую белую бусинку и вспомнить исследование, которое проводилось на клумбе. Что дети наблюдали? Растения, — нанизываем бусинку зеленого цвета, а за ней снова белую. Были ли животные на клумбе? (Дети вспоминают, кого они обнаружили в земле, кто прилетал к цветкам, кто ползал на клумбе.) Нанизываем серую бусинку, потом — белую. Что держит корни растений, кормит и поит их? Земля, — на бусах появляется коричневая бусинка, за ней — белая. Что дает растениям свет и тепло, без которых они не могут жить? Солнце, — добавляем к предыдущим оранжевую бусинку, за ней снова белую. Дождик поливает растения, им нужна вода, — бусы пополняются синей бусинкой (и белой). Еще растениям нужен воздух, — нанизываем голубую бусинку и за ней — последнюю белую. Получившееся ожерелье можно использовать в процессе работы с детьми в течение всего года, вспоминая, что символизирует та или иная бусинка.

Воспитатель предлагает детям посмотреть, есть ли природа у них в группе и в других помещениях детского сада, пройти по детскому саду и найти разные объекты природы. Начать можно с помещения группы. Дети надевают бусы (или браслеты на руку).

Зеленая бусинка напоминает о растениях. Есть ли растения в группе? Дети проводят наблюдения за комнатными растениями и растениями мини-огорода. Они низкие или высокие? Какой у них стебель (прямой или вьющийся, толстый или тонкий)? Какого цвета листья (светло- и темно-зеленые, пестрые); большие или маленькие, шершавые или гладкие? Дети рассматривают, осторожно трогают листья, используют лупы. На каких растениях есть цветки, бутоны? Для чего выращивают комнатные растения в группе?

Серая бусинка напоминает о животных. Какие животные есть в группе: птицы, рыбы, звери? (Попугаи, канарейки; рыбки в аквариуме; хомячки, морские свинки, белые декоративные мышки и крысы.)

Дети рассматривают аквариум, наблюдают за его обитателями. Кто живет в аквариуме? (Рыбы, улитки.) Что в нем растет? (Разные растения.)

Коричневая бусинка напоминает о земле (почве). Воспитатель спрашивает детей, есть ли в группе земля. Для чего она используется? (Найти почву в горшках с растениями, на мини-огородах.) Дети рыхлят землю деревянной палочкой, чтобы в ней было больше воздуха и растение лучше росло.

Синяя бусинка напоминает о воде. Воспитатель обсуждает с детьми, где в группе можно обнаружить воду: вода есть в кране, есть вода для полива растений, в клетках животных, в аквариуме. Как дети используют воду, — пьют, моют руки, поливают растения, дают пить животным и т.п. Дети определяют, нужно ли полить комнатные растения (трогают землю в горшках и в случае необходимости поливают), добавляют воду в аквариум (если часть ее испарилась), подливают воду в поилки животным.

Голубая бусинка — напоминание о воздухе. Воспитатель спрашивает у детей, есть ли в группе воздух, почему мы его не видим? (Воздух прозрачный.) Воспитатель раздает детям прозрачные полиэтиленовые пакеты и спрашивает, есть ли что-нибудь внутри них. (Ответы ребят не комментируются, правильность предположений они проверяют сами.) Затем дошкольники «ловят» воздух с помощью пакетов. (Открывают пакет и машут им из стороны в сторону, чтобы он наполнился воздухом.) Почему пакет раздулся? Чем он наполнен? Воздухом. Значит, в комнате есть воздух, только он невидим. Воздух нужен и людям, и животным, и растениям.

Оранжевая бусинка — напоминание о солнце. Воспитатель спрашивает у детей, есть ли в комнате солнечный свет. Откуда он берется в помещении? (Его лучи проходят через окна.) Воспитатель закрывает окна шторами: что изменилось? Света стало меньше. В солнечный день дети протягивают к окну ладошки. Что они чувствуют при этом? (Тепло.) Экскурсию по детскому саду можно продолжить и в другое время, вне занятия.

Воспитатель вместе с детьми делает вывод о том, что солнечный свет, тепло, воздух, вода, земля нужны всем — людям, животным, растениям.

ЛЕПКА ПРЕДМЕТНАЯ

«Наши любимые игрушки»

Задачи. Учить детей лепить игрушки, передавая характерные особенности их внешнего вида (форму, цвет и соотношение частей).
Учить планировать работу — отбирать нужное количество материала, определять способ лепки.
Инициировать свободные высказывания детей на темы из личного опыта (описывать игрушки).

Предварительная работа. Беседа о любимых игрушках на предыдущем занятии по развитию речи.

Материалы, инструменты, оборудование. Мягкие игрушки, изображающие животных (собака, мишка, заяц, обезьяна, жираф и др.), пластилин или глина, клеенки, салфетки матерчатые, поворотный диск для демонстрации поделок, стеки. Незавершенная модель (туловище в форме овала или яйца (овоида) и голова в форме шара) и отдельные детали (уши, лапки, хобот) для показа способа лепки на основе обобщенной формы.

Содержание занятия. Перед занятием воспитатель размещает на столе мягкие игрушки так, чтобы дети могли их рассмотреть.

— У нас в детском саду много игрушек. Игрушки скучали летом без вас, а теперь обрадовались и приглашают поиграть — угадать их по описанию. Для этого тот, кто будет водить, должен задавать всем нам вопросы, чтобы мы отвечали «да» или «нет», — например, такие: «Это игрушка? Эта игрушка сидит на столе? У нее большие уши? У нее есть хобот?» и т.д. А теперь выберем считалкой того, кто будет водить.

Яблочко катится
Вокруг огорода.
Кто его схватит —
Тот воевода!

Водящий выходит за дверь, оставшиеся дети выбирают одну из игрушек для составления загадки. Вернувшийся водящий пытается отгадать, какую игрушку загадали. Игра повторяется два-три раза.
После игры воспитатель предлагает каждому ребенку слепить ту игрушку, которая понравилась больше всего. Воспитатель ставит на поворотный круг незавершенную лепную работу — туловище в форме овоида (яйца) и голову в форме шара. Просит детей отгадать, кто или что может получиться из этой формы. После высказываний детей демонстрирует способ лепки на основе заданной формы. Если прилепить длинные уши, лапки и короткий хвостик — появится зайчишка-плутишка. Если прилепить маленькие круглые ушки и толстые лапки — выйдет косолапый мишутка. Если голову «посадить» на длинную-предлинную шею, туловище повернуть и прикрепить к нему снизу четыре одинаковых ноги — получится длинношеий жираф. Воспитатель убирает все детали, оставляя исходную форму. Еще раз показывает ее детям, поворачивая в воздухе (туловище может располагаться так, будто игрушка стоит на двух лапках или же на четырех) и по-разному скрепляя части друг с другом (голова может прикрепляться к туловищу сверху или сбоку, на шее или без нее).
Дети начинают лепить игрушки по своему выбору и размещают их на общей подставке.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Занятие № 2

Задачи. Учить детей определять равное количество в группах разных предметов (предпосылки возникновения образа числа).
Развивать у детей внимание и координацию движений под счет.
Формировать у детей представления о независимости числа от расположения и цвета предметов: устанавливать равенство в группах из пяти предметов при определении их численности, когда они расположены по кругу, по квадрату или в виде любой другой фигуры; когда они различны по цвету.
Учить детей отсчитывать от большего количества меньшее по названному числу.
Уточнять понимание детьми независимости числа от формы расположения сосчитываемых предметов.

Материалы, инструменты, оборудование

Демонстрационный материал:

Круги двух цветов (например, красные и синие) по пять каждого цвета (5 см в диаметре).
Две числовые карточки с пятью точками, расположенными горизонтально.

Раздаточный материал:

По 8–10 кружков на подносе.

Содержание занятия. У воспитателя на столе небольшими группами стоят или лежат разные предметы, например: три мяча, три кораблика, три матрешки, три грибочка. Воспитатель просит детей обратить внимание на то, какие это предметы, сколько групп и по сколько предметов в каждой группе.
Посчитали, уточнили общее количество групп (в нашем случае их четыре) и по сколько предметов в каждой группе (по три). Далее воспитатель просит детей у себя на столах составить различные группы, но так, чтобы в каждой были одинаковые предметы, одно и то же количество, и чтобы эти предметы не повторялись в других группах: у кого-то по две игрушки, у кого-то по четыре и т.д. (не больше пяти). Дети могут работать парами, тройками, как им удобно. А затем все рассматривают и определяют словом, что получилось. Например: «У Сережи и Андрюши три группы, в каждой по четыре игрушки», указывая, говорят: «Четыре самолетика, четыре космонавта, четыре шишки, все игрушки разные». «А у Анечки и Сонечки четыре группы по два предмета в каждой. Два камушка, два каштана, два желудя, два карандаша».

Игра «Руки — ноги»

Воспитатель рассказывает детям правила игры: один хлопок — сигнал для рук, два хлопка — сигнал для ног. «Когда я хлопну в ладоши один раз, вы поднимаете руки, хлопну еще один раз — опускаете руки. Хлопну два раза — встаете. Хлопну еще два раза — садитесь». Например, последовательность, один хлопок — подняли руки; два хлопка — встали с поднятыми руками; один хлопок — стоя, опустили руки; два хлопка — сели с опущенными руками и т.п. При первом проведении игры желательно, чтобы не было выбывших детей, чтобы дети продолжали играть, несмотря на допущенные ими ошибки (при последующих проведениях вводится правило: кто ошибся, выбывает из игры — садится на ковер).

Перед детьми на доске красные кружки, расположенные по кругу. Их пять. Рядом пять синих, расположенных квадратом. Воспитательница интересуется, в какой из этих фигур может быть больше или меньше кружков, а также не поровну ли их: «Как можно это узнать?» Дети скорее всего ответят: «Посчитать». Иногда они говорят: наложить кружки, синие на красные или наоборот, красные на синие. Воспитатель говорит: «Это правильно, но мы тогда не узнаем «сколько», а хотелось бы...» Останавливаемся на варианте: «Посчитать!» Чтобы дети не посчитали один и тот же кружок дважды или не сбились со счета, как это часто бывает, воспитатель договаривается с ними, с какого кружка начнут считать. И около названного кружка слева ставит жирную точку. Сообщает детям — это «точка отсчета». «Точкой отсчета» может быть и маленький кружок (лучше всего на магнитике), который ставится рядом с предметом, с которого начинается счет.

Посчитали кружки по кругу. Пять. Положили рядом числовую карточку.

Посчитали кружки по квадрату. Пять. Так же положили рядом числовую карточку.

Карточки с одинаковым количеством кружков. Названное числительное одно и то же. Следовательно, и тех и других кружков поровну. Пять и пять. Если дети быстро и успешно справились с этим заданием, педагог предлагает им закрыть глаза и быстренько кладет синие кружки треугольником. Дети открывают глаза. Дальнейшая процедура та же самая.

После нескольких вариантов размещений и пересчета делается вывод: «Посмотрите, красные лежат кружком, а синие квадратиком, мы посчитали и узнали, их пять и пять, поровну, все равно одинаково». Воспитатель делает вывод: как бы не были расположены предметы по кругу, по квадрату, по треугольнику, какого бы они ни были цвета, если их поровну, одинаковое количество, то форма расположения и цвет не имеют значения.

Перед каждым ребенком на подносах лежат по 8–10 кружков одного цвета. Воспитатель просит детей отсчитать по пять кружков и разложить их так, как им хочется: в виде круга, квадрата, прямоугольника или треугольника. Дети выполняют и рассказывают о своих вариантах: «У меня пять синих кружков, я разложила их кругом»; «А у меня пять красных кружков, я разложил их квадратом» и т.д.

АППЛИКАЦИЯ ИЗ БУМАГИ

«Веселые портреты»

Задачи. Учить составлять портрет из отдельных частей (овал — лицо, полоски или комки мятой бумаги — прическа).
Познакомить с новым способом вырезания овала из бумаги, сложенной вдвое (по самостоятельно нарисованному контуру).
Развивать цветовое восприятие (подбирать цвет бумаги и карандаша в соответствии с цветом волос и глаз).

Предварительная работа. Чтение романа-сказки Н.Носова «Незнайка в Солнечном городе». Рисование портретов палочками на песке (на земле) во время прогулки, карандашами и фломастерами на бумаге в самостоятельной художественной деятельности.

Материалы, инструменты, оборудование. Цветная бумага для причесок, прямоугольники розовой бумаги для лица, фантики, серпантин, белый и цветной картон для фона портретов, фломастеры, цветные карандаши, клей, клеевые кисточки, матерчатые салфетки, ножницы, клеенки. У воспитателя модель для показа способа и варианты причесок (из прямых полосок, из смятых комочков, из разорванных кусочков бумаги).

Содержание занятия. Воспитатель предлагает детям устроить выставку портретов — автопортретов или портретов своих друзей, только не нарисованных, а выполненных в технике аппликации.

— Сначала нужно выбрать фон — основу для будущего портрета. Для этого лучше всего взять цветной картон или плотную бумагу (показывает подготовленный материал). Если у человека светлые волосы, его портрет лучше будет смотреться на ярком или темном фоне. Если волосы темные, можно выбрать светлый фон, но подойдет и яркий. Как лучше расположить лист? (Дети приходят к выводу, что лучше разместить лист-основу вертикально, потому что лицо удлиненное.) Посмотрите друг на друга. Какой формы лицо? Как можно вырезать овал? Посмотрите: я беру лист бумаги розового цвета, он меньше фона по размеру. Складываю лист вдоль пополам, рисую полуовал — будто радуга поднимается над линией сгиба — и вырезаю. Раскрываю! (Пауза.) Какая форма получилась? Овал. Это лицо. Приклеиваю лицо на фон, чтобы вверху осталось место для прически. Затем выбираю бумагу в цвет волос. Если волосы прямые, прическу можно сделать из бумажных полосок — вот так (показывает вариант прически и выставляет образец для сравнения с последующими прическами). Если волосы кудрявые, можно вырезать волнистые полоски или использовать готовый серпантин, а можно разорвать бумагу на кусочки и смять в комочки — вот так (показывает еще один вариант прически). Еще интереснее всю прическу сделать из разорванных кусочков бумаги (выставляет все варианты причесок).

Возьмите прямоугольники розового цвета, сложите вдоль пополам. Разгладьте линию сгиба и нарисуйте над ней полуовал, как радугу. Аккуратно вырезайте. Раскройте. Что у вас получилось? Овалы — это лица. Продолжайте делать портреты: лица и прическу наклейте, а все остальное дорисуйте. После занятия мы устроим выставку.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

«Знакомство с рифмой»

Задачи. Знакомить детей с рифмой. Развивать фонематический слух, поэтическое чутье, чувство ритма.

Предварительная работа. Чтение главы «Как Незнайка сочинял стихи» из книги Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей».

Содержание занятия. Воспитатель вместе с детьми вспоминает, как Незнайка сочинял стихи. Обсуждает, почему у него стихи не сразу стали получаться. (Он не умел придумывать рифмы — слова, которые складно звучат.) Напоминает детям, что писатель, который пишет стихи, называется поэт.

Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение о рифмах «Об удивительных птицах» (Д.Чиарди, перевод Р.Сефа)1.

Воспитатель спрашивает, какие слова подходят к слову «кочка». Дети называют те слова, которые звучали в стихотворении (бочка, строчка, точка), и другие.

Воспитатель говорит: «Для того чтобы научиться подбирать рифмы, давайте вспомним стихи, которые вы хорошо знаете. Я буду начинать, а вы заканчивайте:

Зайку бросила хозяйка, —
Под дождем остался... (зайка).
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки... (промок).

Спать пора! Уснул бычок,
Лег в коробку... (на бочок).
Сонный Мишка лег в кровать,
Только слон не хочет... (спать).
Головой кивает слон,
Он слонихе шлет... (поклон).

(А.Л. Барто)

— А теперь я буду читать стихотворения, в которых пропущены слова. Вы постарайтесь догадаться и назвать их». (Возможны разные варианты подходящих по смыслу и звучанию слов. Воспитателю не стоит пресекать и детского словотворчества — «неожиданных» слов.)

Тучка с солнышком опять
В прятки начали...
Только солнце спрячется,
Тучка вся расплачется.
А как солнышко найдется,
В небе радуга...2
Без воды и без мочала
Кошка сына...3
Коровушка, коровушка!
Рогатая головушка!
Малых деток не бодай,
Молока им лучше... !4


1 Сеф Р. Стихи для детей. Избранное. М.: Вагриус, 2004. С. 251.
2 Берестов В. Тучка // Берестов В. Кошкин щенок. М.: Дрофа-плюс, 2004. С. 20.
3 Берестов В. Кошкин щенок // Там же. С. 8.
4 Берестов В. Коровушка // Там же. С. 33.

На, машина, чашку,
Ешь, машина, кашку.
Вот тебе кроватка, —
Спи, машина, сладко.
Я тобою дорожу,
Я тебя не завожу,
Чтобы ты не утомилась,
Чтобы ты не простудилась,
Чтоб не бегала в пыли.
Спи, машина, не...1
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме...
<...>
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять и...2

(В.Берестов)


1 Берестов В. Про машину // Берестов В. Кошкин щенок. М.: Дрофа-плюс, 2004. С. 33.
2 Берестов В. Читалочка // Там же. С. 41.

— А теперь мы будем читать стихотворение, в котором пропущены слова или части слов. Вы постарайтесь догадаться и поставить слова на место. Стихотворение про кошку по имени Котауси и мышку по имени Мауси («Котауси и Мауси» — из английского фольклора, пересказ К.Чуковского).

Жила-была Мауси
И вдруг увидала Котауси.
У Котауси злые гла (-зауси)
И злые-презлые зу (-бауси).
Подбежала Котауси к (Мауси).
И замахала хвос (-тауси).
«Ах, Мауси, Мауси, Мауси,
Подойди ко мне, милая Мауси,
Я спою тебе песенку, Мауси,
Чудесную песенку, Мауси».
Но ответила умная (Мауси):
«Ты меня не обманешь, (Котауси).
Вижу злые твои гла (-зауси)
И злые-презлые зу (-бауси)».
Так ответила умная (Мауси)
И скорее бегом от (Котауси).

Воспитатель предлагает детям поиграть в дидактическую игру «Загадай рифму».

На столе раскладываются разные предметы и игрушки (можно заменить картинками), из названия которых можно подобрать рифмованную пару. Например: мишка, книжка, мартышка, шишка, крышка, иголка, футболка, палка, скалка, скакалка, картина, корзина, рябина, ребенок, жеребенок, котенок, ложка, кошка, тряпка, шапка и др. Педагог берет со стола пару предметов (мишка-шишка) и просит детей отгадать, какую рифму она загадала. А затем предлагает детям по очереди выбрать пару предметов, названия которых звучат складно. Если другие дети предлагают новые рифмы к этим словам — педагог поощряет это. Совсем не страшно, если в игре появятся «новые слова», которых нет в русском языке, — чем больше казусов и смеха, тем веселее игра.

 

Рейтинг@Mail.ru